Ректор КИУ: «Третья миссия» университета — это ответственность перед обществом

Две традиционные миссии — образовательная и исследовательская — остаются неотъемлемой частью любого университета.

(Казань, 24 ноября, «Татар-информ»). Ректор КИУ Асия Тимирясова в рамках проекта Агентства стратегических инициатив провела открытую онлайн-лекцию «Третья миссия университета». Две традиционные миссии — образовательная и исследовательская — остаются неотъемлемой частью любого университета. Но к ним присоединяется третья, предполагающая активное включение вуза в жизнь общества, участие университетов в общественно значимых социальных проектах. 

«Третья миссия» вуза, по мнению Асии Тимирясовой, выражается в его вкладе в развитие общества и предполагает добровольное разделение с государством ответственности за социально-экономическое развитие региона. Ведь любой вуз — это социально ориентированная некоммерческая организация с обязательствами перед обществом.

«Мы в КИУ понимаем третью миссию университета прежде всего как деятельность в интересах региональных и местных социальных сообществ: благотворительную и волонтерскую деятельность, социальное предпринимательство, научно-просветительскую деятельность, трансфер научных знаний в различные сферы социума, развитие экологических, гуманитарных проектов, участие научно-педагогических работников в деятельности экспертных сообществ и Общественных советов республиканских министерств, муниципальных образований», — сказала ректор.

В КИУ осуществляются различные формы реализации «третьей миссии». Это общественно значимые проекты и мероприятия, которые реализует вуз уже на протяжении многих лет. 

Когда речь ведется о социальных аспектах деятельности вузов, в первую очередь на ум приходят меры социальной поддержки обучающихся. С момента основания вуза в КИУ действует программа для студентов, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В рамках этой программы бесплатное образование получили дети из малообеспеченных и многодетных семей, дети-сироты, участники боевых действий. 

Сегодня количество студентов, полностью освобожденных, либо получивших льготы в оплате за обучение, превышает 900 человек — это почти 8% от всего контингента обучающихся. В это количество не входят дети преподавателей и сотрудников, которым также предоставляются льготы с учетом стажа работы в университете. Это направление оказалось очень действенной мерой корпоративной социальной поддержки сотрудников.

Университет стал своеобразным флагманом научно обоснованного внедрения инклюзивной культуры в Татарстане. Вуз является базой для двух — республиканской и федеральной — инновационных площадок по разработке, апробации и внедрению эффективных технологий инклюзивного обучения. По итогам 2018 года проект «Создание и развитие преемственной системы инклюзивного образования в Республике Татарстан» был признан лучшим в стране и рекомендован для тиражирования во всех субъектах России. 

В наступающем году Юридическая клиника вуза будет отмечать 20-летие. Эта структура дает студентам хорошие практические навыки и несет высокую социальную значимость. Если обратиться к статистике, то за последние 10 лет в юрклинике бесплатную юридическую помощь получили более 4 тыс. человек.

На базе Юрклиники КИУ функционирует общественная приемная Прокуратуры РТ. Взаимодействие с Прокуратурой позволяет приобщать юристов КИУ к будущей профессии. 

По мнению ректора, исходной точкой развития третьей миссии университета является привитие молодежи, студентам культуры социальной ответственности. С этой целью в вузе почти на всех направлениях подготовки была введена новая учебная дисциплина «Основы социального проектирования». Причем предусмотрена она для первокурсников, чтобы с первых дней в вузе обеспечить их методическим инструментарием и знаниями, необходимыми для участия в социально значимых проектах.

Во-вторых, в вузе учрежден внутривузовский конкурс социальных проектов «Проектория». Для авторов лучших проектов предусмотрены гранты на их развитие и реализацию. Впоследствии эти проекты заявляются и с успехом участвуют в различных конкурсах социальных практик. 

Практически у всех студентов волонтерская активность начинается с малых социальных проектов, формируя чувство социальной ответственности, которое студенты и выпускники несут через всю жизнь. Можно сказать, что таким же путем проходят все студенты, вовлеченные в добровольческое движение университета «От чистого сердца…».

