news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Сергей Иванов: «Татарстан уперся в потолок роста турпотока»

Как внешние обстоятельства повлияли на внутренний туризм в России, почему инвесторы не спешат вкладывать деньги в гостиничный бизнес и что нужно еще сделать в Татарстане для привлечения путешественников, в интервью главному редактору «Татар-информа» Ринату Билалову рассказал председатель Госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов.

Сергей Иванов: «Татарстан уперся в потолок роста турпотока»
Сергей Иванов: «Количества имеющихся гостиниц, средств размещения недостаточно для того, чтобы удовлетворить весь имеющийся спрос туристов, желающих приехать в Татарстан»
Фото: © Султан Исхаков / «Татар-информ»

«Мы превысим цифру в 4 миллиона в целом по республике»

Сергей Евгеньевич, мы хотели бы поговорить об итогах туристического сезона. Конечно, есть мнение, что в Казани сезон никогда не заканчивается. В городе все время проходят какие-то события, туристический поток есть всегда. Но тем не менее летний сезон закончился, наступила осень. Если можно, раскройте цифры этого сезона. И главные события, которые вы бы отметили.

Действительно, этот год, наверное, исторически самый активный с точки зрения развития внутреннего туризма. И наверняка все это уже отметили и те, кто бывал в наших основных туристических локациях – в центре города Казани, на острове-граде Свияжск, в Болгаре, Елабуге, Тетюшах – везде было большое количество туристов. Практически не было в этих локациях жителей Республики Татарстан, в основном это были туристические группы, индивидуальные туристы.

По цифрам могу сказать, что за девять месяцев Татарстан посетили уже порядка трех миллионов человек. Эта цифра больше, чем цифра прошлого года.

На сколько?

На сегодняшний день это порядка плюс 6 процентов. Итоговую цифру мы выведем за 12 месяцев.

«За девять месяцев Татарстан посетили уже порядка трех миллионов человек. Эта цифра больше, чем цифра прошлого года»

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

Прогноз какой? По итогам года на какую цифру выйдем?

Мы превысим цифру в 4 миллиона в целом по республике. Казань, как основной туристический магнит, традиционно занимает порядка 85% от туристического потока. По Казани цифры будет выше 3,5 миллиона туристов. И надо понимать, что в Казань приезжают люди из Набережных Челнов, Альметьевска, других муниципальных образований, то есть внутренний туристический поток у нас тоже есть. Некоторые останавливаются в гостиницах и приезжают сюда действительно как туристы. Даже если они приезжают на выходные дни, они идут в казанские музеи, театры, магазины. То есть для Казани они – туристы. Да, для Республики Татарстан это, может, не внешний туристический поток, но для города Казани это достаточно большой сегмент, который приезжает и тратит на территории города определенные средства.

Всегда было интересно, каким образом ведется подсчет. Когда вы выводите цифру в 3,5 миллиона, на основе чего делаете такие прогнозы?

Есть официальные данные Росстата, которыми мы оперируем. И здесь мы не занимаемся фантазиями. Такая методика появилась с 2022 года. Росстат оценивает не только тех людей, которые размещаются в так называемых коллективных средствах размещения, но и делает досчет тех людей, которые размещаются в индивидуальных средствах размещения – квартирах, апартаментах и так далее.

А каким образом это фиксируется?

У Росстата есть своя методика. В принципе, по нашим замерам, эти цифры совпадают, очень сильно коррелируют. В основных туристических центрах мы делаем опросы туристов, которые приезжают к нам в республику, чтобы понять модель поведения, паттерное поведение людей. И мы видим, что количество людей, которые останавливаются не в гостиницах, а на съемных квартирах, каких-то других средствах размещения, оно совпадает с тем процентом, который показывает Росстат. Поэтому мы склонны доверять статистике Росстата. Ну и, собственно говоря, это единственный официальный источник информации, который есть в нашей стране.

«От посещения Татарстана практически не было негативных или каких-то отрицательных отзывов»

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

Татарстан получил сегмент тех туристов, которые раньше по стране не путешествовали

Каким-то образом поменялся характер туризма в Казани? Мы же видим, что зарубежный туризм стал дороже, люди стали больше путешествовать внутри страны, в том числе и к нам приезжать. Вообще какие главные тенденции вы увидели за этот сезон?

