news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Ринат Закиров: «Татары – народ терпимый, не конфликтный. И это идет не от трусости, а от сохранения чувства достоинства, сохранения чувства сильной нации…»

Ринат Закиров: «Татары – народ терпимый, не конфликтный. И это идет не от трусости, а от сохранения чувства достоинства, сохранения чувства сильной нации…»

23,22 Kb17 марта в ИА «Татар-информ» прошла интернет-конференция с участием председателя исполкома Всемирного конгресса татар Рината Закирова. В августе исполнится три года с того момента, как он возглавил самую авторитетную татарскую национальную организацию. Встреча с журналистами ИА «Татар-информ» для председателя исполкома ВКТ стала своеобразным поводом для подведения итогов. Круг вопросов, которые интересовали посетителей нашего сайта и затронутых на интернет-конференции, оказался чрезвычайно широк: от проблем толерантности до защиты латиницы, от выработки стратегии развития нации до возможности получить поддержку ВКТ. В свою очередь Закиров рассказал об особенностях подготовки ВКТ к 1000-летию Казани, патриотических чувствах Алины Кабаевой и многом другом.

«ВКТ объединяет только тех людей, кто чувствует потребность в поиске своих национальных корней»

В чем идея Всемирного конгресса татар – для чего объединяются татары всего мира?
Р.З.: Человеку, наверное, свойственно желание удовлетворить свои духовные потребности. Где бы он ни проживал – в Китае, в Австралии, в Америке, в Турции или в Магадане – у него есть тяга к своим историческим корням. Это проявляется через мировоззрение, культуру. Если духовные потребности удовлетворены, человек доволен и остальной жизнью.

На мой взгляд, основной смысл деятельности ВКТ в этом и заключается – в удовлетворении духовных потребностей соотечественников, проживающих в различных частях земного шара.

Обеспечить духовность – это только сказать легко. А вот как на практике это обеспечить?! Возникают сотни вопросов – по информационному обеспечению, по организации общения. Сначала возникает желание общаться, а потом оказывается, что для этого общения и литература нужна, и изучение родного языка, и газеты нужны. А ведь татары проживают не только в крупных городах, но и в деревнях. И туда тоже надо донести информацию – через радио, телевидение. Интернет дает новые возможности, и мы должны развивать это направление общения.

Посетитель нашего сайта Диляра спрашивает:
Кому более необходим ВКТ: тем, кто в регионах, или нашим казанским татарам? У нас нет городской культуры: городские – «манкурты», деревенские – «мокыты». Реально культурой и историей интересуются только татары, живущие в сельской местности в регионах.
Р.З.: Безусловно, в первую очередь работа ВКТ направлена на потребности татар, живущих за пределами нашей республики. А что касается сельского или городского населения, то я думаю, совсем не обязательно, чтобы каждый татарин интересовался этой работой. Это дело индивидуальное. Мы не собираемся насильно закладывать какие-то идеи в каждого человека. ВКТ объединяет только тех людей, кто чувствует потребность в общении, в поиске своих национальных корней, в связи со своей духовной родиной. Для татар Казань является духовной исторической столицей. И это остается фактом.

Тяга к своей нации, своим корням – дело спонтанное. Человек даже может не осознавать, почему вдруг появилось это желание. А нация – это часть мировой цивилизации, и нацией могут называться только те народы, которые внесли весомый вклад в развитие мировой цивилизации. Я в этом убежден. Кажется, и наука так же трактует определение нации.

«Мы - не политическая партия, и этим все сказано»

Валерий Тишков, директор института этнологии и антропологии РАН, назвал ВКТ этнической партией для давления на власть РФ. Как вы относитесь к этому мнению?
Р.З.: Думаю, он излишне политизирует эти вопросы. Политика – не наш путь. Наша задача – создание единства татарской нации независимо от места проживания и подчиненности. А если Тишков видит в нашей деятельности какую-то этническую партию, то это его проблемы.

