news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Родной язык: вчера, сегодня, завтра//"ПРОСТО ТАК НИКТО ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК УЧИТЬ НЕ БУДЕТ!"//2 июня, №22

Согласно Конституции Республики Татарстан, государственными языками нашей республики являются татарский и русский. Задача повышения престижа татарского языка до уровня государственного возложена главным образом на учителей татарского языка и литературы. Каково отношение к данной теме у самих преподавателей? С этим вопросом мы обратились к заместителю директора по национальным вопросам гимназии №102 Зульфире Тухватуллиной.

- Зульфира Каримовна, расскажите, пожалуйста, как проходит обучение татарскому языку и литературе в вашей гимназии?

- Процесс обучения татарскому языку в нашей гимназии проходит по-разному: отдельно для татарских и отдельно для русских групп. Что касается татарских групп, то там ставятся такие же цели обучения, как и в татарских школах. Однако уровень знаний родного языка у этих детей намного ниже. Это объясняется малым использованием татарского языка в повседневной жизни, ограниченным кругом общения на родном языке. Необходимо, чтобы ученики больше общались по-татарски. Как известно, в школах создаются так называемые менталитетные классы, где воспитательные мероприятия проводятся на татарском языке. Однако  заполнять такие классы совершенно не говорящими на татарском языке учениками нецелесообразно. В эти классы нужно брать детей, более или менее знающих татарский язык, чтобы они общались друг с другом на родном языке. Если мы серьезно ставим себе цель проводить процесс воспитания на своем языке, то сделать такие изменения необходимо как можно быстрее.

- Хотелось бы узнать и о методах преподавания в русскоязычных группах.

- Мы используем методику преподавания иностранного языка. Такая методика помогает практическому применению знаний. В нашей гимназии вот уже десять лет обучение русских групп в 1-7 классах базируется, и довольно успешно, на программе И. Литвинова. Преимущество ее  в том, что в процессе изучения ученики постепенно, используя полученные ранее знания, начинают автоматически разговаривать на татарском языке, правильно отвечать на заданные вопросы, составлять предложения, диалоги, небольшие связные тексты. И всё благодаря тому, что в обучении присутствуют основные принципы преподавания: последовательность и системность. Это и учителей окрыляет, и у учеников появляется чувство удовлетворенности. Радует и такой момент, что за  последние три года группой авторов из Министерства образования Республики Татарстан для 1-3 классов по программе И. Литвинова были разработаны учебники с красочными рисунками, отвечающие современным требованиям. Это большой подарок для учителей, работающих в начальных классах.

Хотя Литвинов и составил программу для обучения русскоговорящих детей вплоть до 9 класса, однако издать методические пособия и учебники успел лишь до 7-го.

- Каков выход из данной ситуации? Какими учебниками и пособиями пользуетесь в старших классах?

- Начиная с 8 класса, мы, ввиду отсутствия других альтернатив,  в русских группах используем традиционные учебники. Материалы в данной программе построены по тематическому принципу. В текстах присутствуют незнакомые для учеников лексика и сложные обороты речи, фразеологизмы. И бывает, что объяснить весь материал за один урок преподаватели не успевают. В результате, для получения хорошей оценки ученикам приходится просто, как говорится, всё «вызубрить». Вызывает досаду и то, что большинство ранее изученных слов в последующих уроках уже не встречаются. Из-за отсутствия принципа последовательности ученики быстро забывают материал. Интерес к изучению татарского языка падает, уроки проводятся впустую. Поэтому для достижения хороших результатов учителям, работающим с традиционными учебниками, приходится   переделывать тексты, упрощать их для лучшего понимания учениками. Но для подготовки и проведения даже одного урока расходуется слишком много сил и времени, а если к тому же у преподавателя большая нагрузка, то он просто не успевает хорошо подготовиться. В 9-11 классах обучение опять-таки сводится к «зубрежке», на этот раз экзаменационных билетов. В итоге, неудивительно, что молодые люди, окончившие школу на «4» и «5» по татарскому языку, ни слова не могут сказать по-татарски.

- Как Вы считаете, за счет чего можно улучшить процесс обучения?

- На мой взгляд, необходима вариативная программа и хорошие учебники для каждого этапа обучения. Другого решения  проблемы не вижу. Просто так никто  татарский язык учить не будет.

Беседовал  Ильяс ФАТКУЛЛИН

 

 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2