news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Россия идет в Карабах: для этого позвали КАМАЗ и Татарстан

На днях в нашей внешней экономике произошло событие, которое широко не осветили в СМИ. После прошлогоднего конфликта в Нагорном Карабахе страна налаживает сотрудничество с Азербайджаном. «КАМАЗ» – первая российская компания, которая после военных действий 2020-го запустила там новый проект.

Россия идет в Карабах: для этого позвали КАМАЗ и Татарстан
«КАМАЗ» – первая российская компания, которая после военных действий 2020-го запустила в Азербайджане новый проект
Фото: © Михаил Захаров / ИА «Татар-информ»

Что произошло между Татарстаном и Азербайджаном?


На днях, 4 октября, в Джебраиле ПАО «КАМАЗ» и ПО «Гянджинский автомобильный завод» заложили фундамент совместного сервисного центра с российским долевым участием. Проект реализуют на территории, которая после прошлогоднего военного конфликта в Нагорном Карабахе перешла от Армении под контроль Азербайджана. Запуск строительства прошел без особой огласки – официальные сайты Минпромторга Татарстана об этом не проинформировали, хотя в церемонии закладки приняли участие президент Азербайджана Ильхам Алиев и вице-премьер – министр промышленности и торговли Татарстана Альберт Каримов. О событии сообщила на своей странице в «Фейсбуке» Эльмира Юсифли, работающая в постоянном представительстве Татарстана в Азербайджане, а также некоторые региональные издания

Сколько машин получает Азербайджан от автогиганта?


Азербайджан в разных отраслях экономики использует 60 тысяч машин челнинского автогиганта. Планируется, что КАМАЗ будет поставлять в эту страну и технику последнего поколения – грузовики модели К5. В Минпромторге РТ не прокомментировали «Снегу» закладку сервисного центра.

Азербайджан в разных отраслях экономики использует 60 тысяч машин челнинского автогиганта

Фото: © Владимир Васильев / ИА «Татар-информ»


«Речь не о прямых инвестициях. Сервисный центр откроет наш партнер в Гяндже. С ним у нас достаточно плотные и крепкие давние взаимоотношения. На этом заводе «КАМАЗ» собирает грузовики для Азербайджана. Ежегодно мы поставляем туда несколько сотен, а иногда и тысяч грузовиков», – ответил нашему изданию директор департамента по связям с общественностью ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев.

Почему Москва выбрала Татарстан? 


Журналиста и общественника Максима Шевченко не удивило, что с Азербайджаном подписала соглашение именно татарстанская компания. Одна из причин – динамичное развитие республики, к тому же Татарстан – самостоятельный регион, «позиционирующий себя как центр российско-тюркского мира», а сам «КАМАЗ» – «компания, которая заслуживает контрактов в разных странах», тем более что Азербайджан с развитым сельским хозяйством осуществляет большое количество транспортных перевозок и «демонстрирует хорошие отношения с Казанью». 

«Выбрал или не выбрал федеральный центр Татарстан? КАМАЗ спрашивал на это разрешения? Ну а почему он должен согласовывать с Москвой? Есть позиция Президента Путина, что Джебраильский район, территория Нагорного Карабаха, – неотъемлемая часть Азербайджана. Проблемы могут быть, если какие-то структуры в Москве будут препятствовать этому контракту. Тогда возникнет вопрос: на каком основании препятствуют нормальным экономическим связям российской компании?» – говорит Шевченко.

Татарстан – самостоятельный регион, «позиционирующий себя как центр российско-тюркского мира», а сам КАМАЗ – «компания, которая заслуживает контрактов в разных странах»

Фото: © Михаил Захаров / ИА «Татар-информ»


В этом вопросе нет политики и мусульманской солидарности, абсолютно уверен востоковед, исламовед Алексей Малашенко. Он внимательно следит за новостями, но не встречал информацию о закладке нового предприятия в Джебраильском районе.


«Это сугубая прагматика, чистая экономика и финансовый расчет. Завод материально выгоден, особенно Татарстану, но поскольку общая ситуация в этом регионе касается политики, поэтому событие не афишируется. Во всяком случае, в России об этом будут помалкивать, чтобы не будить армянскую душу и не возникло разговоров, что Россия «играет за этих и за тех». И если азербайджанцы будут выдавать это за политический шаг, то им же будет хуже», – высказался политолог. 

Из-за чего спор?


Напомним, что Нагорный Карабах – территория давнего этнополитического спора в Закавказье между азербайджанцами и армянами. Во второй половине XX века республики оспаривали принадлежность Нагорного Карабаха с февраля 1988 года, когда регион объявил о выходе из состава Азербайджанской ССР. Во время вооруженного конфликта 1991–1994 годов Баку утратил контроль над Нагорным Карабахом и семью прилегающими к нему районами. В сентябре прошлого года в этом регионе вновь на несколько недель развернулись военные действия. После перемирия в ноябре 2020-го Азербайджан вернул значительную часть ранее потерянных территорий, которые контролировала непризнанная Нагорно-Карабахская республика. 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2
autoscroll_news_right_240_400_3