news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Роза ШАФИКОВА: «Теплая осень не явилась для синоптиков сенсацией»

Роза ШАФИКОВА: «Теплая осень не явилась для синоптиков сенсацией»

2 декабря в агентстве «Татар-информ» состоялась пресс-конференция, посвященная прогнозам погоды и видам на урожай 2006 года. В ней приняли участие заместитель начальник отдела метеопрогнозов Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по РТ Роза Шафикова, начальник отдела агрометеорологии этого же ведомства Сергей Реутов, заведующий лабораторией многолетних трав и кормопроизводства Татарского научно-исследовательского института сельского хозяйства Олег Шайтанов, старший научный сотрудник Татарского НИИ СХ Сергей Пономарев, заведующий лабораторией озимых пшениц Татарского НИИ СХ Ирина Фадеева, ведущий прогноза погоды на телеканале «Эфир» Константин Куранов. Вел беседу генеральный директор агентства «Татар-информ» Леонид Толчинскиий.

Роза Бадретдиновна, чем объясняется необыкновенно теплая осень и не будет ли таковой зима?
Р.Ш.:
Все заметили, что нынче теплая осень. Для синоптиков же это не сенсация. Заметные изменения климата происходят со второй половины ХХ века. Такое явление характерно для всего земного шара. И Татарстан здесь не исключение. С 2000 года осень на территории республики потеплела в среднем на 2-3 градуса. Причем, повышение температуры происходит за счет осени и зимы, а в летние месяцы за редким исключением она держится в пределах среднего климатического значения. Среднегодовая же температура за последние сто лет увеличилась на 1 градус. Много это или мало, решать ученым. Тут точки зрения расходятся. Некоторые считают, что это временный природный цикл, что нас впереди ожидают похолодания.

Сергей Петрович, что ожидает аграриев, учитывая, что нынешняя осень не баловала озимые посевы обилием осадков?
С.Р.:
Я не устаю напоминать, что в данном случае у медали две стороны. В этом году были идеальные для уборочной условия. Земледельцы собрали хороший урожай и без потерь. Но в результате сухой погоды на протяжении длительного времени – с августа по ноябрь – влагозапасы в почве снизились до очень низких, практически в 3 раза. Особенно досталось озимым в Мензелинском, Муслюмовском, Азнакаевском, Дрожжановском районах. К чему это привело? В первую очередь, к задержке всходов. Кроме того, посевы изрежены, на листьях заметна желтизна.

Этой осенью мы проводили обследование полей в 17 районах республики. 37 процентов всходов мы отнесли к категории слабых, около 10 процентов и вовсе имели неживой вид. Это означает, что под снегом в большинстве своем окажутся растения с пониженной зимостойкостью. Единственным плюсом теплой погоды стало увеличение вегетативного периода, позволившего здоровым растениям окрепнуть.

Конечно, никто не застрахован от потерь. И все же хотел бы напомнить сельхозпроизводителям, фермерам о необходимости страхования посевов. Как показывает практика, редкий год обходится без неблагоприятных условий. Нынче, учитывая все обстоятельства, рассчитывать на то, что ситуация изменится, не приходится. Напомню, что низкие запасы влаги у нас наблюдались в 1974, 1979 и 1996 годах. И каждый раз весной приходилось пересевать порядка 20 процентов озимых. Можно уже сейчас с достаточной долей вероятности утверждать, что и на сей раз этого не удастся избежать. И здесь нее обойтись без дополнительных расходов на горючее, семена...

К сожалению, ресурсы страхования пока задействованы не в полной мере. Сейчас с нашим управлением работают, в частности, такие компании, как «Наско», «Альфа-страхование», уже подключается к этому процессу «Россия». Другие страховые фирмы пока активности не проявляют, хотя получают 50 процентов страховой суммы из бюджета республики. Между тем, они обязаны в течение трех дней при наступлении страхового случая обратиться к нам за подтверждением. Но тянут с этим до 3-4 месяцев, когда погибшее поле уже пересеяно и установить точную картину не представляется возможным.

