news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

«Covid-2019 сплотил вузы Татарстана»: в КГЭУ назвали плюсы дистанционного обучения

Корреспонденты ИА «Татар-информ» побывали в одном из вузов Казани и узнали, какова посещаемость онлайн-лекций.

«Covid-2019 сплотил вузы Татарстана»: в КГЭУ назвали плюсы дистанционного обучения

(Казань, 20 марта, «Татар-информ», Наталья Рыбакова). Сейчас в вестибюле Казанского государственного энергетического университета не слышно привычного гула студентов, длинные коридоры главного корпуса пусты. Учащиеся очных отделений не посещают занятия с 18 марта. Как и все студенты Татарстана, они перешли на дистанционное обучение, слушают лекции со смартфонов и планшетов – в домах и общежитиях, на улице или даже в общественном транспорте.

На входе в здание КГЭУ вахтеры мерят инфракрасным термометром температуру всем сотрудникам вуза, затем они проходят еще одну обязательную процедуру – дезинфекцию рук. После этого преподаватели направляются на свои рабочие места – в пустые аудитории.

Первую дистанционную лекцию по высшей математике для студентов первого курса сегодня провела доцент кафедры математики КГЭУ Зольфира Закирова. Занятия в таком формате ей хорошо знакомы, удаленные лекции доводилось читать студентам-заочникам, но перед этой встречей преподаватель с 20-летним стажем все-таки испытывала небольшое волнение.

«На мой курс записано около ста человек. Вчера целый день готовилась, загружала подготовленный материал в систему. Дистанционные лекции проводить сложнее, поскольку необходима адаптация материала. Если на обычных лекциях в аудитории для проверки посещаемости я обычно делала опрос, то сегодня составила небольшой проверочный тест по прошлой лекции. Проверю посещаемость и заодно уровень закрепленных знаний», – рассказала преподаватель корреспонденту ИА «Татар-информ».

Для проведения удаленных лекций в онлайн-режиме для большого количества слушателей в вузе созданы три специальные вебинарные комнаты. Это небольшие кабины с шумоизоляцией, в которых есть столы и стулья, компьютеры с веб-камерами и выходом в интернет, микрофоны. Преподаватели приходят со своими материалами, заходят в кабинки, садятся и читают лекции по обычному расписанию.

«После проверочного теста на десять минут дам получасовую видеолекцию. Далее студенты в течение получаса изучат текстовый материал, а в конце снова пройдут проверочный тест. Обычные лекции для преподавателей, конечно, привычнее. На них можно увидеть реакцию молодых людей на новый материал. В удаленном формате вопросы студенты задают в чате, но пока они общаются не так активно, как на очных лекциях. Живое общение, конечно, лучше», – отметила Закирова.

Все вузы Татарстана перешли на дистанционное обучение после приказа министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, вышедшего 16 марта в связи с угрозой распространения коронавируса Covid-2019. Переход на новую систему обучения в КГЭУ прошел безболезненно, поскольку дистанционные технологии обучения здесь применяются давно. Для этого в вузе созданы все необходимые условия: закуплено оборудование, функционирует более 20 компьютерных классов, есть специальные лаборатории, разрабатываются и выпускаются онлайн-курсы.

Перевод на дистанционный режим работы в вузе произошел благодаря электронной информационно-образовательной системе университета. Эта система позволяет работать через «личные кабинеты» преподавателям и студентам, для входа в которые у каждого есть собственные логин и пароль.

«Мы так массово к электронной системе ранее никогда не подключались, это для нас новая задача. Работы прибавилось и для руководителей, и для преподавателей. Сейчас все, засучив рукава, обновляют свои курсы моделями для полноценной организации дистанционного образования. Все это осуществляется в режиме коллективного сотрудничества. 16 и 17 марта студенты и преподаватели получили подробные инструкции и памятки», – пояснил первый проректор – проректор по учебной работе КГЭУ Александр Леонтьев.

Вопреки опасениям преподавателей, студенты КГЭУ при переходе на новую систему обучения продемонстрировали высокую посещаемость онлайн-лекций, причем этот показатель повышается. В вузе учатся 4,5 тыс. студентов-очников и трудятся 430 преподавателей. По расписанию в данный момент работают от 160 до 200 преподавателей, для которых определены рабочие места с двухсторонней связью. Сотрудники для работы используют две разные системы: Moodle и Zoom.

«Даже уроки физкультуры у нас проводятся в онлайн-режиме. Преподаватели рассказывают студентам о здоровом образе жизни и показывают упражнения для развития разных групп мышц. Наша задача – выполнить государственный образовательный стандарт в новых условиях», – подчеркнул Леонтьев.

Проректор по учебной работе КГЭУ считает, что угроза распространения коронавирусной инфекции сплотила вузы России и Татарстана. Высшие учебные заведения впервые наладили бесплатный электронный обмен ресурсами.

«Сегодня практически все вузы открыли свои электронные образовательные ресурсы друг для друга бесплатно. Это, наверное, уникальный случай, ранее все они были платными. Сегодня идет мощный обмен опытом всех 600–700 вузов страны, за что хочется сказать “спасибо“ коронавирусу. Если бы такой ситуации не было, то вузы бы до такой степени не были открытыми, это нас всех сплотило. Мы коллективным мозговым штурмом сегодня решаем важную задачу, из которой, я уверен, все вузы выйдут достойно», – отметил спикер.

Александр Леонтьев перечислил все плюсы дистанционной работы. Это увеличение объемов самостоятельной работы для студентов-очников, более полноценная работа со студентами-заочниками в течение всего семестра и повышение качества самих лекций, к которым преподаватели стали готовиться еще более тщательно.



Галерея: Дистанционное обучение в КГЭУ
autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2