Я бы сказал – тенденции нарастали. Они появились в 2022 году, даже в 2021-м. И вы абсолютно правильно заметили, что сначала из-за пандемии и закрытия границ большое количество туристов не смогли поехать за рубеж. Да, тогда еще не было СВО, не было санкций. Но тем не менее люди стали смотреть, какие локации есть внутри страны. И в этот момент Татарстан получил сегмент тех туристов, которые раньше по стране не путешествовали. Для них были интересны европейские страны, Ближний Восток, Северная Америка. Люди, привыкшие к хорошему сервису, к хорошим ресторанам, к хорошей экскурсионной программе. И вот эти люди тоже поехали в Татарстан.

Это, конечно, был определенный экзамен для всей нашей туристической отрасли. И я считаю, что мы этот экзамен выдержали. Мы очень подробно мониторили отзывы туристов на всех открытых источниках. От посещения Татарстана практически не было негативных или каких-то отрицательных отзывов. Очень правильно, что у нас есть отели не только сегмента 2-4 звезды, но и отели класса люкс, и отели-«пятерки», то есть сегмент премиум.

«Люди, привыкшие к хорошему сервису, к хорошим ресторанам, к хорошей экскурсионной программе. И вот эти люди тоже поехали в Татарстан»

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

В 2023 году этот тренд (спрос на внутренний туризм, – прим. Т-и) продолжил усиливаться в связи с санкциями, с удорожанием поездок в европейские страны, с очень сложной логистикой. К нам стало приезжать достаточно много требовательного клиента, с хорошим чеком. Это люди, которые не только просто ездят по групповым экскурсиям, но это люди, которые заказывают индивидуальное экскурсионное обслуживание, делают дорогие покупки, живут в дорогих отелях.

Ну и к этому сегменту, естественно, прибавился и средний сегмент, который также путешествовал в европейские страны, куда поездки в этом сезоне стало совершать сложнее. И этот сегмент тоже поехал на хорошую инфраструктуру, на хорошие экскурсионные объекты, хорошие точки питания, хорошее обслуживание, туда, где есть чем заняться.

Еще один усиливающийся тренд – это увеличение времени пребывания в Татарстане. Лет 10-15 назад это были достаточно короткие поездки – две ночи, часто даже одна ночь. Потихонечку мы росли и дошли до 3,1 ночи, 3,2 ночи. В этом году средняя продолжительность пребывания на территории Татарстана уже превысила четыре ночи. Есть те, кто приезжает на семь ночей. Есть групповые заезды на шесть ночей. Люди приезжают и находятся на территории нашей республики порядка одной недели. И это очень важно, потому что основной экономический эффект, за который борются все дестинации, – это увеличение продолжительности пребывания на территории. Каждая ночь – это, соответственно, расходы в гостинице, в точках питания, в сувенирных магазинах и так далее. Мы уже перешагнули за цифру четыре ночи. Это очень-очень хорошо.

Средний чек растет быстрее, чем количество людей, прибывающих к нам

А как поменялся средний чек по сравнению, допустим, с прошлым годом?

Чек растет. И он растет, безусловно, быстрее, чем количество людей, прибывающих к нам. Дорожает размещение в гостиницах, питание, транспортное обслуживание.

Это инфляционный процесс? Или все же растет спрос и соответственно растут цены.

Здесь нужно смотреть сегменты. Точки питания – это инфляционный рост. Транспортное обслуживание – это недостаток транспорта. Гостиничное обслуживание – и инфляционная составляющая, и частично недостаток номеров. То есть когда номеров не хватает, цены на них начинают подниматься. В зависимости от сегмента мы видим разные причины увеличения цен – и инфляционный рост, и рост, связанный с ограниченностью предложения.

Ну скажем, средний турист сколько сейчас в день тратит в Казани, в Татарстане?

Турист в среднем тратит порядка восьми тысяч рублей. Сюда включается проживание, питание, экскурсионная программа, покупки, развлечения. Это средний чек. Понятно, что кто-то тратит 50 тысяч, кто-то – 3-4 тысячи.

А как изменилась сумма по сравнению с прошлым годом?

Рост где-то примерно на 17%.

