news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

«До 20% крыш будет предназначено для озеленения»: Казань примеряет тренды архитектуры

Когда в Казани начнут озеленять крыши домов, как будут прививать национальный стиль будущим архитекторам и чем могут быть полезны друг другу столица Татарстана и вузы Южной Кореи? Эти и другие вопросы обсудили на Международной конференции о настоящем и будущем градостроительства – «Последние достижения в архитектуре».

«До 20% крыш будет предназначено для озеленения»: Казань примеряет тренды архитектуры
Марсель Искандаров: «Национальное шире, чем национальность. Это некая коллективная идентичность того или иного масштаба»
Фото: © Оксана Романова / «Татар-информ»

«Формирование образной части русской архитектуры происходило через импорт западных образов»

«Визуальным идентификатором любой цивилизации является архитектура», – таким тезисом начал выступление член Союза архитекторов России, руководитель образовательной программы Института дизайна и пространственных искусств КФУ Марсель Искандаров.

«Я давно преподаю и наблюдал трансформацию культурных тенденций через принятие авторитетов визуального характера. Это печальная практика, поскольку наиболее творчески одаренная часть находится в состоянии конфликта с окружающей реальностью. К сожалению, нам опираться на положительный опыт в этой области не приходится, поскольку последние 30 лет, а то и больше, формирование образной части русской архитектуры происходило через импорт западных образов», – констатировал Искандаров.

«Заказ на русское. К вопросу о национальном стиле» – так звучала тема его доклада, в котором он познакомил со своими наблюдениями и обобщениями архитекторов из Южной Кореи, Уфы, Перми, Нижнего Новгорода, Донецка, Белгорода и Ростова-на-Дону. При этом спикер обратил внимание и на другой аспект – стилизацию, к которой нередко сводится разговор о национальном архитектурном стиле. Примером хорошей национальной архитектуры, по словам Искандарова, может служить передовая финская архитектура как в целом идентификатор достойной европейской архитектуры.

«Национальное шире, чем национальность. Это некая коллективная идентичность того или иного масштаба», – подчеркнул он при этом.

Студентов – дизайнеров и архитекторов КФУ настраивают на национально ориентированное творчество, а для этого им приходится выучить атрибуты архитектуры прошлого. Различать условную древнерусскую архитектуру, русский классицизм и ампир, русский модерн и неорусский стиль, а также конструктивизм, советский классицизм и историко-образные блоки, как старые дачи, совмод (советский модернизм).

«В традициях 90-х годов была работа на контрасте, отрицании предыдущего опыта, без учета ансамблевого развития. Но это неэтично по отношению к творчеству предыдущих поколений, мы обязаны уважать не только наших предков, но и результат их труда. Мне жаль средства, потраченные на наши города за последние 30 лет. Это как раз результат работы на контрасте, которая непродуктивна с точки зрения затрат», – подчеркнул Искандаров.

В 2000-е годы в Казани было только 27% необходимых озеленений от нормативов

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

«Почти все города Татарстана недотягивают по озеленению до санитарных норм»

Один из мировых трендов в архитектуре последних десятилетий – вертикальное озеленение. Кажется, эта фишка добралась и до Казани. В столице Татарстана уже есть проекты жилищных комплексов по улицам Бутлерова и Четаева, а также спортивного комплекса на берегу Казанки с применением вертикального озеленения, рассказала гостям конференции профессор кафедры дизайна и национальных искусств Любовь Яо.

«Если посмотреть на проект жилищного комплекса, который будет застраиваться в районе речного порта Казани, то там около 20% крыш будет предназначено для озеленения», – обратила внимание Яо.

Спикер также напомнила, что 31 октября прошлого года вышло постановление Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года с прогнозом до 2035 года», в котором отмечено предложение об озеленении крыш многоэтажных домов. Такое решение в некоторой степени может помочь современным городам увеличить необходимый им объем озеленения для противостояния загазованности и жаре.

«Почти все города в нашей республике недотягивают по уровню озеленения до необходимых санитарных норм и правил. В 2000-е годы в Казани было только 27% необходимых озеленений от нормативов. Самый озелененный город Татарстана – Нижнекамск, там 47% необходимого озеленения. И это количество не справляется с обеспечением города чистым воздухом. В модель комфортной жилой среды сейчас внесены социально-экологические показатели», – рассказала Яо.

В годы проведения массовых международных мероприятий Казань украшают большим количеством вертикальных «клумб» и композиций

Фото: kzn.ru

Вертикальное озеленение стало достаточно широко использоваться в Казани после 2005. Особенно это заметно в годы проведения массовых международных мероприятий, когда город украшают большим количеством вертикальных «клумб» и композиций, высаживая в вертикальный грунт 3-5 млн петуний.

А началось вертикальное озеленение в мировой истории, напомнила профессор, с одного из чудес света – Висячих садов Семирамиды. В ХХ веке создателем идеи вертикального озеленения считают Патрика Бланка. Он был ботаником, сотрудником Французского национального Центра научных исследований. В 1986 году Бланк создал упрощенную систему выращивания растений без почв, и с этого времени вертикальные сады Бланка появились во многих городах. Впрочем, проекты Бланка создавались для стран с более теплым климатом, чем в России, не скрыла Яо.

Хафизулла Бенаи из ДНР рассказал не только о необходимости восстановить разрушенные в регионе здания, но и задать им новую функцию

Фото: © Оксана Романова / «Татар-информ»

«Нам важна эта коммуникация между городами, между странами»

Участниками конференции «Последние достижения в архитектуре» стал также доктор архитектуры, профессор Донбасской национальной академии строительства и архитектуры, Почетный архитектор Донецкой Народной Республики Хафизулла Бенаи. Он рассказал не только о необходимости восстановить разрушенные в регионе здания, но и задать им новую функцию. Выступили и представители Нижегородского архитектурно-строительного университета, Донецкого технического университета, Пермского политехнического университета (с рассказом о способах 3D-печати в строительстве), Белгородского технологического университета имени Шухова и представители Университета Тэджин из Южной Кореи.

Специалисты последнего Кён Нам Лим и Наталья Павлова рассказали об организации международного опыта в сфере высшего образования креативных специальностей и важности современного образования и навыков изучения передовых исследований. Корейский вуз и КФУ планируют подписать меморандум о сотрудничестве, чтобы осуществлять совместные образовательные программы, проводить научные исследования и мероприятия, реализовывать программы обмена студентами и преподавателями.

Такие встречи ученых очень важны. Потому что самое главное в этом проекте – кадры

Фото: © Оксана Романова / «Татар-информ»

«Конференция – один из наших шагов по достижению глобальной цели Казанского федерального университета. Мы стремимся к тому, чтобы стать центром промышленного дизайна и инженерии, причем центром не только Татарстана, но и в целом России. Сегодня это очень востребовано. Большой шаг – создание передовой инженерной школы совместно с компанией «КАМАЗ», при поддержке федерального финансирования. Так что такие встречи ученых очень важны. Потому что самое главное в этом проекте – кадры. Те, кто будет реализовывать эту идею. Мы осознанно собрали много разноплановых докладов, потому что так вы видите точки, в которых мы можем взаимодействовать, превращая в огромные проекты локальные. Мы уже сотрудничаем с Белгородским университетом в области науки, с другими партнерами формируем на Донбассе прикладные работы – проектируем здания. Нам важна эта коммуникация между городами, между странами», – подытожила директор Института дизайна и пространственных искусств КФУ Карина Набиуллина.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2
autoscroll_news_right_240_400_3