Вопрос от посетителя нашего сайта:
По-вашему, должна ли быть у татар политическая партия, поддерживающая интересы нации? Насколько ее деятельность должна быть оппозиционной или лояльной власти республики? Может ли ВКТ, финансируемый государством, выступить в качестве политической силы, это было бы правильно?
Как вы считаете, может партия объединять людей по национальному признаку?
Р.З.: Нет, категорически нет. Можно докатиться до абсурдных действий, если политикой начать заниматься по национальному признаку.

Наил, Казань:
От Татарстана в Госдуме РФ 12 человек, 5 человек-татар избраны не от Татарстана, много представителей других национальностей, но совершенно не видна национальная политика в РФ. Что делает ИВКТ по работе с депутатами различных уровней: федерального, регионального, местного, а также по выдвижению и избранию своих представителей? Есть ли в этом система?
Р.З.: Мы - не политическая партия, и этим все сказано. И поскольку мы не являемся политической партией, прямого влияния на депутатов Госдумы не имеем.

А что касается национальной политики России, мы свое мнение изложили в Обращении к Президенту России на третьем конгрессе татар. После этого у Татарстана запрашивали предложения по этому вопросу, и мы их отослали. Но пока в Госдуме вопрос государственной национальной политики не рассматривался. Как только этот вопрос начнут готовить к рассмотрению, мы через депутатов от Татарстана постараемся, чтобы наши интересы были учтены.

«Нельзя требовать от общего пирога самый сладкий кусок»

Как соотносится работа ВКТ с принципами толерантности? Противоречий нет?
Р.З.: Принципы толерантности лежат в основе деятельности ВКТ и пронизывают всю его работу. Толерантность – общечеловеческий принцип. Без понимания этого я никому не советовал бы заниматься таким тонким вопросом, как регулирование национальных отношений. В условиях многонациональной страны «тянуть на себя одеяло» одной какой-то нации нельзя!

Татары - вторая по величине нация в России. Но не дай Бог, исходя из этого, требовать какого-то особого отношения к себе! Нельзя требовать от общего пирога самый сладкий кусок. А с русским народом уже много веков мы варимся в одном котле, поэтому наша жизнь переплетена, взаимно пронизана, и оторвать нас друг от друга невозможно.

Без учета принципов толерантности утверждать что-то свое нельзя, а вот с учетом этих принципов, думаю, каждая нация имеет право говорить о своих особенностях и интересах.

А среди делегатов конгресса не было радикально настроенных? Высказывались крайние мнения – в разрез с принципами толерантности?
Р.З.: Среди делегатов съезда таких не было. Критиковали те или иные стороны политики власти, высказывались о накопившихся проблемах, были и эмоциональные выступления… Крайние взгляды и остаются крайними, они не отражаются в итоговых документах съезда. И говорить о них как о явлении нет необходимости. Хотя, конечно, всегда люди будут высказывать разные мнения – в силу своего характера, своей информированности, своих целей. Найти причину критики власти всегда можно. Но народ способен отличить мелкие вопросы от стержневых проблем.

«Если мы начнем эмоционально переживать все исторические даты, нам в одном доме станет трудно жить»

27,03 KbМногие страницы истории в постперестроечное время пересматриваются и переосмысливаются. В частности, идеи Льва Гумилева о том, что татаро-монгольское иго вообще не иго, а своеобразный союз народов, что Золотая орда - проводник татар в мировую историю, привел в своем выступлении Президент РТ Шаймиев на Втором съезде ВКТ. А вы как к этому относитесь?
Р.З.: Мои взгляды в этом вопросе абсолютно идентичны. Говорить об иге не уместно, есть перемещение, взаимопроникновение культур. А многие вопросы – система управления, система построения войск и другие – перенято у Золотой орды. Это факт. Это надо признать. Не принимать эти факты, значит - опять игнорировать историю. И это вопрос не только татар, это вопрос всех цивилизованных людей. Подлинность истории – всегда на первом месте. А мы должны только извлекать уроки из нее.