«Турист в среднем тратит порядка восьми тысяч рублей. Сюда включается проживание, питание, экскурсионная программа, покупки, развлечения»

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

Без появления новых гостиниц будет сложно наращивать турпоток

Вы упомянули, что есть моменты, связанные с ростом цен на отели и иные места размещения. Мы правильно понимаем, что у нас туристический поток уже фактически превышает наши возможности с точки зрения размещения, наличия отелей?

Однозначно. На сегодняшний день мы уперлись в потолок в плане дальнейшего значительного прироста туристического потока. Количества имеющихся гостиниц, средств размещения недостаточно для того, чтобы удовлетворить весь имеющийся спрос туристов, желающих приехать в Татарстан. Безусловно, часть этого спроса уходит в квартиры, иные частные средства размещения. Но зрелость и качество туристической инфраструктуры определяется в первую очередь наличием гостиниц. Причем в разных сегментах. Это и две звезды, и три, и четыре, и пять звезд. Здесь мы достигли предела роста, и, конечно, без появления новых гостиниц, без увеличения качественного номерного фонда нам сложно будет каким-то серьезным образом расти в перспективе.

А есть какие-то значимые проекты в этом плане? Именно для массового туриста.

Таких крупных проектов, честно скажу, пока единицы. Гостиничный бизнес – это сложный бизнес. Это очень долго окупаемый бизнес. На сегодняшний день окупаемость гостиничных проектов превышает 10 лет. Если гостиничный проект окупился за 10 лет – считайте, что вам повезло. В основном это 12, 13, 15 лет. И, естественно, на сегодняшний день эта сфера с точки зрения инвестиций не самая привлекательная. Поэтому, собственно говоря, капитал сильно не бежит в эту сторону. И очень важно, чтобы создавались все необходимые условия, чтобы облегчить для инвестора стоимостную базу, налоговую базу,и сделать этот бизнес более привлекательным. Снижение окупаемости проектов даже на 1-2 года уже может стимулировать инвесторов в долгосрочные инвестиции. Мы должны придумать какую-то «конфету», ради которой инвестор начнет достаивать имеющиеся объекты и инвестировать в новые.

«Зрелость и качество туристической инфраструктуры определяется в первую очередь наличием гостиниц. Причем в разных сегментах»

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

Татарстан потихонечку становится неким хабом на Средней Волге

Мы с вами говорим, что Казань достигла потолка по количеству туристов, а нет ли ощущения, что и в содержательном плане мы несколько, так сказать, притормозили? Я вот помню период, когда в Казань приезжал миллион туристов и из них 600-700 тысяч была аудитория аквапарка. А сейчас турист зачем приезжает? И нет ли ощущения, что люди по одному и тому же кругу ходят: Баумана, аквапарк, Кремль? Содержательного что мы еще можем предложить?

У нас раньше, давно-давно был классический маршрут «Казань + Раифский монастырь». Все по этому маршруту и ездили. Колоссальные работы были проведены Минтимером Шариповичем Шаймиевым (первым Президентом Татарстана, – прим. Т-и) – у нас появился Свияжск, у нас появился Болгар, у нас появилась Елабуга, такие мощные туристические центры.

Но кроме этого очень много туристических центров сейчас активно развивается в районах. Туда туристические компании с нашей помощью начинают выстраивать маршруты. Это Камское Устье, Тетюшский, Мамадышский, Алексеевский, Арский, Кукморский районы. Мы каждый год обращаем внимание на то, чтобы появлялись новые региональные маршруты. Это первый фокус нашего внимания. Чтобы у людей была возможность в следующую поездку посетить что-то новое, что-то необычное.

Второе – это межрегиональные маршруты, которые мы активно развиваем. Мы видим, что Татарстан потихонечку становится неким хабом на Средней Волге. Большой проект «Великий Волжский путь» позволит сделать связку между регионами Приволжского федерального округа, находящимися рядом друг с другом. Чтобы у людей была возможность приехать в Татарстан плюс, например, Чувашию. Или посетить Татарстан плюс Марий Эл, или Татарстан плюс Удмуртская Республика, или Татарстан плюс Ульяновская область. То же самое туристы, приезжающие в соседние регионы – Чебоксары, Марий Эл, Ульяновскую и Самарскую области, – должны иметь возможность, посетив там основные объекты, поехать, например, в Татарстан. Таким образом мы диверсифицируем туристическое предложение.

