news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Сарытау татаралары// ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫЙ ГОРОД//22 апреля, №15

Исполнилось 750 лет с момента посеще­ния посланником французского короля Гильомом де Рубруком “нового поселка” на правом берегу Идиля (Волги). Именно здесь он вместе с сопровождающими его лицами переправлялся на левый берег реки, намереваясь встретиться с Бату-ханом.

15,31 KbМарко Поло в своей знаменитой “Книге”, опубликован­ной спустя несколько десятилетий после выхода в свет “Пу­тешествия в восточные страны” Г. де Рубрука, назвал это поселение городом Укаку. На протяжении первой половины XIV века Укаку - Укек неоднократно упоминался арабски­ми, персидскими, европейскими географами в ряду круп­нейших и важнейших городов Золотой Орды: Сарай, Азак, Кафа, Солхат, Булгар, Хорезм.

Краткую и емкую характеристику Укека дал арабский путешественник ибн-Баттута, живший в Золотой Орде в 1334-1336 годах. Описывая свою поездку в Константино­поль в свите жены Узбек-хана Баялунь, он отмечал: “Мы направились к городу Укаку - город средней величины, но красивой постройки, с обильными дарами и сильной стужей”.

Укек находился примерно на полпути между Булгаром и Сараем, напротив того места, где в жаркие летние месяцы располагалась летняя ставка (джейлау) ордынских ханов. Этим определялось огромное политико-административное и торговое значение города на Великом Волжском пути.

Заслуживают доверия предположения некоторых авторов о том, что в Укеке находилась летняя резиденция хана Токтая (1292-1312 гг.). На это указывает открытый археологами большой дворец в центре городища. О важном значе­нии города говорит и тот факт, что здесь на протяжении по­чти ста лет - с 70-х годов XIII века до 60-х годов XIV века - чеканились золотоордынские монеты - дирхемы. Укек был также центром большой административно-территориальной области государства - даруги.

Если бы “машина времени” перенесла нас в Укек XIV века, мы поразились бы тому, какая кипит здесь торгово-ремесленная, по-настоящему городская жизнь, какими со­временными удобствами пользуются его жители (водоснаб­жение и канализация, бани, отопление домов каннами и ха­рактерная лишь для позднего времени усадебная планиров­ка). По мнению современного крупного исследователя Золо­той Орды Э. Кульпина, “это необыкновенное явление, опережающее общий ход исторического развития почти на пять веков, было создано, с точки зрения представителей великих цивилизаций Евразийского континента, самыми что ни на есть варварами-кочевниками евразийских сте­пей”.

Важно также обратить внимание на плотную заселен­ность этого района, расположенного в Саратовской котлови­не. По данным археолога Л.Недашковского, в округе Укека, по обеим сторонам Волги, располагалось около 30 больших и малых поселений. Можно предположить, что на небольшом участке, протянувшемся вдоль реки на 10-15 км, проживало несколько десятков тысяч человек. К этому крупному ремесленно-торговому центру притягивалось ко­чевое население степи.

Со второй половины XIV века наступает упадок Укека, как, впрочем, и других поволжских городов Золотой Орды. Поход армии Тамерлана в 1395 году сопровождался опусто­шением этих некогда цветущих городов.

Однако след Укека в истории не затерялся. В XV-XVI веках город довольно часто упоминался в различных доку­ментах, летописях, продолжая оставаться важным ориенти­ром на волжском торговом пути. Очевидно, продолжала функционировать укекская переправа. И когда перед рос­сийским правительством встал вопрос о строительстве сто­рожевых крепостей на Волге, одну из них было решено раз­местить в районе Укека. Основанный в 1590 году Саратов опирался на мощный фундамент оседлой ремесленно-торго­вой городской цивилизации, возникшей здесь в XIII-XIV веках. В своем названии новый город воспроизводит топо­ним одного из татарских поселений в округе Укека. Назва­ние последнего трансформировалось в более удобное для русской речи произношение Увек.

По вопросу о местоположении первоначального Саратова среди историков нет единства мнений. Некоторые краеведы размещают его на Увеке или в непосредственной близости от него. Во всяком случае, не подлежит сомнению, что жизнь в этом историческом месте не прерывалась никогда. Известно, что в конце XVII века на Увеке был основан Четырехпресвятский православный монастырь. Вплоть до се­редины XIX века внимание всех проезжавших по Волге при­влекали живописные развалины укекских дворцов, мавзо­леев, мечетей.

Укек можно считать фундаментом Саратова не только в историко-культурном, переносном, но и, в известной степе­ни, прямом смысле слова. Есть предположение, что при строительстве Свято-Троицкого собора (конец XVII века) ис­пользовался камень из Увека. В период бурного роста и благоустройства Саратова как губернского города, в 30-50-е годы XIX века с Увека были вывезены сотни возов камня для мощения улиц.

Все это свидетельствует о том, что между Укеком и Сара­товом существует глубокая историческая связь. “Татарс­кий” Укек и “русский” Саратов - две вехи, два этапа еди­ного процесса становления и развития городского центра в нашем крае, агломерации “Большой Саратов”. Мы специ­ально поставили слова “татарский” и “русский” в кавыч­ки, ибо в действительности не было ни “чисто” татарского Укека, ни “чисто” русского Саратова.

В Укеке XIV века существовала русская слобода с пра­вославным храмом и кладбищем. Точно так же в колони­зации нашего края, в строительстве Саратова участвова­ли не только этнические русские, но и татары, чуваши, мордва, позднее - украинцы, немцы. Исторический про­цесс в России един и неделим, он характеризуется полиэтничностью.

К сожалению, религиозные, идеологические, политичес­кие коллизии XIX-ХХ веков исказили эту объективную ис­тину. Российское мусульманство и Русская Православная Церковь, татарское государство Золотая Орда и русское Московское государство были искусственно оторваны друг от друга и даже противопоставлены друг другу.

Пришло время исправить эту ошибку. Применительно к теме нашего обсуждения было бы правильно рассматривать историю Укека и Саратова не в отдельности, а вместе, в единстве.

В связи с этим необходима большая, кропотливая рабо­та по сохранению, изучению и использованию Увекского го­родища. Этот ценнейший, без преувеличения, историко-археологический памятник мирового значения, как и поселок Увек, находятся ныне в плачевном состоянии. Наша зада­ча - возродить и обустроить Увек, со временем создать здесь историко-археологический заповедник с музейно-экспозиционным и культурно-туристическим комплексом.

Фрид Рашитов,

доктор исторических наук, профессор

 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100