Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
^Рустам Минниханов: «Условия игры на рынке транспортных услуг должны быть равными для всех»
(Казань, 20 июня, «Татар-информ», Ирина Ксенофонтова). «На транспортных предприятиях республики должны произойти серьезные структурные преобразования, а в отрасли в целом – создана здоровая конкурентоспособная среда», - такая стратегическая цель была поставлена сегодня перед отраслевым министерством, руководителями городских комитетов по транспорту и директорами транспортных предприятий.
Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов на заседании Президиума Кабинета Министров РТ, посвященном качеству транспортного обслуживания населения и мерам по его улучшению, высказал убеждение, что только так можно добиться экономически эффективной работы транспортников и улучшения качества обслуживания пассажиров.
В заседании, которое провел Р.Минниханов, приняли участие ответственные работники Аппарата Президента РТ, Госсовета РТ, руководители министерств и ведомств, главы и заместители глав администраций городов и районов республики, руководители транспортных предприятий.
Вопросы, касающиеся перевозки пассажиров в летний период - в места отдыха, на садовые участки, – приобретают сейчас особую остроту, подчеркнул Премьер, открывая заседание Президиума. Эта проблема, по его мнению, особенно актуальна для Казани, готовящейся к своему 1000-летию. Поток нареканий от населения по поводу транспортного обслуживания в адрес транспортных предприятий, местных властей и республиканского руководства ширится день ото дня, несмотря на то, что многое уже сделано и делается для улучшения качества услуг в этой сфере. Для того чтобы исключить претензии по поводу работы транспорта, требуются серьезные системные решения, подчеркнул Премьер.
Современную ситуацию в отрасли участникам заседания подробно доложил заместитель Премьер-министра РТ – министр транспорта и дорожного хозяйства Владимир Швецов. За последние годы, отметил глава Минтранса РТ, при поддержке республиканского руководства транспортная отрасль получила значительное подспорье в виде обновления подвижных составов на железнодорожном и автомобильном транспорте, строительства новых железнодорожных платформ и вокзалов, реконструкции Казанского речного порта и пассажирского терминала международного аэропорта «Казань». Принимаются меры и для улучшения качества обслуживания пассажиров на всех видах транспорта – железнодорожном, водном, воздушном, автомобильном – на пригородных и междугородних маршрутах, а также городском общественном транспорте. Новые железнодорожные вокзалы, отвечающие всем современным требованиям, построены на 6 станциях на территории республики. В настоящее время ведутся работы еще на 4-х станциях, прорабатывается проектно-сметная документация по реконструкции железнодорожных вокзалов на станциях Зеленый Дол и Уруссу. Отремонтированы и находятся в стадии обновления 33 пассажирские посадочные платформы. На 32 процента обновлен за последние годы парк электропоездов Казанского отделения железной дороги, 13 миллионов рублей выделено на приобретение рельсового автобуса для жителей Закамской зоны республики, заменено болеее 30 вагонов фирменного поезда «Татарстан». Регулярно вводятся новые поезда на разных направлениях. Завершится в этом году реконструкция комплекса речного вокзала столицы, у причалов которого одновременно смогут бросать якорь сразу несколько 4-палубных речных лайнеров. К повышению качества услуг стремятся и в аэропортах Татарстана, обслуживающих пассажирские перевозки. Проведенное весной этого года анкетирование пассажиров воздушных судов свидетельствует об удовлетворительной оценке качества обслуживания всех авиакомпаний республики. На 47 процентов обновился за последние 4 года автобусный парк, используемый на пригородных маршрутах (регулярным автобусным сообщением - пригородным и междугородным – охвачен 71 процент территории Татарстана). Парк подвижного состава городского общественного транспорта, курсирующего в городах республики, насчитывает 1226 автобусов, 306 троллейбусов и 502 трамвайных вагона. Кроме того, в Казани и Набережных Челнах значительное развитие получили пассажирские перевозки, осуществляемые автобусами частных перевозчиков.
Вместе с тем, как откровенно признал министр, в области пассажирских перевозок есть немало проблем. 8 из 21 речного судна, обслуживающих пассажирские пригородные и местные перевозки полностью выработали свой ресурс. Из 17 железобетонных дебаркадеров и металлических причалов, имеющихся в республике, 35 процентов подлежат списанию. Не идеально работают и «воздушные ворота» Татарстана: среди всех аэропортов только международный аэропорт «Бегишево» соответствует сегодня общероссийским требованиям к качеству обслуживания пассажиров. К сожалению, из-за весьма незначительного пассажиропотока этот примерный аэропорт является убыточным предприятием. Что касается путешествий по автомобильным дорогам, то они далеко не так комфортны, как хотелось бы пассажирам. Сеть автовокзалов и автостанций заслуживает справедливой критики за эксплуатационные недочеты, низкий санитарно-гигиенический уровень и тесноту, признал В.Швецов. К примеру, основательная реконструкция требуется автовокзалам Лениногорска и Чистополя. Переход с 1 января 2005 года на денежную компенсацию натуральных льгот не лучшим образом сказался на экономике пассажирского транспорта общего пользования. Финансовое состояние предприятий, осуществляющих перевозки пассажиров в пригородном сообщении, из-за убытков, возникающих в силу разницы между стоимостью единого месячного социального проездного билета (200 рублей) и себестоимостью транспортных услуг (фактическая стоимость проездного билета – 400-800 рублей), ухудшается, что, по оценке В.Швецова, в итоге может привести к ухудшению качества транспортного обслуживания сельчан. Выход из сложившейся непростой ситуации глава Минтранса РТ видит в сохранении действия единого социального проездного только на городских маршрутах или в принятии решения о компенсации автоперевозчикам из бюджета разницы в стоимости перевозки льготников.
