news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Салават ЮЗЕЕВ: «Фильм «121» – о жизни, смерти и любви…»

На сайте агентства "Татар-информ" состоялась презентация первого художественного короткометражного фильма под названием "121" о Габдулле Тукае. После просмотра состоялась пресс-конференция в режиме online с участием автора и режиссера фильма Салавата Юзеева, актрисы Лилии Загидуллиной, продюсера Марины Галицкой. Фильм "121" на татарском языке представляют студия "Инновация" при содействии Агентства РТ по массовой коммуникации "Татмедиа". Как подчеркивают сами создатели картины, это потенциальное культовое татарское кино или татарский сюрреализм.

Как долго шла подготовка к съемкам фильма "121"?
С.Ю.:
Мы готовы были снимать эту картину всю жизнь. Подготовка к съемкам шла не очень долго. Мы давно работаем в области документального кино, над образами великих личностей, оставивших яркий след в татарской истории. Наша студия ориентирована на исторические фильмы.

М.Г.: До съемок все очень серьезно проговаривалось в течение нескольких месяцев с творческими людьми - художниками, музыкантами, актерами. Получилось своеобразное культурное пространство, которое медленно начало кипеть и все нам начали помогать работать над фильмом.

Какова основная идея фильма?
С.Ю.: Это фильм ни о чем, но в то же время обо всем. Идею фильма трудно сформулировать. Если мы скажем, что это фильм о внутреннем мире Габдуллы Тукая, то этого будет недостаточно, а если мы скажем, что он о поэзии, то это тоже не совсем то. Наверно, было бы правильно сказать, что это фильм о жизни, смерти и любви. О самом главном.

Почему вы решили остановиться на таком необычном названии фильма? 
С.Ю.: Если бы мы назвали просто – Габдулла Тукай, то это было бы мало кому интересно. Тема очень старая, поэтому необходимо было что-то новое и необычное. К тому же прошел ровно 121 год со дня рождения поэта. И наши съемки пришлись на тот период времени, когда родился и умер поэт 121 год назад.

М.Г.: Надо признать, что название фильма придумал Ильгизар Хасанов, как художник он увидел, что это графически читается по-русски, по-арабски, то есть справа налево, это зеркальная цифра.

Много было в процессе съемок фильма интересных совпадений?
С.Ю.: Очень много. Например, исполнитель главной роли Габдуллы Тукая Ильдус Габдрахманов приобрел автомобиль, государственный номер - 121, и это произошло случайно. Искандер Хайруллин, который сыграл роль прикованного к инвалидному креслу Фатыха Амирхана, сломал недавно ногу. Он не смог даже прийти на премьеру фильма, так как еще гипс не сняли. Сейчас он идет на поправку. И множество других совпадений.

Основное действие фильма происходит в исторической гостинице "Номера Булгар", которая срочно нуждается в реставрации. Что вы думаете по данному поводу?
С.Ю.: Я не знаю, что ожидает это здание. Конечно, хотелось бы, чтобы это строение сохранилось в таком виде, в котором оно было сто лет назад. Это культовый центр для всех татар. Там проживала масса талантливых людей, которые очень многое сделали для своего народа.

Будете ли вы представлять ваше творение где-нибудь, например, на фестивале мусульманского кино "Золотой минбар"?
М.Г.: Мы подали заявку на участие в этом фестивале, но не знаю, примут ли ее. Мы, конечно, будем подавать фильм и на другие фестивали, чтобы как можно больше людей увидело эту работу. Нам бы хотелось, чтобы оценили и работу актеров, которые, на наш взгляд, великолепно исполнили свои роли. Наверно, это тот культурный запас, который накопился и который должны видеть не только в Татарстане, но и за пределами республики. Все, кто принимал участие в создании фильма, очень много в него вложили.

Лилия, а что вы чувствовали, когда играли роль возлюбленной великого татарского поэта?
Л.З.: Волновалась. Я чувствовала ответственность, так как играла музу Габдуллы Тукая. Успокоилась только тогда, когда состоялась премьера фильма. Я поняла, что справилась со своей ролью.

С.Ю.: Я очень доволен игрой актеров, ведь в фильме играли ведущие актеры крупнейших театров республики. В картине снялись как представители старшего поколения, так и начинающие, совсем юные актеры. Без помощи театров, музеев этого фильма бы просто не было. Все, не сговариваясь, не требуя денег, шли на помощь в съемках фильма. Возможно, здесь сыграла свою роль магия личности Габдуллы Тукая.

Съемки фильма стоят больших денег. На все ли ваши замыслы хватило средств?
М.Г.: Большое спасибо Агентству РТ по массовой коммуникации "Татмедиа", которое выделило нам небольшой грант на съемки фильма.

С.Ю.: Конечно, денег не хватило на то, чтобы реализовать все наши замыслы. Можно сказать, съемки фильма в Казани - это изобретение велосипеда. Всегда надо начинать с нуля, так как нет абсолютно никакой базы для съемок. Нет техники, готовой команды. Поэтому процесс съемки шел у нас очень тяжело, но мы прошли через это. В какой-то момент мы даже подумали, что надо остановиться, но потом мы собрались и довели все до конца. Просто не было сил, люди устали. Интересно то, что все понимали, что это малобюджетное кино, никто не просил больших денег.

Какой эпизод фильма пришлось снимать дольше всего?
С.Ю.: Мы вынуждены были снимать быстро. У нас просто не было другого выхода, не было возможности снимать так, как это делал Тарковский, когда один план снимается несколько дней. Каждый съемочный день стоил определенных денег. Мы экономили каждый рубль и не могли себе позволить снимать долго. У нас был план, на который мы ориентировались.

Когда фильм "121" появится в широкой продаже? 
С.Ю.: Пока мы об этом не думали. Накануне еще только состоялась премьера этого фильма. Мы сами, наконец-то, посмотрели его как зрители. Об этом мы пока просто не думаем. Но этот вид бизнеса мы также будем осваивать.

Еще о ком вы сняли бы фильм?
С.Ю.: Мы очень много снимали фильмов о Татарстане. Например, мы сняли пять фильмов о людях, которые получили ордена "За заслуги перед Республикой Татарстан". Мне всегда был интересен Фатих Амирхан - это совершенно загадочная личность с удивительной судьбой. Он с 20 лет был прикован к инвалидной коляске. Здесь много вопросов. Ведь мусульмане-ортодоксы говорили, что его покарал бог за то, что он отступил от веры, бросил родительский дом и примкнул к радикалам. Для сценария фильма - это очень интересный материал.

Беседу вела Люция КАМАЛОВА
Фото Екатерины КРАСУЦКОЙ

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2