Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Сарытау татаралары// ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫЙ ГОРОД//22 апреля, №15
Исполнилось 750 лет с момента посещения посланником французского короля Гильомом де Рубруком “нового поселка” на правом берегу Идиля (Волги). Именно здесь он вместе с сопровождающими его лицами переправлялся на левый берег реки, намереваясь встретиться с Бату-ханом.
Марко Поло в своей знаменитой “Книге”, опубликованной спустя несколько десятилетий после выхода в свет “Путешествия в восточные страны” Г. де Рубрука, назвал это поселение городом Укаку. На протяжении первой половины XIV века Укаку - Укек неоднократно упоминался арабскими, персидскими, европейскими географами в ряду крупнейших и важнейших городов Золотой Орды: Сарай, Азак, Кафа, Солхат, Булгар, Хорезм.
Краткую и емкую характеристику Укека дал арабский путешественник ибн-Баттута, живший в Золотой Орде в 1334-1336 годах. Описывая свою поездку в Константинополь в свите жены Узбек-хана Баялунь, он отмечал: “Мы направились к городу Укаку - город средней величины, но красивой постройки, с обильными дарами и сильной стужей”.
Укек находился примерно на полпути между Булгаром и Сараем, напротив того места, где в жаркие летние месяцы располагалась летняя ставка (джейлау) ордынских ханов. Этим определялось огромное политико-административное и торговое значение города на Великом Волжском пути.
Заслуживают доверия предположения некоторых авторов о том, что в Укеке находилась летняя резиденция хана Токтая (1292-1312 гг.). На это указывает открытый археологами большой дворец в центре городища. О важном значении города говорит и тот факт, что здесь на протяжении почти ста лет - с 70-х годов XIII века до 60-х годов XIV века - чеканились золотоордынские монеты - дирхемы. Укек был также центром большой административно-территориальной области государства - даруги.
Если бы “машина времени” перенесла нас в Укек XIV века, мы поразились бы тому, какая кипит здесь торгово-ремесленная, по-настоящему городская жизнь, какими современными удобствами пользуются его жители (водоснабжение и канализация, бани, отопление домов каннами и характерная лишь для позднего времени усадебная планировка). По мнению современного крупного исследователя Золотой Орды Э. Кульпина, “это необыкновенное явление, опережающее общий ход исторического развития почти на пять веков, было создано, с точки зрения представителей великих цивилизаций Евразийского континента, самыми что ни на есть варварами-кочевниками евразийских степей”.
Важно также обратить внимание на плотную заселенность этого района, расположенного в Саратовской котловине. По данным археолога Л.Недашковского, в округе Укека, по обеим сторонам Волги, располагалось около 30 больших и малых поселений. Можно предположить, что на небольшом участке, протянувшемся вдоль реки на 10-15 км, проживало несколько десятков тысяч человек. К этому крупному ремесленно-торговому центру притягивалось кочевое население степи.
Со второй половины XIV века наступает упадок Укека, как, впрочем, и других поволжских городов Золотой Орды. Поход армии Тамерлана в 1395 году сопровождался опустошением этих некогда цветущих городов.
Однако след Укека в истории не затерялся. В XV-XVI веках город довольно часто упоминался в различных документах, летописях, продолжая оставаться важным ориентиром на волжском торговом пути. Очевидно, продолжала функционировать укекская переправа. И когда перед российским правительством встал вопрос о строительстве сторожевых крепостей на Волге, одну из них было решено разместить в районе Укека. Основанный в 1590 году Саратов опирался на мощный фундамент оседлой ремесленно-торговой городской цивилизации, возникшей здесь в XIII-XIV веках. В своем названии новый город воспроизводит топоним одного из татарских поселений в округе Укека. Название последнего трансформировалось в более удобное для русской речи произношение Увек.
По вопросу о местоположении первоначального Саратова среди историков нет единства мнений. Некоторые краеведы размещают его на Увеке или в непосредственной близости от него. Во всяком случае, не подлежит сомнению, что жизнь в этом историческом месте не прерывалась никогда. Известно, что в конце XVII века на Увеке был основан Четырехпресвятский православный монастырь. Вплоть до середины XIX века внимание всех проезжавших по Волге привлекали живописные развалины укекских дворцов, мавзолеев, мечетей.
Укек можно считать фундаментом Саратова не только в историко-культурном, переносном, но и, в известной степени, прямом смысле слова. Есть предположение, что при строительстве Свято-Троицкого собора (конец XVII века) использовался камень из Увека. В период бурного роста и благоустройства Саратова как губернского города, в 30-50-е годы XIX века с Увека были вывезены сотни возов камня для мощения улиц.
Все это свидетельствует о том, что между Укеком и Саратовом существует глубокая историческая связь. “Татарский” Укек и “русский” Саратов - две вехи, два этапа единого процесса становления и развития городского центра в нашем крае, агломерации “Большой Саратов”. Мы специально поставили слова “татарский” и “русский” в кавычки, ибо в действительности не было ни “чисто” татарского Укека, ни “чисто” русского Саратова.
В Укеке XIV века существовала русская слобода с православным храмом и кладбищем. Точно так же в колонизации нашего края, в строительстве Саратова участвовали не только этнические русские, но и татары, чуваши, мордва, позднее - украинцы, немцы. Исторический процесс в России един и неделим, он характеризуется полиэтничностью.
К сожалению, религиозные, идеологические, политические коллизии XIX-ХХ веков исказили эту объективную истину. Российское мусульманство и Русская Православная Церковь, татарское государство Золотая Орда и русское Московское государство были искусственно оторваны друг от друга и даже противопоставлены друг другу.
Пришло время исправить эту ошибку. Применительно к теме нашего обсуждения было бы правильно рассматривать историю Укека и Саратова не в отдельности, а вместе, в единстве.
В связи с этим необходима большая, кропотливая работа по сохранению, изучению и использованию Увекского городища. Этот ценнейший, без преувеличения, историко-археологический памятник мирового значения, как и поселок Увек, находятся ныне в плачевном состоянии. Наша задача - возродить и обустроить Увек, со временем создать здесь историко-археологический заповедник с музейно-экспозиционным и культурно-туристическим комплексом.
Фрид Рашитов,
доктор исторических наук, профессор
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»