«Вся Средняя Волга должна работать как метро, чтобы вы могли перемещаться между основными городами, как между станциями метро»

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

Кроме того, мы начали выстраивать эти межрегиональные связи на скоростных судах. Есть рейсы Казань – Ульяновск, Казань – Чебоксары и Елабуга – Сарапул. Наша задача – с помощью этого нового современного вида транспорта создать новый туристический продукт, который бы позволял людям не только перемещаться между регионами с однодневными экскурсиями, но и перемещаться в рамках туристического маршрута. Чтобы вся Средняя Волга работала как метро, чтобы вы могли перемещаться между основными городами, как между станциями метро, и выбирать себе маршрут в зависимости от того, что вам хочется посмотреть, и двигаться практически в любую сторону из любой точки. Вот это наша цель.

На ближайшие годы какие еще перспективные проекты, на ваш взгляд, есть в республике? Что может стать центром притяжения для туристов кроме того, что уже есть?

Во-первых, сейчас мы совместно с корпорацией Туризм.РФ запроектировали большой проект в Лаишево. Такая яхтенная марина с большим количеством гостиниц, ресторанов, развлекательной инфраструктуры, которая по идее должна стать самым крупным инфраструктурным объектом на Волге. Сроки реализации этого проекта – 2027-2028 годы. Это большие инвестиции, это большая инфраструктурная история, которую мы планируем реализовать.

Второе: для частичного решения проблемы нехватки гостиниц сейчас мы активно участвуем в федеральной программе по созданию модульных некапитальных средств размещения. Это так называемые глэмпинги, загородные объекты отдыха. Там ежегодно создается порядка 150-200-300 дополнительных номеров. Да, они, конечно, раскиданы по Республике Татарстан, но тем не менее это все равно дополнительная емкость для номерного фонда внутри нашего региона. И это тоже тренд, который будет усиливаться.

Поэтому для нас сейчас задачи – это новые гостиницы, это большой проект в Лаишево и межрегиональный проект «Великий Волжский путь», который позволит нам даже на имеющихся емкостях увеличивать туристический поток за счет его равномерного распределения по регионам Приволжского федерального округа.

«В 2021-2022 годах группового туризма было не так много. Сейчас крупные туроператоры научились формировать турпродукт по России»

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

Для ассортимента туроператорам пришлось формировать пакеты в Татарстан и Казань

Какая часть туристов приезжает к нам не самостоятельно, а пользуясь услугами туроператоров?

Количество людей, которые приезжают в Казань, в Татарстан организованными группами, – на сегодняшний день это порядка 20-25 процентов. Это немало. Причем тренд усиливается. В 2021-2022 годах группового туризма было не так много. Сейчас крупные туроператоры научились формировать турпродукт по России. Был переходный период, когда разразился коронавирус, ехать за рубеж нельзя, и они начали искать «а что внутри страны?». Понятно, Краснодарский край, понятно, Крым, но им для ассортимента пришлось формировать туристические пакеты и в Татарстан, и в Казань. Они сформировали, запустили в продажу. Постепенно-постепенно, год за годом этот сегмент тоже начинает прирастать.

Если говорить про географию, кто на сегодня наши основные гости?

У нас есть очень детальный срез. На первом месте у нас Москва, Московская область. Далее идут Санкт-Петербург и Ленинградская область. Далее – Башкирия и Свердловская область. И далее уже идут регионы ПФО. Это основные поставщики наших гостей. Но у нас география прибывающих туристов – от Калининградской области до Камчатки. Есть гости из Владивостока, из Хабаровского края, из Мурманской области, из южных регионов. На сегодняшний день Казань активно посещает практически вся территория Российской Федерации. Да, чем дальше от Казани, тем в абсолютных цифрах это количество уменьшается, но в общем и целом они дают географию почти всей страны.

«Китай начал восстанавливать выездной туристический поток»

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

В первую очередь у нас будет увеличиваться количество китайских туристов

Какова статистика по иностранным туристам?

По иностранным туристам пока цифры, естественно, очень скромные. Вообще 2021, 2022 годы – это был практически ноль. В этом году мы уже видим постепенное увеличение туристов. Конечно, в первую очередь у нас сейчас будет увеличиваться количество китайских туристов. Это надо объективно понимать, поскольку это самый большой поставщик туристов не только в Россию, но и на весь мировой рынок. В феврале этого года Китай начал восстанавливать выездной туристический поток, он уже пошел в Москву и в Санкт-Петербург. Безусловно, придет и к нам.

