news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Сергей КУДРЯВЦЕВ:

«Фестиваль мусульманского кино может объединять людей разной веры»

В ИА «Татар-информ» состоялась пресс-конференция с участием членов отборочной комиссии VII Казанского международного фестиваля мусульманского кино, который пройдет в Казани с 6 по 11 сентября. На вопросы журналистов ответили известный российский киновед и кинокритик, председатель отборочной комиссии фестиваля Сергей Кудрявцев, директор ГУ «Татаркино», член оргкомитета фестиваля Владимир Батраков, режиссер, драматург, писатель, член отборочной комиссии фестиваля Салават Юзеев, программный директор и член отборочной комиссии фестиваля Ильшат Латыпов.
Всего в оргкомитет фестиваля поступило 300 заявок из 40 стран мира, из них впервые - из Чада, Словении, Грузии, Эстонии, Кореи, Кении, Бельгии, Таиланда и Китая. Всего в конкурсную программу вошло 40 фильмов. Внеконкурсная программа составляет порядка 20 фильмов.


По каким критериям вы отбирали картины, которые вошли в конкурсную программу фестиваля?

С.Кудрявцев: Критерий один – это, прежде всего, художественные качества. Когда начинаешь отсматривать самые разные фильмы, то интуитивно нащупываешь сквозную тему и достоинство данного фестиваля, с одной стороны прекрасно понимая, что их набор довольно случаен, а с другой стороны, когда делаешь сознательный выбор, то вольно или невольно происходит выяснение некого общего, что свойственно всем картинам. Я бы назвал эту тему «В поисках дома», причем дом нужно понимать в узком, частном смысле, и дом можно понимать более широко, как страна, государство, как целый мир, вся земля. Если мы не находим некие точки соприкосновения, не обретаем человеческие контакты друг с другом, то сталкиваемся с вопросами, когда решаем общемировые проблемы и, мне кажется, эта тема поиска своего, чего-то родного, близкого, этого дома, это то, что было свойственно целому ряду картин самых разных стран. На этом сквозном мотиве объединились произведения самых разных авторов - от дебютантов до классиков мирового кино.

В разные годы почетными гостями фестиваля были такие звезды кино, как Катрин Денев, Никита Михалков, Эльдар Рязанов, Эдриан Броуди и другие. Кто станет почетным гостем в этом году?


В.Батраков: Работа отборочной комиссии завершилась буквально за 30 минут до начала пресс-конференции. Сейчас начинается рассылка приглашений авторам фильмов, которые прошли конкурсную программу. До фестиваля еще полтора месяца, пока конкретные имена мы говорить не будем. Единственно, что мы можем сказать - председателем жюри фестиваля станет именитый российский режиссер, актер, сценарист, профессор ВГИКа, заслуженный деятель искусств, народный артист России Владимир Хотиненко.

Сергей Валентинович, вы являетесь председателем отборочной комиссии фестиваля. Поделитесь, пожалуйста, чем вас заинтересовал кинофестиваль, почему вы приняли предложение участвовать в отборе фильмов для него?


С.Кудрявцев: Мне поступило предложение стать председателем отборочной комиссии фестиваля от Ильшата Латыпова. Я долго не думал, согласился сразу, потому что мне интересно. До этого мне приходилось заседать в нескольких жюри, смотреть отобранные кем-то фильмы или, например, рецензировать в качестве кинокритика. Захотелось побывать по ту сторону баррикад, узнать, как это происходит, когда самому приходится отбирать фильмы. Мы, как журналисты и критики, имеем дело с тем, что уже отобрано кем-то на фестивалях.

Как вы оцениваете уровень работ, представленные странами СНГ, насколько они конкурентоспособны?