Многие татары болезненно относятся к дате взятия Казани войсками Ивана Грозного. А вы как к этому относитесь?
Р.З.: К этой дате я отношусь спокойно, как к давно минувшей странице истории. Для меня это только исторический факт, а не реалии, которые руководят моими чувствами и сознанием. И если так к этому будут относиться все, в обществе не будет никаких интриг и конфликтов. Если мы начнем эмоционально переживать все исторические даты, нам в одном доме станет трудно жить. Это ни к чему. Просто надо уметь оценивать исторические факты, исторические судьбы. А для этого у нас есть ученые. Надо им доверять.

Но ведь сейчас есть и те, кто эмоционально, как вы говорите, воспринимает некоторые исторические факты!..
Р.З.: Их единицы. О них даже нельзя говорить «они». Им надо дать время успокоиться.

Как бы мы ни хотели, историю мы уже не изменим. Что было, то было. Но факт остается фактом: вследствие покорения Казани Иваном Грозным целый пласт татарской городской культуры утерян. Национальная культура сохранилась только в сельской местности. А ведь татары были очень цивилизованным народом. Конечно, это отбросило татар назад. И здесь нет ничего хорошего. Но это в прошлом. И уже много сделано для восполнения татарской городской культуры. Можно назвать многих выдающихся татар, достигших успехов и в науке, и в культуре, и в искусстве.

Индус Тагиров, экс-председатель Исполкома ВКТ, в своем выступлении на Втором ВКТ отметил недостатки татар - зависть к успехам соплеменников, пристрастие к алкоголю. Вы с эти согласны? Какие недостатки, присущие нации, видите вы?
Р.З.: Я не могу отвечать за слова своего предшественника. А если говорить о негативных чертах вообще, мне кажется, нельзя их увязывать с какой-либо нацией. Но явления такие есть, это тоже нельзя отрицать. Пьянство портит жизнь всем, а не только татарам. Страдают дети, женщины.

И завистливые люди тоже есть в каждом народе. А обвинять целый народ в каких-то отрицательных явлениях не этично. Мне кажется, любую нацию надо оценивать с точки зрения достижений ее представителей.

«Кому было выгодно расчленять татар? Если уж на то пошло, надо думать не о многочисленности татар, а о том, что китайцев в стране много…»

23,47 KbОстро обсуждался вопрос национальностей перед переписью населения РФ 2002 года – вопрос «распыления» татар. Вы как к этому относитесь?
Р.З.: Отрицательно. Такие игры с народом не допустимы.

Но ведь кряшены выступали за то, чтобы их отдельно посчитали!..
Р.З.: Даже на волне демократии 90-х годов у кряшен не было таких мыслей! Это было спровоцировано институтом Тишкова.

Так может быть, это желание гнездилось глубоко в душе?
Р.З.: Много чего в душе у каждого из нас есть. Но ведь не все можно выливать в общество! Конечно, мы протестовали против этой провокации, а это была именно провокация. Зачем надо в обществе создавать почву для лишних распрей? Кому было выгодно расчленять татар? Если уж на то пошло, надо думать не о многочисленности татар, а о том, что китайцев в стране много… Демографическая ситуация такова, что мы идем не к моно-, а к полиэтническому состоянию общества.

Ни у кого не должно быть интереса взорвать изнутри второй по величине народ страны. А ведь попытка к этому была. И, слава Богу и Аллаху, что этого не произошло!

Только идеологизированная часть татар записалась «сибирскими», «кряшенами»…

Пытаться разделить народ - не благовидно. Хорошо, что Президент России Путин на съезде ВКТ однозначно поддержал нас. И после его высказывания сторонники «расчленения» прекратили наращивание действий. Во всяком случае, мы так это почувствовали.

А вот этот вопрос от посетителя нашего сайте, мне кажется, с подвохом
Марсель, Казань:
Помогает ли вам в работе то, что вы мишарин?
Р.З.: Я никогда не комплексовал из-за того, что я мишарин.

Так может быть, наоборот гордиться надо?!
Р.З.: Глупо гордиться тем, что ты есть, тем, что физически тебе дали родители. Гордиться надо тем, что мы все вместе, что мы духовно едины, что сохранили ценности тысячелетней истории, которыми мы все сегодня можем пользоваться. Вот чем надо гордиться!

