news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Сарафаны, кафтаны, всенощная с факелами: как встретят Пасху старообрядцы

Последняя неделя Великого поста начинается в понедельник у православных. Страстная седмица – самое строгое и серьезное испытание перед главным праздником христиан – Пасхой. «Татар-информ» узнал, чем пасхальные традиции старообрядцев отличаются от традиций Русской православной церкви.

Сарафаны, кафтаны, всенощная с факелами: как встретят Пасху старообрядцы
Различия между старообрядческими пасхальными традициями и традициями главенствующей Церкви все же есть
Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

«Деревянными ложками не едим, в лаптях не ходим»

В Казани старообрядчество в большей части представлено верующими Белокриницкого согласия, приемлющего священство. Хотя есть и беспоповцы. Община Кафедрального собора на улице Старой (Старообрядческой), подчеркнул его настоятель Роман (Донцов), молодая: на 90% это люди 30-40 лет и их дети. В старообрядческой церкви на Островского, это совсем рядом – на параллельной улице, наоборот: прихожане в основном люди старшего и пожилого возраста.

«Деревянными ложками не едим, в лаптях не ходим и не колдуем! Обыватель ищет чего-то языческого. Как на Масленицу, например, – попрыгать через костер. А мы же, наоборот, стараемся от этого дистанцироваться. У нас если Масленица, то это Прощеное воскресение. А светский же человек из религиозных праздников тянет свои языческие смыслы. На Руси всегда перемешивались эти понятия. Запрос исходит из этого мышления. Но не во всем можно увидеть, что старообрядцы “с другой планеты, у них все по-другому“. Во многих моментах мы такие же, как и все. Открою секрет: мы тоже в “Пятерочки“ ходим», – с иронией произнес отец Роман.

Великий пост у христиан, напомнил он, – это покаянное время. Верующие ходят на исповедь, причащаются покаянием. Последняя неделя поста, Страстная седмица, – особенная, когда верующие «переключаются от покаянных мыслей и становятся словно соучастниками и свидетелями пути Христа».

Общая культурная среда, по словам отца Романа, одинакова для всего православия. Хотя различия между старообрядческими пасхальными традициями и традициями главенствующей Церкви все же есть. Как есть они даже внутри старообрядчества разных регионов России.

Великий пост у христиан, напоминает отец Роман, – это покаянное время. Верующие ходят на исповедь, причащаются покаянием

Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

«Только старообрядцы сохранили практику ношения сарафанов женщинами и кафтанов мужчинами в храме»

В Страстную седмицу в старообрядчестве священнические облачения багряных оттенков, у женщин на службах темные платки и сарафаны, у мужчин – сдержанных цветов кафтаны. Если в церквях РПЦ женщинам нужно быть на богослужениях в платке и в одежде с подолом, то старообрядки до сих пор надевают в храмы именно сарафаны в сочетании с рубашкой. И, конечно, тоже покрывают голову платком.

«Сегодня только у старообрядцев сохранилась практика ношения сарафанов у женщин и кафтанов у мужчин во время богослужений. Это внешняя отличительная особенность. У каждой женщины есть сарафан для посещения службы в пост и для праздничного богослужения. Те, что на время поста, – темные, строгие, как и платки. А праздничные сарафаны – красивые. Они могут быть яркими, с отделкой, а платки – белые. Мужчины надевают удлиненные рубахи навыпуск и подпоясывают их тканым или веревочным поясом», – рассказал собеседник.

В бытовом плане готовиться к самому Христову Воскресению, дню Пасхи, старообрядцам рекомендуется даже не в Чистый четверг Страстной седмицы, а в начале недели. Со среды в храмах начинаются ежедневные богослужения, на которых максимально следует присутствовать верующим.

