В Татарстане обсудили воспитательную работу в свете Болонского процесса

Вчера в Набережночелнинском филиале КГУ прошла конференция «Об организации воспитательной работы в свете Болонского процесса».

(Казань, 1 ноября, «Татар-информ»). Вчера в Набережночелнинском филиале КГУ прошла конференция «Об организации воспитательной работы в свете Болонского процесса».

Инициаторами и организаторами мероприятия выступили подразделения КГУ, отвечающие за социальную и воспитательную работу (СВР) в вузе: научно-методический совет (НМС), УСВР и отдел по СВР в филиале КГУ г.Набережные Челны.

В дискуссиях форума принимали участие как проректоры и члены НМС, так и преподаватели и студенты, сообщает пресс-центр вуза. Каждое выступление докладчиков сопровождалось бурными дебатами, ведь Болонский процесс - явление для России относительно новое, и на данный момент существует много вопросов, связанных с его реализацией. Особенно активно выступали студенты филиала, так как в их учебном процессе балльно-рейтинговая система еще отрабатывается. "Мы не можем разобраться, одни преподаватели ставят баллы по 10-балльной шкале, другие - по 100-балльной, а третьи - по 3-балльной", - рассказал председатель Студенческого совета филиала Карим Низамиев.

Проректоры КГУ - Владимир Бухмин и Ариф Межведилов - отметили, что недопонимание новых реформ со стороны студентов происходит от того, что сами преподаватели не до конца понимают суть и поэтому не могут разъяснить воспитанникам, как правильно работать в режиме балльно-рейтинговой системы.

Положительным опытом работы поделилась доцент экономического факультета КГУ Елизавета Балашова. "У нас нет ни одной жалобы на факультете, потому что отработана система: существует регламент, согласно которому проводятся проверочные работы и студентам выставляются баллы. Каждый может ознакомиться с результатами письменных работ и либо согласиться с оценкой, либо опротестовать ее: контрольные хранятся еще семестр после окончания преподавания предмета.

Чтобы не перегружать студентов, согласно правилам, в неделю можно проводить не более трех контрольных работ - по одной через день", - поделилась Елизавета Балашова. По ее словам, все зачеты на факультете стали дифференцируемыми. Это привело к тому, что с одной стороны, появилось больше четверок, с другой - отметки стали более объективными. "Если раньше для того, чтобы сдать зачет, студенту хватило бы минимума - тридцати процентов знаний, то сейчас по всем предметам ставятся баллы, и для красного диплома надо знать более 90 процентов материала", - считает Елизавета Балашова.

Много вопросов возникло по поводу обязательного посещения всех занятий. Студент юрфака филиала рассказал случай: он отправился на несколько дней на форум, где представлял Казанский университет, но преподаватели не учли этого факта и снизили баллы за не посещаемость. Проректор Владимир Бухмин заявил, что ставить баллы за посещение - неправильно, тем более, когда человек отсутствует по уважительным причинам: защищает честь вуза на мероприятиях не только научных, но и творческих, спортивных. Директор филиала Анатолий Макаров пообещал заняться разрешением обозначенных проблемных вопросов.

На протяжении всего форума участники стремились определить, каким образом наиболее эффективно можно проводить воспитательную работу в рамках Болонского процесса. По мнению присутствующих специалистов, здесь большую роль играют кураторство, студенческое самоуправление и включение преподавателей в воспитательный процесс. Доцент кафедры педагогики КГУ Вера Зелеева привела пример: "Мы проводим для преподавателей на факультете повышения квалификации занятия, на которых стараемся переосмыслить стереотипы. Два вопроса - чему вы можете научить студента кроме своего предмета и чему учитесь у своих студентов - учителей ставят в тупик". Все участники форума согласились, что роль преподавателя выходит за рамки простого изложения материала. Важно, как преподаватель входит в аудиторию, как здоровается, в какой форме проводит занятия, как относится к своим подопечным. "Даже если студент не знает предмета, нельзя унижать его человеческое достоинство, тем более в присутствии всей группы", - считает Владимир Бухмин. К слову, на экономическом факультете инженер по балльно-рейтинговой системе не имеет права оглашать результаты студента его одногруппникам. Как поощрение вывешиваются списки самых успешных учащихся.

На конференции особо была отмечена важность института кураторства. "К нам в вуз приходит 17-летняя молодежь, на воспитание которой уже оказали влияние и семья, и школа. Но, к сожалению, это воспитание не всегда бывает должным. И задача университета - откорректировать его. В этом неоценимую роль играет куратор - наставник и помощник студентов. Мы планируем с 1 января 2009 года повысить финансовые стимулирующие выплаты лучшим кураторам КГУ", - расставил акценты проректор Ариф Межведилов.

Принимающая сторона форума - филиал КГУ в г.Набережные Челны - рассказала о своей социальной и воспитательной работе. По словам заместителя директора филиала Лейлы Габдуллиной, ведется сознательная деятельность по повышению культурного уровня студентов. Например, в филиал приглашаются оркестр-провинция под управлением Игоря Лермана, а также художники и журналисты. Недостаток гуманного воспитания, который присущ современной молодежи, компенсируется благотворительной работой. Было многое сказано и о новом проекте - "Две звезды", где на одной сцене выступают студенты и преподаватели. "Этот концерт благоприятно повлиял на нашу корпоративную культуру, уменьшив дистанцию между теми, кто учится, и теми, кто учит", - прокомментировала Лейла Габдуллина.

Она озвучила планы на будущее - создать в филиале Клуб иностранных студентов, так как в челнинском подразделении КГУ получают знания ребята 12 национальностей. Во время конференции был продемонстрирован фильм о филиале в Набережных Челнах. Его директор Анатолий Макаров обозначил главную проблему - в целях студенческого обмена с городами и странами необходимо построить общежития.

***Ив