Следующий фокус нашего внимания – это страны Персидского залива. Это Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Кувейт, Катар. Это те страны, жители которых путешествуют по 5-6 раз в год. И это тоже очень хороший сегмент для нас.

И следующий блок – это Иран и Индия, большие по численности населения страны. Они, может, не такие обеспеченные, как первые две группы стран, но тем не менее тоже обладают большим потенциалом выезда.

Вот, собственно, вокруг этой географии мы будем крутиться, если глобальная мировая политика не изменится.

«По иностранным туристам пока цифры, естественно, очень скромные»

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

Теплый период не должен сопровождаться какими-то глобальными деловыми мероприятиями

Туризм, он очень разный у нас в Казани. Есть деловой туризм, есть туризм, связанный с событиями. Как это влияет на загруженность отелей и в целом на турпоток. Насколько эти всплески заметны? Или это все-таки не очень большое количество?

Зависит от мероприятия. Например, Казанский марафон очень сильно влияет на загруженность отелей. Там действительно приезжает большое количество людей. Они селятся в гостиницах. Мы даже одно время с организаторами Казанского марафона спорили. Они ставили мероприятие на первые или на вторые майские праздники, когда и без него спрос высокий. От повышения цен на отели приходилось страдать и туристам, и марафонцам. В последние два года мы договорились, что разводим эти мероприятия. Теперь марафон проходит чуть позже – не в первые и не во вторые майские праздники. В этом плане и для отелей это гораздо интереснее, потому что у них возникает более равномерная нагрузка.

Безусловно, такие большие мероприятия, как KazanForum, Kazan Digital Week, оказывают существенное влияние на загрузку отелей. Приезжает в основном обеспеченный сегмент. Это люди, которые бронируют 4-5 звезд, с хорошим чеком. Поэтому такие мероприятия важны.

Самое главное, что мы должны понимать, что у нас теплый период не должен сопровождаться какими-то глобальными деловыми мероприятиями, потому что в этот период большой спрос среди просто туристов, желающих приехать в Казань во все дни недели. Раньше, лет 15 назад, у нас кривая (по посещаемости, – прим. Т-и) выглядела так: январь, февраль, март – более-менее высокий загруз. К концу мая загрузка падала. Лето все шли на «низко бреющем полете». И начиная с осени, когда восстанавливалась деловая фаза, вроде как турпоток начинал расти. Сейчас у нас кривая полностью перевернулась. Январь, февраль, март – у нас хорошая загрузка, начиная с мая она начинает расти. Летом мы имеем вот такой «горб».

«Лето – это пик. И заметьте, в позапрошлом, прошлом и в этом году летом не было никаких крупных мероприятий»

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

То есть лето – это пик?

Да, лето – это пик. И заметьте, в позапрошлом, прошлом и в этом году летом не было никаких крупных мероприятий. При этом «горб» этот – явный. То есть люди едут просто посмотреть Татарстан, познакомиться с нашей культурой, историей, кухней, посетить наши объекты и так далее. А проведение крупных мероприятий в эти же дни однозначно приведет к двойной нагрузке на номерной фонд. Поэтому очень здорово, что они проходят осенью, зимой или весной. Это идеальная картина для любой туристической дестинации.

А самый слабый сезон у нас в Казани когда?

Вторая половина декабря, вторая половина января, начало февраля – это объективно самые низкие сезоны. Перед Новым годом, когда у нас вся страна занимается тем, что «закрывает» год, проводит корпоративы, все готовятся к новогодним каникулам – поэтому. В низкие сезоны очень хорошо поддерживают гостиничную отрасль различные спортивные соревнования. Да, там, может, приезжает не самый дорогой сегмент, но тем не менее сегмент 2, 3, 4 звезды очень хорошо заполняется.

А сейчас? Сентябрь, октябрь, ноябрь?

В сентябре-октябре достаточно много деловых мероприятий проходит в Татарстане. И сейчас количество очень сильно увеличивается. Дальше – конец октября, начало ноября – каникулы школьные. Это всегда традиционный пик, когда приезжает большое количество групп. Дальше, в ноябре, также планируется несколько деловых мероприятий.