С.Кудрявцев: Все-таки что-то происходит, что-то снимают, иногда это очень интересно. Но нынешняя кинематография не поднимается на тот уровень, который существовал в советском кино, практически ни в одной из бывших республик, включая Россию. Этому есть целый ряд причин. Мне кажется, мы все страдаем от того, что разошлись по национальным квартирам, мы разрушили единую систему существования кинематографа, разрушили цепочку, существовавшую между замыслом автора, производством фильма и выходом в прокат кинозрителям. Мы все за это расплачиваемся. Другое дело, что фестивали способствуют объединению, они выполняют ту прокатную функцию, которую не выполняет кинопрокат как таковой. Все-таки фильмы каким-то образом доходят до зрителей, есть возможность посмотреть их не только специалистам, хотя и они страдают, не всегда выпадает возможность увидеть узбекские, киргизские фильмы, а зрители тем более лишены такой возможности. Фестивали восполняют этот пробел, уже за это следует их поддерживать и всячески рекламировать.

Кого бы вы могли выделить из современных режиссеров?

С.Кудрявцев: Основная проблема, особенно на постсоветском пространстве, это застарелая беда, исток которой еще в доперестроечных временах. Болезненные процессы начались в начале 80-х годов, когда произошло, на мой взгляд, резкое постарение репертуара, тематики произведений, режиссуры. Если в лучшие времена советского кино, а это эпоха конца 20-х и рубежа 50-х-60х годов, средний возраст режиссеров составлял 35, максимум 37 лет, то, начиная с 80-х годов, он все рос, и во второй половине 90-х, и в настоящее время. Средний возраст, например, российских режиссеров - 45 лет. На мой взгляд, это просто ужас. Это, к сожалению, характерно и для ряда бывших республик Советского Союза. Приток молодых режиссеров, к сожалению, связан, я думаю, прежде всего, с экономическими причинами. Власть денег гораздо хуже, чем власть прежней идеологии. Если раньше довольно легко можно было режиссеру, заканчивая ВГИК, дебютировать с полнометражной картиной в возрасте до 30 лет, то теперь это крайне сложно. Если и появляются молодые режиссеры, то это одиночки, а в одиночку кинематографию не сделаешь. Прорывы во всех национальных кинематографиях за всю историю мирового кино происходили, когда приходило целое поколение, обязательно это должно было быть молодое поколение, которое должно было отодвинуть в сторону так называемое «папашино» кино, то есть, именно режиссеров в возрасте, успевших иногда состариться еще до того как им исполнилось 40-50 лет. К сожалению, такое происходит даже с ведущими режиссерами мира, когда они стареют раньше, чем положено. Ситуация изменится только если это будет настоящая волна, а не та волна, о которой иногда кричат опережающие событие критики, когда они называют волной появление 5-6 режиссеров, которым уже далеко за 30 и называть их молодым поколением – это настоящий анекдот.

Салават Ильдарович, будет ли на фестивале достойное документальное кино?


С.Юзеев: Документальные фильмы очень интересные в этом году. 2 киргизские работы очень интересные, это «Кочевья» и «Алмаз». Есть несколько интересных российских работ. Мы взяли работы из Палестины, даже если мастерство режиссера или оператора не очень высокого уровня, но, сам факт, что это из места, где льется кровь, это заслуживает особого внимания. Тем более, там есть потрясающий кадр - камера залитая кровью, это демонстрируется в конце фильма, такой фильм нельзя не взять на фестиваль, и мы его безоговорочно берем. Есть очень интересные фильмы в этом году. Детского кинематографа нет, к сожалению, это вообще беда российского кинематографа, что детских фильмов не выпускается.

С.Кудрявцев: Я хотел добавить, что среди игровых и полнометражных картин есть несколько удачных картин именно о детях, может быть, даже интересные и детям.

Салават Ильдарович, насколько сложно вам было оценивать наше, татарстанское кино?