И просто реплика от посетителя сайта:
У меня мать русская, отец чувашин, я тоже имею национальную гордость.
Р.З.: Это естественно. Это право каждого считать себя тем, кем хочешь. Один ребенок в такой семье может считать себя русским, другой чувашином. И чем правильнее воспитание в семье, тем больше желания у детей вобрать в себя черты обоих народов, питаться духовными источниками двух наций.

«Самое главное, чтобы любовь была!»

Как вы относитесь к смешанным бракам? Что важнее – соблюдение традиций или любовь?
Р.З.: Конечно, самое главное, чтобы любовь была! Но в смешанных браках не надо забывать свои корни, традиции своего народа. Надо обогащать друг друга духовными ценностями своих наций.

А как явление, смешанные браки меня не беспокоят. Да и глупо выступать против них! Это личное дело каждого. Тем более, общество у нас многонациональное.

Правда, за всем этим встает вопрос религии. Это сейчас становится очень актуальным. В связи с этим каждому надо задуматься, а как смешанный брак отразится на дальнейшей судьбе, на детях, на строительстве совместного очага? В конце концов, семья – основа государства. Если в семье не все будет ладно, государству от этого только хуже будет.

«Татары – народ не конфликтный. И это идет не от трусости, а от чувства сильной нации»

Во многих мусульманских странах вопросы религии и нации тесно связаны. Вам не кажется, что ВКТ и Духовное управление мусульман республики действуют параллельно? Вы тесно сотрудничаете с ДУМ РТ?
Р.З.: Вопрос взаимоотношений в этой сфере очень тонкий… Когда мы просим о чем-то, муфтият не отказывает. Но нам хотелось бы, чтобы ДУМ Татарстана проявило себя и за пределами республики. Ведь вся политика ВКТ, Президента Татарстана Шаймиева направлена на консолидацию татар нашей страны и всего мира. И Духовное управление мусульман республики может внести свою лепту в это общее дело.

Меня очень беспокоит разобщенность мусульманских организаций России. У нас есть несколько точек притяжения – Казань, Москва и Уфа. Эта разобщенность сказывается на работе и взаимоотношениях: кто-то кого-то не воспринимает… Тем более, когда нам пытаются повесить ярлык вахаббизма. Это же глупо! У нас никогда религия не была агрессивной. Наоборот, мы – миротворцы. Наверное, есть отдельные люди, заразившиеся идеями вахаббизма, но ведь их единицы. Значит, так и надо говорить: вот такой-то из такой-то местности имеет вот такие-то мысли, которые заложили ему там-то и там-то…

Татары – народ терпимый, не конфликтный. И это идет не от трусости, а от сохранения чувства достоинства, сохранения чувства сильной нации. Мы знаем из истории, что сильные нации всегда были снисходительны к другим.

В Исполкоме ВКТ есть специальный отдел по работе с религиозными организациями?
Р.З.: Специального отдела нет. Дело в том, что наша работа строится по географическому принципу: есть отдел по работе с районами и городами Татарстана, отдел по работе с регионами России, по работе со странами СНГ, странами дальнего зарубежья. Все регионы и страны имеют свою специфику, поэтому нам так удобнее работать.

«Я думаю, ни переход на латинскую графику, ни запрет ее не решит всех наших проблем»

А как вы относитесь к решению вопроса графики татарского языка – латиница или кириллица?
Р.З.: По этому поводу свое мнение высказал третий съезд ВКТ. Мы принимаем во внимание доводы обеих сторон. Конечно, доводы наших ученых в развитии языка для нас являются основополагающими. Но мы не требуем немедленного решения – всему свое время. Я думаю, ни переход на латинскую графику, ни запрет ее не решит всех наших проблем. Мы видим, какой красивый язык сохранили уфимские татары. Слушаем и наслаждаемся! Они сохранили все нюансы татарской речи. А своей речи у нас есть повод и постесняться – язык у нас какой-то острый, немного вульгарный…

Вопрос графики татарского языка не требует быстрого решения. Надо еще раз все осмыслить и той, и другой стороне. Так ставит вопрос и Президент Татарстана. Он неоднократно говорил, что есть более насущные проблемы.