Глубина бронирования как поменялась? Раньше, насколько известно, месяца за два-три начинали бронировать. Сейчас какое поведение у туристов в Татарстане?

В высокие даты, например в школьные каникулы, новогодние каникулы, на длинные праздники, туристические компании бронируют отели заранее. Там бронирование идет за полгода, иногда даже за девять месяцев на пиковые даты. А вот с точки зрения индивидуального туриста, который сам принимает решение о покупке, конечно, глубина бронирования очень небольшая. Это неделя, две недели вперед.

«Просто не хватает людей. Туризм – это человекоемкая отрасль»

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

Основной и самый серьезный вызов для туротрасли – это нехватка персонала

На ваш взгляд, какие основные вызовы будут перед туристической отраслью в ближайшие пару лет в Казани, кроме загрузки отелей? Что еще может тормозить развитие? И еще один вопрос – приезжают ли в Казань повторно? Может, один раз посмотрели и больше не захотят. Какие нюансы есть, которые создают риски для отрасли?

Начну с повторных туристов. У нас очень высокий процент повторных путешественников. Это порядка 65%, даже 70%. Это очень хороший показатель. И мы благодарны нашим гостям, туристам, которые выбирают Казань для повторных поездок.

Из самых серьезных вызовов – это, конечно, нехватка персонала. Это то, что сказывается практически во всех сегментах. Просто не хватает людей. Туризм – это человекоемкая отрасль. Здесь роботами заменить можно очень малую часть труда. Человеку все равно хочется спросить – что, как, как пройти, где ресторан, как подняться на этаж и т.д. Получать ответ от робота человек не готов. Вся сфера гостеприимства, вся сфера обслуживания связана с людьми. В ресторане вас обслуживают люди, экскурсовод – это живой человек, водитель вас везет – тоже живой человек, работник музея – живой человек, работник в отеле – живой человек, в туристической компании тоже работают люди. Поэтому основной вызов, самый серьезный, – это нехватка персонала.

«Традиционно в последние 7-8 и даже 10 лет у нас новогодние каникулы заполнены на 100%»

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

По новогодним каникулам никаких переживаний нет

Какие ожидания от начала следующего года, новогодних праздников?

Традиционно в последние 7-8 и даже 10 лет у нас новогодние каникулы заполнены на 100%. Уже сейчас большинство номеров в отелях уже забронированы или выкуплены, продажи продолжаются. По новогодним каникулам никаких переживаний. У нас гораздо большие переживания в целом по межсезонью, по низким датам, по персоналу, но новым гостиницам. Это основная головная боль, которая сейчас у нас есть.

Давайте еще поговорим про другие крупные туристические центры – Болгар, Свияжск, Раифу, Елабугу. Что там происходит? Растет или не растет поток?

Во всех турцентрах поток растет. Причем растет и за счет туристов, и за счет жителей республики. Цифры прироста по разным туристическим центрам разные – где-то 15, где-то 20%. Растут все. Это очень хорошо. Прибывает очень много индивидуальных туристов, расширяется география, расширяется продолжительность пребывания, развивается потихонечку туристическая инфраструктура. В Елабуге появляются новые мини-отели, в Спасском районе началось строительство еще одного отеля. Это очень важные вещи, которые помогают увеличить экономический эффект от туризма для каждого конкретного муниципалитета.

Свияжск уже близок, честно говоря, к максимальной загрузке. Если вы побываете летом в Свияжске, то увидите, какое количество людей там находится одновременно. И инфраструктура Свияжска работает уже практически на пределе. По Елабуге, Болгару, Тетюшам, Камскому Устью, Чистополю, Алексеевскому району ситуация чуть полегче. И появляются интересные точки притяжения. Везде-везде туристический поток растет.

«Свияжск уже близок к максимальной загрузке. И инфраструктура Свияжска работает уже практически на пределе»

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

То есть мы можем говорить, что восстановился тот уровень, который был до ковида, или он уже превышен?

Мы его превысили уже.

Намного? На сколько?

В 2019 году туристический поток был 3,6 миллиона человек. В прошлом году было 3,9 миллиона, то есть, собственно, мы его превысили уже в прошлом году. В этом году это будет больше четырех миллионов.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2
autoscroll_news_right_240_400_3