С.Юзеев: Мне, естественно, сложнее оценивать, я, конечно, за своих болею больше. Но, есть одна закономерность, в этом году выбор гораздо беднее из татарских фильмов, это объясняется очень просто. Вспомните позапрошлый фестиваль, какая сильная была программа из татарстанского кино. Залы были битком забиты, люди хотели смотреть татарстанское кино. В прошлом году ситуация уже была похуже. Это, конечно, связано с отсутствием финансирования в том формате, которое было года 3 назад, в связи с кризисом упало финансирование и, как результат, мы получаем теперешнюю ситуацию. Она будет продолжаться года два, если ее не менять.

В.Батраков: В целом в нашей стране нарушена система киноиндустрии. Где-то, год назад были у нас китайцы, они благодарили нас за то, что мы их научили снимать кино, сегодня надо учиться нам у них. Они сказали, что в Китае ежегодно снимается 400 местных картин, в России снимается 100. Причем, все местные фильмы в Китае окупаются. У них своя специфика, да, у них каждый проект окупается, но у них закрыты границы для ввоза другой продукции. В год можно показывать только 4 американских фильма. По этому принципу пошел Узбекистан, Таджикистан, у них местные фильмы идут с успехом.
Кино - это такой длительный процесс. На мель мы сели в 2009 -2010 годы, если финансирование увеличится, то результат будет только в 2013 году. Поэтому, как решить эту проблему, то ли стать конкурентоспособными Америке, либо закрыть границу, вопрос сложный, закрыть границу проще. Но, я надеюсь, что будет праздник на нашей улице.

С.Кудрявцев: Самое главное несчастье российского кинематографа – это то, что 20 лет назад бы уничтожен «Главкинопрокат», а также вся система, существовавшая десятилетиями и удачно функционировавшая. В советские годы не окупалось 5 фильмов из 150, теперь окупается только 5 фильмов из 100. Проблема в том, что отпустили кинопрокат в свободное плавание, государство самоустранилось. Деньги выделяются только на производство фильмов, ни возврат денег, ни прибыль, никого не интересует.
Надо учитывать опыт разных стран от Китая до Франции. В Китае дешевые цены на билеты в кино. У нас цены как в Америке, а зарплата другая. Вторая проблема – не отрегулирована ситуация с владельцами кинотеатров. Государство должно скорректировать ситуацию, не надо водить никакие запреты, а попробовать материально заинтересовать кинотеатры, чтобы они ставили в репертуар российские фильмы. У меня есть свои предложения на этот счет. Сегодня доходы от продажи билетов делятся между владельцами кинотеатров и прокатными компаниями 50/50. Мне кажется, в отношении российских картин владельцы кинотеатров могут рассчитываться с прокатными компаниями 25/75. В таком случае, владельцы кинотеатров будут заинтересованы, так как меньше денег будут возвращать прокатчикам, появится материальный интерес. Государство также может оплачивать изначально треть стоимости билетов на российские фильмы, но это сложно проконтролировать.

В.Батраков: В Татарстане скромно в этом плане, но я считаю, что система выстроена правильно. Выделяются деньги и на производство фильмов, и на поддержку сельского кинопоказа. Хорошо, что муниципальная сеть кинопоказов в Татарстане сохранена.

Сергей Валентинович, как вы воспринимаете название фестиваля и вообще понятие «мусульманское кино»?


С.Кудрявцев: Невольно загоняем себя в узкие рамки, когда пытаемся трактовать мусульманское кино только с точки зрения проповедей Ислама или наличия в конкурсе картин из мусульманских стран, героев, режиссеров-мусульман. Мне кажется, это слишком простое и не приносящее пользу понимание данного процесса. Девиз фестиваля «Через диалог культур к культуре диалога», в регламенте также сказано о неких общечеловеческих ценностях, которые могут объединять людей разной веры. Было бы полезно, по практике международных фестивалей, отмечать картины, которые существуют на стыке разных религий и культур, призывают к толерантности. Если идти по этому пути, искать точки соприкосновения, а не замыкаться в рамках одной веры, религии, то это будет только на пользу фестивалю.

Материал подготовила Люция КАМАЛОВА.

 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2