Не напрасно вызывает нарекания и работа городского общественного транспорта. Жители Казани, к примеру, давно смирились с необходимостью ежедневно «штурмовать» переполненные автобусы, привыкли к толчее на остановках и грубости контролеров и водителей. Городская администрация, констатировал на сегодняшнем заседании В.Швецов, с большим опозданием прислушалась к предложениям Минтранса РТ о необходимости реформирования транспортных предприятий. Результаты 5 месяцев работы в 2005 году ряда муниципальных предприятий, осуществляющих городские перевозки, внушают серьезные опасения. И дело здесь, подчеркнул глава Минтранса РТ, не только в льготниках и тарифах (которые, заметим, 5 дней назад изрядно «подросли»), а в самих предприятиях, не желающих реформироваться, что помогло бы легче нести бремя налогов. Наиболее неблагополучно обстоят дела среди муниципальных пассажирских предприятий Казани и ОАО «ПАТП» Набережных Челнов. По итогам 5 месяцев казанские транспортники имели кредиторскую задолженность свыше 200 миллионов рублей, в том числе, по заработной плате – более 40 миллионов. Между тем, практика частных перевозок показывает, что бизнес этот прибыльный. В.Швецов также обратил внимание участников заседания на отсутствие четкой позиции по оптимизации маршрутной сети Казани. Практика ее формирования в последние годы привела к тому, что на изначально убыточных, но необходимых населению маршрутах работают муниципальные предприятия. К тому же, на уже существующие муниципальные маршруты «накладываются» маршруты частных перевозчиков. Параллельно 20 автобусным, 20 трамвайным и 15 троллейбусным маршрутам проходят пути частных перевозчиков. Оптимизации требует и маршрутная сеть трамвайного движения, подвижной состав которого имеет невысокую наполняемость, при том, что себестоимость перевозки трамваями самая высокая, по сравнению с другими видами транспорта. Правильным решением, по мнению В.Швецова, мог бы стать демонтаж трамвайных путей в центре города с последующим списанием излишнего подвижного состава. Основным резервом повышения качества обслуживания пассажиров (без использования дополнительных инвестиций) является оптимизация расходов предприятий и существующей маршрутной сети, подытожил глава Минтранса РТ.
Свои соображения по поводу улучшения качества транспортных услуг высказал мэр Казани Камиль Исхаков. Ввод в эксплуатацию в нынешнем году первого участка первой линии казанского метрополитена станет, по его мнению, важным шагом в решении этой проблемы. Большое и Малое казанское кольцо и ввод в эксплуатацию нового моста через Казанку также позволит горожанам вздохнуть свободнее. К.Исхаков также обратил внимание участников заседания на необходимость учесть проблемы индивидуального транспорта, владельцы которого нуждаются и в гаражах, и в земельных участках под их строительство, и в хороших дорогах, езда по которым не грозила бы преждевременным концом частной технике. Что касается финансового состояния муниципальных транспортных предприятий, то без бюджетной компенсации их расходов по перевозке льготников не обойтись, считает мэр.
Между тем, выступление Премьера не оставило на этот счет никаких иллюзий. «Мы собрались здесь не для того, чтобы поговорить о каких-то «сказочных» деньгах для транспортников. Денег никто не даст. Нужно приучаться работать, согласно рыночному механизму и самим зарабатывать деньги», - заявил он. «Почему частный перевозчик берет кредиты, покупает технику, обслуживает пассажиров, самостоятельно зарабатывая деньги, и почему муниципальные предприятия не работают также эффективно?» – задал риторический вопрос Премьер, и сам же подсказал отгадку – «муниципальные предприятия давно изжили себя, в них должен прийти собственник». На этот вопрос Р.Минниханов предложил главе администрации Казани обратить особое внимание. По мнению Премьера, нужно менять современную систему работы транспорта, создавать конкурентную среду. При этом условия «игры» на рынке транспортных услуг должны быть равными для всех. «Для нас нет разницы – частный или муниципальный перевозчик будет перевозить пассажиров, главное, чтобы люди всегда могли свободно доехать, куда им нужно», - подчеркнул Р.Минниханов. Разумным, отметил он, должен быть и процесс формирования стоимости проездных билетов. «Перегибать палку» здесь нельзя - стоимость билетов должна быть экономически обоснованной», - сказал Р.Минниханов. Он также рекомендовал обратить внимание на культуру обслуживания пассажиров (на этот аспект работы транспортников, а точнее частное его отсутствие, особенно много жалоб). Крупные мероприятия, связанные с 1000-летием татарстанской столицы, многократно увеличивают ответственность руководителей и рядовых работников транспортной отрасли за обеспечение качественных услуг, напомнил Премьер, призвав транспортников к четкости действий.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»