news_header_top_970_100
news_header_bot_970_100

Рустам Минниханов: «Строить жилье, не создавая рабочие места, – неправильно»

Варианты развития агломераций и транспортной инфраструктуры в Татарстане предложили участники семинара, который прошел в КГАСУ. В обсуждении принял участие Президент РТ Рустам Минниханов.

news_top_970_100
Рустам Минниханов: «Строить жилье, не создавая рабочие места, – неправильно»
Фото: tatarstan.ru

«Мы сейчас пожинаем плоды: пробки, недовольство местных жителей»

Рустам Минниханов подчеркнул, что тема развития агломераций очень важная. «Это большая работа. Надо начинать с понимания того, что у нас сегодня есть в агломерациях. Необходимо посмотреть зоны, которые не задействованы. И прежде чем что-то планировать, надо определить слабые места, чтобы знать, как двигаться», – заявил он. 

По мнению Президента РТ, между Казанью и близлежащими к городу районами необходимо создавать мощные промышленные зоны. 

Фото: tatarstan.ru

«Только строить жилье, не создавая какие-то промышленные зоны, – неправильно. Вот эти вопросы надо рассмотреть. Например, между Казанью и Зеленодольском нужно создавать мощные промышленные зоны, – сказал он. – Мы сейчас пожинаем плоды: пробки, недовольство местных жителей. Все перемещаются в город, потому что рабочих мест в пригороде нет».

Минниханов добавил, что «если район не будет самодостаточным», то местные жители так и будут искать работу не на своей территории, а за ее пределами. 

«Жилье построили, какие-то транспортные вопросы решили, а где люди будут работать – все в город будут ездить? Мы были в Японии, там пять точек притяжения создали. Наверное, нам тоже надо такие вещи учитывать. И вылетные трассы, и двухэтажные дороги нас не спасут. У нас на периферии людей не останется, все съедутся в центр агломерации. Это большая ошибка», – отметил он. 

Фото: архив/Владимир Васильев

По словам руководителя республики, уже при строительстве жилья важно создавать социальную инфраструктуру. «Надо строить, но не создавать социальную напряженность», – заметил он. 

Минниханов также убежден, что должна быть система управления агломерацией. 

«Пять выездов из Казани нуждаются в дублерах»

Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов заявил, что в Казанской агломерации необходимо строительство платных вылетных трасс и автодорог, соединяющих платные дублеры, общей протяженностью 80,3 км.
«На сегодня стратегия агрессивного развития, принятая Правительством РФ, говорит о стратегии 30-минутного города. То есть платные вылетные трассы должны быть изолированы от городского потока, а их соединение позволит беспрепятственно добраться из одной части города в другую.
Мы должны построить вылетные трассы протяженностью около 63 км и их еще соединить – 17,5 км», – сказал глава Миндортранса РТ.

Докладчик упомянул, что в Татарстане есть три большие агломерации – Казанская, Набережночелнинская и Альметьевская, которые формируют три промышленные зоны. 

«Самая сложная – Казанская. Она находится уже внутри кольца пяти районов – Высокогорского, Зеленодольского, Пестречинского, Верхнеуслонского и Лаишевского. Были изучены все десять выездов и заездов в Казань, пять из них сегодня нуждаются в транспортных коридорах-дублерах», – отметил он.

По словам министра, особенность Казани в том, что соотношение площади дорог к площади города – минимальное, или чуть более 1%. «Плотность улично-дорожной сети Казани в разы меньше относительно других городов. То есть дорог в Казани «мало». Например, в Нью-Йорке соотношение – 12%, в 10 раз больше дорог, в Москве почти в четыре раза больше, Париж – 15%», – пояснил он.

Ханифов уточнил, что платные вылетные трассы могут быть одноуровневыми и двухуровневыми (эстакадными). Эстакады могут совмещать перехватывающие парковки. «Мы рассчитывали стоимость этих проектов», – заметил он.

Так, стоимость строительства 1 км со сборным вариантом конструкции эстакады для четырех полос движения составляет примерно 2 млрд рублей. А эстакадное строительство с перехватывающей парковкой – более 3 млрд рублей.

Глава Миндортранса подчеркнул, что строить эстакадные дороги по стоимости становится более выгодно, чем проводить реконструкцию дорог. Минимальная стоимость строительства приходится на эстакаду с конструкциями из сборного железобетона, добавил он.

Кроме того, по словам докладчика, есть инструменты, с помощью которых можно удешевить платные дороги. Например, Free flow «Свободный поток» – новая система взимания платы, подразумевающая безбарьерный проезд автомобиля через рамки взимания платы. 

Министр также представил вариант финансовой модели платных вылетных трасс. «Если мы привлечем деньги инвесторов, то нам до 50% могут дать федеральные средства. Поэтому предлагается такая модель: 30% – средства инвесторов, 50% – средства федерального бюджета и 20% – средства Татарстана», – рассказал он. 

Фото: архив/Ильнар Тухбатов

По мнению Ханифова, инвесторами могут стать частные компании, государственные корпорации, застройщики пригородного жилья, крупные банки. А средства республики можно направить на подготовку территории – оформление земельных участков, вынос сетей, выкуп и снос строений, инженерные изыскания, проектирование, госэкспертизу проекта. 

«Без особого труда можно организовать рельсовый внутриагломерационный транспорт»

Организовать рельсовый внутриагломерационный транспорт в Камской и Альметьевской агломерациях предложил заведующий кафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ Александр Дембич.
«Посмотрели, как устроен железнодорожный транспорт на территории Камской агломерации. Увидели, что там без особого труда можно организовать рельсовый внутриагломерационный транспорт в виде городской электрички, которая бы связала всю агломерацию», – сказал докладчик.

Фото: архив/Владимир Васильев

Дембич добавил, что в Набережных Челнах «нормальная транспортная связь сегодня существует только в виде плотины». «Если там ремонтные работы или авария, то машины стоят по много часов. А если создать такой железнодорожный транспорт, то 30-минутная доступность внутри Камской агломерации будет достигнута», – пояснил он.

По словам докладчика, не так много придется построить железнодорожных путей: в некоторых случаях 200 метров, где-то несколько километров. 

Завкафедрой КГАСУ отметил, что в Альметьевской агломерации тоже есть возможность развития рельсового внутриагломерационного транспорта. 

«Мы показываем железнодорожную связку между Бугульмой, Лениногорском, Альметьевском и Заинском. Это длиной примерно 130 км. Здесь тоже может появиться железнодорожный внутриагломерационный транспорт», – подчеркнул он.

Говоря о Казанской агломерации, Дембич убежден, что здесь необходимо развитие стыковых зон Казани и близлежащих муниципальных районов – Высокогорского, Зеленодольского, Пестречинского, Верхнеуслонского и Лаишевского.

«Стыковые зоны очень важны и они начинают развиваться в первую очередь. Необходима хорошая транспортная доступность рабочих мест и их организация непосредственно в местах проживания людей», – заключил докладчик. 

В структуру Альметьевской агломерации входят Альметьевский, Заинский, Сармановский, Азнакаевский, Бугульминский и Лениногорский районы. Общая численность населения агломерации – 350 тыс. человек.

В состав Камской агломерации входят Тукаевский, Мензелинский, Менделеевский, Нижнекамский, Сармановский, Заинский и Елабужский районы. Численность населения агломерации составляет 950 тыс. человек.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100