Рустем БУЛАТОВ:
«На концерты «Lumen» приходят ребята, по-хорошему заряженные максимализмом»
В начале апреля в казанском клубе «Маяковский. Желтая кофта» выступили панк-рокеры из Уфы – участники группы «Lumen». В Казань музыканты привезли свой новый альбом «Мир», с которым гастролируют по России.
Группа «Lumen» была создана летом 1996 года в Уфе. Путем голосования участники коллектива выбрали для своей группы название «Lumen», что по-латыни означает свет и все, что с ним связано. Появился даже жизнеутверждающий лозунг группы: «Человек человеку – свет». С первого же студийного альбома «Без консервантов», который вышел в 2003 году, «Lumen» заявили о себе как о новых героях рок-сцены. Заглавная песня с альбома «Сид и Нэнси» в короткие сроки покорила чарты радиостанций и сердца слушателей. Новый альбом группы «Мир» вышел весной 2009 года и стал пятым номерным альбомом за историю группы.
Шаг за шагом группа шла своим путем к признанию и статусу одной из самых популярных рок-команд. Два года подряд «Lumen» удостаивались награды «RAMP» в номинации «Группа года» (2007, 2008).
После выступления в Казани корреспондент ИА «Татар-информ» побеседовал с вокалистом и автором текстов группы «Lumen» Рустемом Булатовым (псевдоним «Тэм»).
Решение играть два концерта подряд в Казани - непривычно…
Р.Б.: Мы заранее планировали два концерта в Казани. Достаточно сложно, конечно, нам добраться до следующего города – переезд в Уфу будет в ночь. Но, тем не менее, это того стоит.
Казань – большой город, а «Желтая кофта» - довольно маленькая площадка. Мы спрашивали у казанской молодежи, какая в городе лучшая рок-площадка. Все сошлись во мнении, что это «Желтая кофта».
В прошлый приезд в Казани вы выступали в «Крыльях».
Р.Б.: Это тоже неплохая площадка, но достаточно странная. Там столбы сильно ломали картинку – и нам со сцены, и людям - на сцену. Они к тому же выедали достаточно большие сектора, что было не совсем комфортно. Хотя я вспоминаю, что концерты были отличные.
Как у вас рождаются такие глубокомысленные тексты?
Р.Б.: Я не знаю. Это относится к такой области, что я не всегда могу объяснить. Иногда просто крутится какая-то мысль. А иногда я долго сижу, уставившись в листок, и пишу стихотворение от начала до конца. Причем не делаю никаких исправлений, не переделываю ничего – такое происходит редко, но происходит. Некоторые стихотворения я пишу несколько лет.
Но сначала появляется музыка, а потом уже текст?
Р.Б.: Вначале каждый за себя. То есть, я придумываю стихи, и редко когда при этом у меня есть какая-то мелодия. Но и такое иногда случается. Тем более сейчас я пытаюсь научиться играть на клавишах. Иногда у меня в голове звучит музыка, и я пишу к ней стихи. Но чаще у Дэна (Денис Шаханов барабанщик группы – прим. Т-И) рождается ритм, у Гарика (Игорь Мамаев гитарист – прим Т-И) есть аранжировки, которыми он хочет поделиться, и дальше начинается сотрудничество или даже противостояние. Эти разрозненные идеи приобретают форму песни, когда мы из частей пазла начинаем складывать общую картинку.
Для меня один из самых показательных примеров последнего времени – наша песня «Секунда» (входит в альбом «Мир» - прим. Т-И). Я в нее не верил и думал, что мы совершаем катастрофическую ошибку. Мне она казалась ужасной. На мой взгляд, вкус, текст и музыка не подходили друг другу совершенно. Но после того, как мы записали песню, и я послушал ее в составе альбома, у меня совсем другое мнение о «Секунде». Теперь это одна из моих самых любимых песен в альбоме. Может быть, потому что с ней произошла история, как с гадким утенком. Я понял, что ошибался и рад, что мои «одногруппники» меня переубедили и задавили мое мнение своим большинством. Каждый из нас может ошибаться.
Как рождается концепция нового альбома?
Р.Б.: Нас иногда спрашивают, когда мы начнем работать над следующим альбомом. Мне не всегда удается донести до людей, что мы сейчас можем работать над песнями, которые не войдут в следующий альбом, а только через два альбома даже. Бывает, что мы не всегда на первоначальном этапе делимся друг с другом тем, что у нас родилось. Каждый член группы набирает материал, но приходит момент, когда как в покере необходимо вскрыть карты. Но перед этим ты сам оцениваешь то, что создал. Благодаря внутреннему цензору ты сам можешь отобрать материал, которым именно сейчас хочешь поделиться – тем, что действительно наболело. А вот одно стихотворение я написал сразу после выхода альбома «Мир». Но с тех пор все мои восторги по поводу этого стихотворения закончились. Я понимаю, что изменился и уже не чувствую то, чем хотел поделиться. Поэтому это пустышка, которую я никому не покажу – все уйдет в стол. Но очень может быть, что ко мне снова вернутся те мысли, настроение, состояние, и стихотворение нужно будет исправить, по-новому на него посмотреть. Может быть, это станет отличной песней.