В бытовом плане готовиться к самому Христову Воскресению, дню Пасхи, старообрядцам рекомендуется даже не в Чистый четверг Страстной седьмицы, а в начале недели

Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

«Среда, четверг, пятница, суббота – уже некогда убираться, это нужно делать заранее. Все хозяйственные вопросы решать желательно до среды, чтобы оставшееся время было посвящено духовному пути ко встрече Святой Пасхи. Такое понятие, как Чистый четверг, у всех на слуху. В мирском представлении это день, когда мы убираем в доме, наводим чистоту. Но в первую очередь слово «чистый» имеет духовное содержание. Так что Чистый четверг – это день не для уборки выделенный, а для подготовления к таинству Причастия. Великий четверг – это воспоминания Тайной вечери, на которой было установлено таинство Евхаристии. Старообрядцы стараются причаститься на литургии, стать соучастником той Тайной вечери, на которой был Христос со своими учениками перед страданиями и перед последующим воскресением. А Пасха – это момент победы над смертью и избавление верующих от смерти вечной. Главный смысл Пасхи – в причащении. Причащаются старообрядцы после праздничной литургии с наступлением самой Пасхи», – обратил внимание отец Роман.

«Использовать наклейки с изображением Христа, Богородицы мы считаем неправильным»

Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

«Разрывать и выбрасывать в мусор наклейки с яиц с изображением Христа и Богородицы неблагочестиво»

Традиционные для Пасхи куличи, окрашенные яйца и в целом праздничный стол готовят, конечно, ближе к Воскресению – в пятницу или субботу. К современному украшательству пасхальных яиц наклейками и красителями подходят с настороженностью и осторожностью.

«Использовать наклейки с изображением Христа, Богородицы мы считаем неправильным. Когда яйца почистили, наклейки с этими изображениями срезаны, выброшены в мусорку – это неблагочестиво. Красители если применяем, то только натуральные. Помимо луковой шелухи это могут быть те, что продают в магазине, там тоже можно найти натуральные. Яркость цвета может быть любая», – обратил внимание отец Роман.

Старообрядцы стараются в целом окружить себя максимально натуральным, дополнил слова настоятеля храма хранитель фондов Музея истории старообрядчества Роман Царевский. Так, в храмах предпочтительно естественное освещение, а в его отсутствие не просто свечи, а именно восковые, не парафиновые. Такие отчетливо пахнут медом – летним солнечным зноем, разнотравьем…

В храмах предпочтительно естественное освещение, а в его отсутствие не просто свечи, а именно восковые, не парафиновые

Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

Пасхальная служба по книгам XVI века

Главное отличие Пасхальной службы в том, что у старообрядцев сохранены древние чины (стихи песнопений), существовавшие в православной Руси с принятия христианства князем Владимиром в конце Х века и до церковного раскола XVII века. Служба эта долгая: начинается с 18 часов в субботу и продолжается до 6 часов утра Воскресения Христова.

«У новообрядцев (так старообрядцы называют в ответку представителей РПЦ, – прим. Т-и) начало Пасхальной службы в 23 часа субботы, а заканчивается она уже часа в 3 ночи воскресенья. Это потому, что в РПЦ сократили многие чины. Наше же богослужение до сих пор ведется по уставу XVI века. В РПЦ, например, сокращены чин вечерний, чин утренний. Канон пасхальный у нас поется полностью, как в уставе записано. Допустим, если у нас он идет час, у них – 15 минут, потому что какие-то стихи просто были убраны или сокращены», – разъяснил отец Роман.

Движется процессия посолонь, то есть по ходу движения солнца – слева направо

Фото: © Роман Царевский

Крестный ход посолонь

В полночь вокруг каждого из старообрядческих храмов Казани верующие начинают пасхальный крестный ход. Проходят три круга. И тут еще одно отличие от РПЦ: движется процессия посолонь, то есть по ходу движения солнца – слева направо. А в приходах РПЦ крестный ход совершают в обратную сторону – справа налево.

«Это тоже нововведение реформы XVII века. Мы таким образом идем за солнцем – Христом. Так ходили Сергий Радонежский, монахи Киево-Печерской лавры, весь сонм святых до раскола XVII века. Христиане РПЦ живут по другим стандартам», – констатировал отец Роман.

