news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Санкт-Петербургский театр «Мастерская» представил в Казани «Старшего сына» по пьесе Вампилова

Печальная комедия о том, как безобидный розыгрыш вскрыл целую череду человеческих трагедий, заставила зал аплодировать стоя.

Санкт-Петербургский театр «Мастерская» представил в Казани «Старшего сына» по пьесе Вампилова

(Казань, 7 июня, «Татар-информ», Ольга Голыжбина). Накануне вечером, в предпоследний день казанских гастролей театра «Мастерская» из Санкт-Петербурга, на большой сцене Качаловского театра прошел спектакль «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова. Трехчасовая постановка Григория Козлова была заявлена как комедия, в зале действительно то и дело возникали и гасли волны смеха, однако большинство гостей сегодня покинуло спектакль, пребывая в размышлениях. Печальная комедия о том, как безобидный розыгрыш вскрыл целую череду человеческих трагедий, заставила зал аплодировать стоя.

«Мы этот спектакль в первый раз сыграли в день рождения моего отца, когда ему исполнилось 88 лет. Посвятили его поколению Володина, Самойлова, Туманишвили, Окуджавы. Людей, которые совсем молодыми, в 17 – 18 лет, прошли войну, и им посчастливилось выжить, они не озлобились и сохранили добро, которое несут в мир. Это видно во всем их творчестве. Ребята, мои молодые артисты, занятые в постановке, посвятили ее своим отцам, бабушкам, дедушкам – шестидесятникам. Это единственный спектакль, перед началом которого я выхожу к залу», – рассказал режиссер-постановщик, основатель «Мастерской» Григорий Козлов.

Театр, который сейчас уже имеет статус государственного и собственный дом на Неве, был открыт в 2010 году как учебный класс актерско-режиссерского курса СПбГАТИ. В год основания и состоялась премьера вампиловской постановки.

«Мне интересно, когда в смешном есть драматическое, а в драме – юмор», – часто повторяет режиссер. Так случилось и с этой постановкой. «Старший сын» – больше посвящение, живое послание самих артистов и Григория Козлова к пережившим саму смерть, нежели спектакль в привычном его понимании.

Еще до первого звонка в зале зазвучали знакомые до слез каждому жителю страны Советов строки Муслима Магомаева и Вадима Тихнова. Из колонок на весь театр разносились «Эти слова о тебе, Москва», «Улыбнись» и «А у нас во дворе». На сцене – привычная картина давно минувших лет: растянутые во весь двор бельевые веревки с белоснежными простынями. На нескольких из них – выцветшие фотоснимки, семейные портреты из домашних архивов каждого артиста, задействованного сегодня в спектакле.

Взяв незатейливые гитарные аккорды, один за другим воспитанники Козлова совершили свои посвящения. Зал услышал чувственные, близкие, трагические, а порой и юмористические истории о дедушках и бабушках артистов. Рассказывали про одесские страсти, ревность в долгих командировках, мифическом отце-летчике – истории о самом главном, о любви.

Сам же спектакль открывается зажигательными танцами во дворе того же импровизированного дома с белоснежными простынями. Последние две пары кружатся в танце и обмениваются заманчивыми взглядами, девушки-кокетки не упускают возможности улыбнуться своим кавалерам, приближается ночь. Спешные проводы девушек домой в Подмосковье (с надеждой на продолжение) оборачиваются фиаско. Последняя электричка от Новомыльниково ушла 5 минут назад. Студент медицинского Владимир Бусыгин и торговый агент по прозвищу Сильва остаются на улице ждать утренний рейс. Пытаясь напроситься хоть к кому-нибудь «переконтоваться до утра», два очень непохожих товарища по несчастью терпят крах.

Отчаявшись найти ночлег, артистичный сказочник, рифмоплет (изворотливый Сильва) и правильный в прямом смысле этого слова Владимир выдумывают совершенно причудливую историю. Молодые люди заявляют хозяину случайно выбранной квартиры, господину Сарафанову, и двум его взрослым детям, что один из них – Владимир – его сын. Наглым враньем ребята буквально вламываются в жизнь чужой семьи.

Одна ложь тянет за собой другую, и вскоре бывший фронтовик, музыкант, пьяница Сарафанов и совестливый, а оттого пребывающий в некоторой нерешительности Владимир ведут разговоры о вечном, выкуривая одну за одной сигарету за кухонным столом. Кухонная философия и рассказы о вымышленной матери студента, которая была слишком горда, чтобы рассказать о ребенке Сарафанову, перерастает в откровения хозяина дома. Жена ушла от него, он потерял любимую работу в филармонии, дочь вот-вот уедет за будущим мужем на Сахалин, а 16-летний мальчишка-сын грозится уйти из дома из-за любовной драмы.

Безобидный розыгрыш вскрывает целую вереницу человеческих трагедий. Сына Сарафанова Ваську раздирают страсти юношества. Очаровательный в своей инфантильности и естественности он бьется из крайности в крайность, пытаясь снискать любовь соседки, которая старше его на десяток лет. Добрый и сопереживающий Васька мучается от, как ему кажется, непонимания семьи. Дочь Сарафанова со дня на день покинет отца и уедет навсегда, уедет не столько по любви, сколько из-за страха всю жизнь тащить ответственность за всю семью одной.

«Мой герой здесь именно Сарафанов, – поделился Григорий Козлов. – Он сумел сохранить душу, несмотря на все трудности, после войны он смог сохранить доброе отношение к людям, он видит в них добро. Сарафанов сочиняет музыку, он не сломился, хоть его жена бросила, и даже учитывая то, что он выпивает, все равно не сломлен».

Сарафанов, действительно, не озлобился. И даже после того, как Сильва и Владимир, вмешавшись в жизнь каждого в доме, рассказывают правду, он несколько утопически принимает студента-фантазера в семью. Без всего наигранного, без экспериментальной мишуры и даже нотки пафоса Козлов в этот вечер поведал казанцам историю о настоящей любви, искренней вере в людей и их правильном выборе.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2