Какие эмоции испытывает исполнитель, когда он чувствует – мысль попала в целевую аудиторию?
Р.Б.: Я всегда жду, что будет дальше. На концерты приходит достаточное количество молодежи, ребят, обладающих по-хорошему большим зарядом максимализма. Им все вокруг нравится, они не так, как многие взрослые, которые готовы каждый вечер изливать душу перед чайником на кухне, который выслушает все их беды, и на этом все закончится. Молодые ребята не согласны со многим категорически, поэтому я всегда жду их реакции, которая вызовет изменения в вещах, которые им не нравятся так же, как и мне.
Откуда в ваших текстах такая сильная социальная подоплека? Думаете, реально изменить творчеством что-то в стране и придать молодежи импульс к действиям?
Р.Б.: Самое главное – мы не хотим по большому счету разломать все вокруг. Просто мы хотим построить что-то совершенно другое. Безусловно, чтобы построить что-то, нужно что-то снести. Несмотря на то, что сейчас в стране наступила определенная эпоха стабильности, все равно чувствуется определенный застой в обществе и острое желание перемен. И кризис ковырнул желание перемен еще больше.
Мы не оторваны от общества, в котором живем. Поэтому мы не высасываем проблемы из пальца, не выдумываем их. Мы просто реалисты, и только этим обусловлено то, что мы делаем.
Были ли моменты, когда вам пытались помешать в организации концертов?
Р.Б.: Если говорить о воздействии со стороны властей, то такого не было никогда. К сожалению, есть организаторы концертов, которые думают, что в том или ином городе у них есть монополия на организацию концертов нашей группы. Они, безусловно, создают всевозможные препоны, если мы пытаемся сотрудничать с кем-то другим. Нас это очень бесит, и мы будем стараться не допускать подобного.
Как милиционеры, охраняющие ваши концерты, реагируют на песню «Благовещенск»? (Композиция написана как реакция на рейды 2004 года в городе Благовещенск Башкортостана, которые милиция позже назвала «профилактическими». По данным правозащитников, в ходе рейдов были незаконно задержаны от 500 до тысячи человек, некоторые из них подверглись избиениям – прим. Т-И).
Р.Б.: Да совершенно спокойно. Милиционеры – по большей части люди неглупые. Они прекрасно понимают все, что происходит в этой системе. И участившиеся случаи, когда отдельные милиционеры после увольнения поливают свои отделы грязью, только подтверждают мои реплики.
Это невозможно, когда тебя заставляют пойти против собственной совести, превысить полномочия и т.д. При этом я прекрасно понимаю, что невозможно представить ни один день без милиции.
Мы в коллективе никогда не пытались судить о людях, выносить свои суждения как единственно верные. Но то, что случилось в Благовещенске, случилось. И мы имеем уже не абстрактные соображения о милицейской системе, а конкретные факты о целом городе. Это животное поведение, когда человек, чувствуя свою власть, силу, может унизить более беззащитных.
Вы чувствую себя частью «башкирской рок-мафии»? (лидер ДДТ Юрий Шевчук и Земфира – родом из Башкортостана – прим. Т-И).
Р.Б.: С Юрием Юлиановичем мы не знакомы лично до сих пор. С Земфирой Талгатовной мы познакомились аж в Нижневартовске на фестивале, и с тех пор больше ни разу не виделись. Мы с Земфирой по самым нескромным оценкам – хорошие знакомые, с Юрием Юлиановичем наш коллектив время от времени обменивается любезностями через прессу. Он говорит достаточно много добрых слов о нас, что, безусловно, очень приятно. Для нас это не малозначительная фигура. Тоже хочется говорить о нем приятные слова. Иногда если человек говорит, что слушает музыку ДДТ, это позволяет мне сложить о нем правильное мнение. Это говорит о том, что у человека есть определенный фундамент, плоскость, на которой мы с ним легко сможем пересечься. Потому что у нас с ним на многие вещи окажутся если не одинаковые взгляды, то, по крайней мере, сильно похожие.
Но мы все еще остаемся уфимцами, а Юрий Юлианович уже петербуржец, Земфира Талгатовна – космополитка, и в любом месте будет чувствовать себя превосходно. Я очень сильно привязан к родному городу, всегда приятно возвращаться. Конечно, никакой мафии нет (смеется).
Что будет после «Мира»?
Р.Б.: У нас есть отличный план на следующую осень. Но сначала нам надо все продумать. Поэтому я вам не раскрою всех секретов. Но, безусловно, будем готовить новую программу с новыми песнями. Хочется, чтобы это сложилось. Поэтому надо ходить и молчать.
Будет еще один «RAMP»?
Р.Б.: Надеюсь, что нет. Потому что любой застой, любая закостенелость приводит к определенного рода слепоте. Я надеюсь, что в ближайшее время в нашей стране появятся эпические рок-коллективы, которые перевернут отношение многих людей к року. Я больше мечтаю об этом, нежели о новой статуэтке.
Беседовала Кристина ИВАНОВА.