Сейчас сложно даже перечислить все направления их деятельности. Это и ивент-волонтерство, и донорство крови и плазмы, и уход за мемориалами, и сопровождение спортсменов-инвалидов в период соревнований, и участие в экологических операциях, выполнение функций наблюдателей в ходе ЕГЭ, участие в ежегодной акции «Помоги собраться в школу» и др. благотворительных мероприятиях. В 2019 году волонтеры вуза протянули руку помощи более тысячи человек. Неслучайно команда волонтеров университета была признана лучшим добровольческим объединением города в рамках Республиканской премии «Студент года». 

Во время строгих ограничительных мер в связи с пандемией коронавируса студенты — участники Молодежки ОНФ Татарстана, активно включились в общероссийские акции взаимовыручки «Мы вместе». Начиная с марта и до середины лета, именно студенты вузов каждый день шли на помощь пожилым, инвалидам, многодетным.

«В молодости очень важно открыть для людей нужные шлюзы, чтобы эта энергия получила нужное и полезное направление. Именно эту задачу ставил университет, когда совместно с Татарстанским отделением Общероссийского народного фронта и Управлением МЧС по Татарстану мы начинали обучение студентов университета навыкам спасателей. Многие наши студенты в составе команды Молодежки ОНФ уже участвовали в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Они помогали населению городов и сел Иркутской области, пострадавших от чудовищного наводнения 2019 года. В мае нынешнего года принимали участие в устранении последствий экологической катастрофы на полуострове Таймыр под Норильском. Они стали серьезной подмогой для сотрудников МЧС. 

Мы убедились, что эффективным инструментом содействия карьерному самоопределению студентов может стать портфолио. В электронном портфолио студента КИУ аккумулируются все его достижения — показатели успеваемости, индивидуальные интересы, результаты участия в конкурсах профессионального мастерства, социальных проектах. Знакомясь с портофолио, работодатель может получить полное представление о своем будущем работнике, о накопленном им социальном капитале.

Хочется отметить еще один недавно инициированный проект Университета — это цикл регулярных научно-методических семинаров для учителей в поддержку детей с трудностями обучения в начальной школе. Понимая высокую актуальность и значимость данной проблемы, мы проводим научно-методические семинары, направленные на ознакомление учителей начальных классов с психолого-педагогическими технологиями преодоления дислексии и дисграфии, которые признаны одной из причин школьной неуспеваемости. 

Буквально месяц назад мы выступили региональным соорганизатором Всероссийской акции «Логопоезд — в регионы» Ассоциации родителей детей с дислексией», — отметила Тимирясова.

Силами студентов и их наставников университет последовательно реализует значимые для Республики Татарстан социально-культурные проекты. Так, издательством вуза выпускается серия книг «Сокровищница Татарстана», посвященных истории и культуре народов нашей республики. Исследования о казанских татарах, татарской кулинарии, выдающихся, но порой забытых исторических личностях, и другие издания неизменно получают большой научный и общественный резонанс. 

С 2016 года в университете функционирует кафедра институтов гражданского общества. Таким образом, вуз стал своеобразной ресурсной платформой для НКО-сектора республики.

Для поддержки креативного студенчества и акселерации социально значимых молодежных проектов в 2019 году был создан проектный офис «Агентства стратегических инициатив». На его базе и была проведена трансляция.

Резюмируя, Асия Тимирясова рассказала о попытке представить КИУ без всех этих проектов, программ, достижений, но… Не получилось. «Я убеждена, что, не реализуя „третью миссию“, невозможно говорить о качественной реализации первых двух — образовательной и исследовательской, — подчеркнула Асия Витальевна в выступлении. — Важно осознать и выстроить широкую стратегию развития вуза, позволяющую органично решать актуальные проблемы развития региона, и вкладывать в эту деятельность академические, научные и социально ориентированные ресурсы единой экосистемы университета».