Рустам МИННИХАНОВ: "КАМАЗ" является предприятием №1 в республике"
Сегодня после годового собрания акционеров ОАО "КАМАЗ" в Набережных Челнах состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие Премьер-министр РТ Рустам Минниханов, заместитель министра промышленности и энергетики РФ Андрей Дементьев и генеральный директор ОАО "КАМАЗ" Сергей Когогин.
Рустам Нургалиевич, проясните, пожалуйста, позицию руководства республики и Ваше личное мнение о возможной консолидации пакетов акций КАМАЗа, находящихся в федеральной и республиканской собственности?
Р.Минниханов: К сожалению, у нас в республике находится только 11, 7 процента акций автогиганта. Часть средств вложена в компанию ОАО "КАМАЗ-Капитал" и там мы имеем свой фонд – это 38 процентов уставного капитала.
Какие действия планирует Правительство России при поддержке отечественного автопрома, в частности,ОАО "КАМАЗ"?
А.Дементьев: Правительство на самом деле не планирует, а уже предпринимает действия. В прошлом году была рассмотрена программа мер по развитию отечественного автопрома – во многом благодаря постановлению Правительства России №166, которое ввело такой режим промышленной сборки. На мой взгляд, результаты есть, в том числе и в Набережных Челнах ЗМА одним из первых в этом режиме начал работать. На сегодняшний день мы достаточно активно работаем над внесением изменений в это постановление, для того, что бы распространить его на автокомпоненты. В принципе, то действие, которое позволит успешно развиваться совместному предприятию "КАМАЗа" по производству коробок передач. Это то, чего сейчас не хватает для реального развития этого предприятия. Мы достаточно планомерно занимаемся техническим регламентом постановления. С 21 апреля нельзя ввозить на территорию РФ европейские автомобили со стандартом менее "Евро-2". Мы сумеем представить преференции нашим автопроизводителям и избавить от конкуренции с рынком зарубежных подержанных автомобилей, в том числе грузовиков.
К сожалению, за достаточно большой период времени это программа является одним из первых экспериментов, который, на мой взгляд, удался. И результат деятельности "КАМАЗа" и российского автопрома в целом по итогам прошлого года и этого полугодия внушает определенный оптимизм. В ближайшие три-четыре месяца мы в Минпромэнерго проведем коллегию вместе с промышленниками и предпринимателями, на которой рассмотрим результаты работы по реализации этого комплекса мер за год и попытаемся немного его скорректировать, поскольку с первого дня работа была построена вместе с предприятиями-производителями, в том числе и "КАМАЗом". Для нас "КАМАЗ" – это достаточно символичное предприятие, лидер отечественного грузового автомобилестроения и мы не хотим, чтобы это красивое название было потеряно. Поэтому наше взаимодействие с "КАМАЗом" достаточно эффективное и будет продолжаться, независимо от доли акций, принадлежащих Минпромэнерго.
Рассматривается ли возможность оптимизации сборочных производств европейских производителей грузовиков на наших предприятиях? Когда будет принято решение по приватизации федерального пакета акций "КАМАЗа"?
А.Дементьев: Что касается сборки европейских грузовых автомобилей -формально это сейчас никто не запрещает. В постановлении по программе автопрома о виде автомобилей ничего не сказано, оно имеет лишь ограничения по объему производства, которые, на мой взгляд, даже потенциально для промышленной сборки грузовых автомобилей на сегодняшний день вряд ли приемлемы и мы не видим оснований для того, чтобы регулировать этот процесс. В отличие от рынка легковых автомобилей, где у нас остается дефицит мощностей и сегодня спрос на автомобили закрывается практически наполовину. С рынком грузовых автомобилей у нас нет дефицита мощностей. По нашему мнению, "КАМАЗ" вполне удовлетворяет спрос на грузовики и может дать гораздо больше перспектив, нежели сборка грузовых автомобилей зарубежной разработки.
То, что касается реализации госпакета акций, я не могу сейчас дать ответ, когда и какое решение будет принято по этому вопросу. Единственно правильный возможный вариант действий расставания с этим пакетом – процедура деления пакета акций, для того чтобы получить дополнительные средства на реализацию инвестиционной программы предприятия.
Сергей Анатольевич, возможно ли создание совместного производства автокомпонентов для автомобилей, которые производятся на ЗМА?
С.Когогин: Серьезных наработок в этом вопросе у нас пока нет, хотя предложения нам были сделаны. Просто локализацию можно производить только на штамповке. К сожалению, уровень культуры производства и оборудования на ПРЗ не позволяет этого сделать. А тот пресс-автомат "Шуберт", который мы имеем на складе и не запускаем, может обеспечить производство, но до сих пор нет значительной загрузки линий. Сегодня мы сотрудничаем не только с ЗМА, такую работу мы проводим со всеми зарубежными компаниями, которые приходят в Россию.
Введение экологических стандартов "Евро-2" шло очень тяжело. Как вы считаете, дальнейшая работа по введению "Евро-3" будет не менее трудной?
А.Дементьев: Я бы сказал, что она будет значительно менее трудной, так как уже с 1 января 2008 года все будет ориентированно на "Евро-3". Это объективный путь развития и от этого никуда не денешься.
В этом году "КАМАЗ" запланировал 20 млн. евро на приобретение нового оборудования. На что конкретно будут потрачены эти деньги? Японский кредит уже действует, что еще планируется сделать в этом направлении?
С.Когогин: Следующий этап среди первоочередных задач – это развитие совместного предприятия "ZF-Кама". Для этого бы уже выплатили авансы на ряд оборудования для производства коробок передач. Следующим этапом будет строительство нового окрасочного цеха на ПРЗ.
Правительство Татарстана делает очень много для «КАМАЗа». Хотелось бы спросить, существует ли какая-то заинтересованность в создании на «КАМАЗе» новых моделей автомобилей. Предусмотрены ли для этих целей какие-либо инвестиции?
Р.Минниханов: "КАМАЗ" является предприятием №1 в республике и локомотивом экономики этой зоны, в том числе машиностроительного комплекса. Мы постоянно находимся в контакте с Сергеем Анатольевичем, продвигаем наши модели автомобилей на рынки, используем имеющийся административный ресурс. Лизинговые компании, которые созданы самим КАМАЗом и поддержанные Правительством, оказались эффективным инструментом продвижения нашей продукции. Сегодня хорошо используются территория КИП "Мастер" для производства автокомпонентов. У нас есть дальнейшие пути развития, утвержденные Советом директоров и Правительством РТ. "КАМАЗ" в ближайшее время должен выйти на объемы производства, эквивалентные 3 млрд. долларов.
Материал подготовил Айрат Башкуров