Храм обходят крестным ходом трижды в знак того, что Христос три дня лежал в гробу и на третий день воскрес. На это время закрываются двери храма, молящиеся обходят его с песнопениями. Первым «Христос воскресе!» запевает предстоятель церкви, он же первым открывает после крестного хода двери храма и входит в него.

Храм обходят крестным ходом трижды в знак того, что Христос три дня лежал в гробу и на третий день воскрес

Фото: © Роман Царевский

«Это как образ воскресения Христа. Тот, кто является предстоятелем в этот момент (либо это Патриарх сам, либо митрополит, либо священник в приходе), символизирует в данном случае Христа. За ним входят остальные. И это тоже образ воскресения: Христос воскрес и за собой всех провел», – обратил внимание священнослужитель.

Пасхальный огонь староверов

Участники крестного хода держат в руках зажженными те самые, пахнущие летним солнечным лугом, восковые свечи. И продолжают стоять с ними на последующей утренней литургии. В храме на Островского существует еще и локальная традиция. На время крестного хода он украшается не только изнутри, но и снаружи настоящими факелами. Их каждый год изготавливает к празднику один из представителей общины. Пламя – освещение более натуральное, чем индустриальное электричество (старообрядцы, как мы помним, стараются максимально пользоваться всем именно натуральным).

На время крестного хода храм украшается снаружи настоящими факелами

Фото: © Роман Царевский

А вот церемонию сошествия Благодатного огня в храме Воскресения Христова в Иерусалиме у староверов смотреть в трансляции не принято.

«К традиции встречи Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме старообрядцы отношения никакого не имеют. Мы не относимся к этому ни положительно, ни отрицательно. У нас своя служба, свой праздник. Трансляцию схождения Благодатного огня не смотрим – ходим в церковь и молимся дома, если нет возможности прийти в церковь», – сказал настоятель собора.

«Мы относимся к этому как к традиции, которая существует у тех людей, кто живет в Иерусалиме», – добавил Роман Царевский.

Причастие на рассвете

Когда ночная тьма рассеивается, на рассвете весеннего Пасхального дня, в 5 – 5:30 утра старообрядцы приступают к причастию. Это центральная часть пасхального богослужения, подчеркнул отец Роман.

«У каждой женщины есть сарафан для посещения службы в пост и для праздничного богослужения»

Фото: © Роман Царевский

«Многие люди не очень понимают, в чем суть этого праздника. Пасха – это избавление от смерти, это исход, выход, исторически – освобождение из египетского рабства и освобождение от смерти благодаря крови агнца. А агнец – это прообраз Христа. В Новом Завете Христос уже является тем агнцем, кровью которого мы избавляемся от смерти. Причащаясь его плоти и крови (отпив в храме вина и вкусив хлеба, – прим. Т-и), мы помазаемся кровью Христа, которая избавляет нас от смерти. Апостол Павел говорит такие слова: “В чаше тело и кровь Христа – это и есть наша Пасха“. В этом и главный смысл этого праздника», – акцентировал священнослужитель.

Еще одна местная пасхальная традиция, но уже для Кафедрального собора старообрядцев – пение пасхальных стихир у крипты (захоронения) епископа Иосаафа и священника отца Петра (Залетова). Они похоронены под алтарем собора. После его реставрации и создания Музея истории старообрядчества в цокольном этаже крипта оказалась одним из помещений музея.

«В исторических архивных источниках зафиксировано, что до революции Казанская старообрядческая община почитала этих людей. Приходя на Пасху после основной службы, верующие пели пасхальные стихиры перед их могилами. При возрождении нашего храма после советского периода мы эту традицию возродили», – рассказал Царевский.

Неделя после Пасхи праздничная и считается как за один день. В это время принято ездить в гости к близким, родственникам, принимать гостей у себя. А еще старообрядцы, не дожидаясь Радоницы, в первую неделю после Пасхи посещают кладбища, где поют пасхальные богослужения.

«Так мы разделяем праздник Светлой Пасхи с нашими предками, потому что в нашем мировосприятии мы все живые – нет мертвых у Бога», – подытожил беседу отец Роман.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2
autoscroll_news_right_240_400_3