В Казани наградили победителей Международной олимпиады по татарскому языку и литературе

Около 100 школьников и студентов, приехавших в Казань из 9 стран и 13 регионов России, соревновались за звание знатока татарского языка и литературы.

(Казань, 21 октября, «Татар-информ», Кристина Иванова). Сегодня в Казани наградили победителей и призеров Международной олимпиады по татарскому языку и татарской литературе, которую столица Татарстана принимала впервые.

На протяжении четырех дней около 100 школьников и студентов, приехавших в Казань из 9 стран и 13 регионов России, соревновались за звание знатока татарского языка и литературы.

На первом заочном туре олимпиады (с 26 по 29 сентября) в интернет-тестировании приняли участие более 1500 школьников и студентов из России, Финляндии, Турции, Китая, Украины, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Азербайджана и Кыргызстана. По итогам первого тура около 100 человек были отобраны жюри конкурса для участия в очном туре олимпиады. Отметим, что 20 человек представляли Татарстан.

Очный тур включал в себя несколько заданий: устный разговорный и письменный конкурсы (задания по татарскому языку и литературе, истории и культуре татарского народа, эссе по предложенной теме, исполнительское мастерство, татарские песни и танцы, художественное слово, видео-презентация страны своего проживания). В состав жюри пошли преподаватели Института филологии и искусств КФУ, известные татарские писатели и поэты, журналисты редакции литературных программ телерадиокомпании «Татарстан - Новый век» и др.

Участников олимпиады приветствовали заместитель Председателя Госсовета Татарстана Римма Ратникова, министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов, председатель исполкома Всемирного конгресса татар Ренат Закиров, депутат Госдумы РФ от республики Ильдар Гильмутдинов и другие официальные лица.

В своем выступлении Римма Ратникова отметила, что в конце 80-х годов прошлого века в Казань впервые приехали татары, проживавшие в США, Финляндии и др. зарубежных странах. И удивили принимающую сторону высоким уровнем владения татарским языком, сохранением традиций своего народа. В отличие от них многие казанские татары толком не знали родного языка. И даже в конце встреч, когда все запевали «Туган тел», оказывалось, что зарубежные гости лучше знают эту песню, чем местные представители татарской национальности. «После этого мы задумались над необходимостью сохранения языка, культуры, обычаев. С того времени в республике были приняты различные программы. А сегодня мы уже доросли до такого уровня, что впервые принимаем Международную олимпиаду по татарскому языку и литературе», - отметила заместитель главы республиканского парламента.

После выступления Римма Ратникова вручила дипломы и IPad обладателям первого места олимпиады. Ими стали 8 участников: Фатихэ Жэмуцзыя (Китай), Ринат Абдулкаюмов (Казахстан), Лейсан Габдулманова, Айдар Шайхин (оба – Татарстан), Алсу Галимова и Алсу Шайхутдинова (обе - Башкортостан), Алсу Шайдуллина (Чувашия), Гузаль Арсланова (Оренбургская область). Также были награждены обладатели второго и третьих мест, победители в номинациях «Лучший знаток татарского языка», «Лучший знаток истории татарского народа и Татарстана» и «Лучший знаток татарской культуры».

В своем выступлении глава Минобрнауки РТ отметил, что в рамках олимпиады состоялась встреча с преподавателями, которые привезли своих воспитанников в Казань. Педагоги из других регионов РФ рассказали, с какими проблемами по сохранению и развитию татарского языка и литературы они сталкиваются. Особенно в условиях сокращения количества татарских школ, при этом при сохраняющемся желании учащихся и их родителей изучать родной язык.

Олимпиада организована Министерством образования и науки РТ при поддержке Правительства РТ с целью создания дополнительных условий для сохранения и развития татарского языка, литературы, культуры и традиций татарского народа в субъектах РФ и за рубежом, а также повышения мотивации и усиления интереса к изучению и совершенствованию знания татарского языка, воспитания уважительного и бережного отношения к татарской культуре и истории, развития эрудиции и лингвистических способностей школьников и студентов.