Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Сергей Мостовщиков: «В занятиях журналистикой смысла нет»
(Елабуга, 10 июня, «Татар-информ», Елена Миронова). Пресса должна стать для России товаром, только тогда частные СМИ смогут развиваться, считает главный редактор журнала «Крокодил» Сергей Мостовщиков. Такой взгляд на будущее печатных средств массовой информации в нашей стране журналист с 20-летним стажем высказал вчера, проводя для коллег мастер-класс на тему «Если смысл в занятиях журналистикой? В занятиях журналистикой смысла нет».
Мастер-класс проходил в рамках II Конгресса национальных и региональных СМИ на борту теплохода «Федор Шаляпин». Для начала Сергей Мостовщиков назвал несколько причин, по которым ему нравится журналистская работа. «Журналистика – профессия очень интересная, поскольку способствует лени, получению удовольствия за чужой счет и развитию любопытства, - так редактор «Крокодила» начал встречу с коллегами. – Чтобы стать журналистом, нет необходимости получать такое фундаментальное образование, как, к примеру, будущим врачам. В СМИ, особенно в последние годы, приходят люди, учившиеся по самым различным специальностям – филологи, математики, химики, биологи. Труженик пера, если он не ленив, может по заданию редакции объехать Россию и даже весь мир. Человек с диктофоном и блокнотом имеет возможность задавать людям те вопросы, которые ему хочется задать, и получит на них ответы, что недоступно представителям других профессий. Так что, - резюмировал Сергей Мостовщиков первую часть своего выступления, - смысл в занятиях журналистикой есть». В то же время, по мнению главного редактора «Крокодила», теми же причинами можно обосновать бесполезность вступления на журналистскую стезю. Появление большого количества непрофессиональных журналистов снижает общий уровень средств массовой информации, журналистика теряет влияние на умы людей, все больше работает по заказу тех, у кого есть деньги. Тиражи печатных изданий катастрофически падают, люди в России читают все меньше и меньше.
Выход из тупиковой ситуации, по мнению Сергея Мостовщикова, в том, чтобы сделать печатную продукцию таким же «стоящим» товаром, как, к примеру, одежда, мебель и так далее. То есть превратить процесс покупки газеты или журнала «на бегу» в осознанный акт. Примером «настоящего товара» московский журналист назвал финансовые издания, которые, несмотря на достаточно высокую цену, довольно хорошо продаются и уже заработали хорошие тиражи.
По их пути пошел и «Крокодил» - журнал с весомой историей и сложной судьбой. Созданное в 1922 году сатирическое издание в перестроечные времена закрывалось и «заново родилось» лишь спустя 5 лет. После «реанимации» журнал переформатировали. Он стал выходить не три, а один раз в месяц, но на 48 страницах вместо 16. И хотя до глянцевых «коллег» ему далеко – «Крокодил» печатается на обычной бумаге и лишь в две краски - он продается по цене от 120 до 150 рублей. Сейчас тираж журнала, достигавший в свое время нескольких миллионов, составляет 20 тысяч экземпляров. И даже они продаются не полностью. Тем не менее, Сергей Мостовщиков настроен оптимистично: он убежден, что тираж «Крокодила» возрастет минимум до 100 тысяч экземпляров. Так что вопрос «Есть ли смысл в занятиях журналистикой?» остается открытым.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»