Олег Львович, можно ли силами науки, практики защитить сельхозпроизводителя от капризов погоды?
О.Ш.:
Многого мы, конечно, не можем, но предупредить селян о том, что их ждет, просто обязаны. Последний год нас особенно беспокоит. Вроде бы лето обошлось без сюрпризов, но ожидаемой смены сезона с традиционными в эту пору дождями не произошло. Все закончилось четырехмесячной засухой, в результате которой западные районы Татарстана получили менее 30 процентов осадков. Земля заждалась влаги, ее намного меньше, чем обычно. Бывало, и раньше сентябрь не радовал осадками. Но их недостаток позже компенсировал октябрь. В итоге почва оставалась под снегом достаточно насыщенная влагой. К весне не хватающие миллиметры восполнялись за счет снеготаяния. В результате мы были близки к норме, при которой возможно получение относительно высоких урожаев.

А в этом году картина очень даже тревожная. Даже на благополучных полях мы имеем 80, от силы 120 мм. Даже при снежной зиме более половины талых вод унесут весенние ручьи. И тут дефицита влаги никак не избежать. Надо учесть, что и пробуждение природы может не принести облегчения тем, кто занят возделыванием земли. К примеру, весной 1998 года выпало 48 процентов осадков от ожидаемых. Если повторится нечто подобное, а вероятность эта с каждым годом возрастает, то мы можем оказаться в катастрофическом положении. Поэтому для нас сейчас самая главная проблема - подготовка к весне. К возможным сюрпризам погоды нужно готовиться заранее.

Вносятся, учитывая изменения климата, какие-либо коррективы в сельскохозяйственную политику?
О.Ш.:
Мы сейчас ставим вопрос об увеличении увеличить доли засухоустойчивых культур. Также делаем ставку на производство кукурузного зерна, выращивание подсолнечника, сорго, суданской травы, гречихи, проса. При условии сохранения нынешних температур все это способно давать в нашей полосе устойчивые урожаи. Но надо учитывать и то обстоятельство, что потепление происходит не за счет более жаркого лета. Просто зима становится мягче, чем прежде, и никаких суровых испытаний для селян не готовит.

А сейчас не совсем научный вопрос. Насколько можно доверять народным приметам, если даже специалистам сложно предугадать изменения погоды?
К.К.:
Мне кажется, время народных примет прошло. За последние годы сильно изменился климат. То, что было раньше, столетия назад, подтверждалось. А сейчас, несмотря на свою пятилетнюю практику в качестве ведущего прогноза погоды, даже не знаю, насколько велика вероятность такого совпадения. Приметы, я думаю, потеряли свою функциональность и стали народным фольклором.

О.Ш.: Народные приметы масштабными не были. Они всегда были привязаны к какой-либо местности. Точно такой же вопрос задали главе Росгидромета Александру Бедрицкому, который ответил, что «наши исследования неопровержимо свидетельствуют, что никакой пользы от народных примет не было и нет».

Р.Ш.: Все-таки это вековая народная мудрость. Однако, одна и та же примета не быть пригодна для всей России – от западных границ до дальневосточных окраин. Когда происходит чередование двух-трех циклонов и антициклонов, погода на разных территориях не может быть одинаковой. Я полагаю, что приметы складывались в привязке к религиозным праздникам. Сказать, что они далеки от реальности, не совсем правильно. Я проводила исследования по этой теме, пользуясь официальными данными с 50-х годов. Если сопоставлять их и то, на что указывали приметы, с разрывом в два-три дня, получается 80-85 процентов совпадений.

А насколько, Роза Бадретдиновна, точны ваши прогнозы?
Р.Ш.:
Прогнозы, которые проводит наше управление, благодаря современному оснащению, сейчас одни из самых точных на территории Российской Федерации – до 95-98 процентов соответствия картине дня. Раньше результат был менее впечатляющ - 85-88 процентов.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100