… Может быть, когда-то и федеральные власти скажут: «Да, здесь нарушены некоторые этические моменты в сохранении прав не только личностей, но и прав народов»…

«Алина Кабаева встала и сказала: «Я больше стала ощущать себя татаркой и горжусь тем, что я - дочь трудолюбивого татарского народа».

На Третьем конгрессе татар вы вручили Обращение татар всего мира Президенту РФ Владимиру Путину. Что в нем содержалось – требования, просьбы?
Р.З.: У главы государства требовать мы не можем. Доведение информации до высокого должностного лица - дело сложное. Поэтому мы воспользовались встречей Президента России с делегатами ВКТ и передали ему обращение, в котором были изложены накопившиеся в нашем обществе проблемы.

В первую очередь - связанные с государственной национальной политикой. Дело в том, что принятая в 1996 году Указом Ельцина «Государственная национальная политика» уже потеряла свою актуальность. В многонациональной стране вопросы государственной политики в области национальных отношений очень важны. Неправильное их решение чревато большими осложнениями.

После Третьего съезда ВКТ Президент РФ Владимир Путин дал своим подчиненным ряд поручений. В функции Исполкома входит отслеживание их выполнения? Напомню, Касьянову было поручено внести коррективы в концепцию государственной национальной политики РФ с учетом изменений последних лет; Лесину - организовать на телеканале «Культура» трансляцию регулярных передач о народах России; Филиппову – обеспечить возможность изучения по желанию в школах языков народов России; Суркову – открыть в Москве Татарский национально-культурный центр…
Р.З.: Вы хорошо информированы! Конечно, в функции Исполкома ВКТ не входит отслеживание работы Правительства России. У нас другие задачи. Но мы надеемся, что не выполнить поручение главы государства чиновники не могли!..

А конкретные вопросы были решены. Еще лет 20 назад московские татары просили отдать им дом Асадуллаева под Национально-культурный центр. В советское время на все просьбы Суслов отвечал отрицательно. ВКТ обратился с этой просьбой к Путину. Он ничего не ответил, только что-то записал. Мы думали, забудет. Но через два-три месяца вопрос стал решаться. И вот, наконец, центр открыли. Там и дети занимаются, и взрослые. Открыли ресторан, проводятся различные встречи с творческими людьми...

Несколько дней назад я вернулся из Москвы, где был участником акции, которую организовали татары Москвы и посвятили ее 1000-летию Казани. Концертный зал «Россия» в 3 тысячи мест был переполнен. И кто там только не присутствовал! И знаменитые ученые, и артисты, и спортсмены. Алина Кабаева, например, встала и сказала: «Я недавно впервые побывала в Казани. Я больше стала ощущать себя татаркой и горжусь тем, что я - дочь трудолюбивого татарского народа». Вот такие прекрасные слова…

И на сцене, и в зале было много известных людей. Дирижировал оркестром Большого театра Фуат Мансуров.

В зале чувствовался необыкновенный подъем от сознания того, что татары вносят свою весомую лепту в развитие общества, что татары – народ талантливый, а не какие-нибудь неумехи!..

«Из 1000 участников только 5-6 поднимали руку на вопрос «Кто знает татарский язык?»

ВКТ – это дело только пожилых людей? Как вы считаете, у молодежи есть интерес к национальным истокам?
Р.З.: В работе первых двух съездов ВКТ, действительно, принимали участие в основном люди зрелого возраста. А сейчас ситуация меняется на глазах – в актив идут молодые люди. Это молодая интеллигенция, бизнесмены. У молодежи появляется интерес к национальному движению. Летом прошлого года в Казани мы впервые провели Всемирный форум татарской молодежи.

Как раз на эту тему - вопрос от посетителя сайта:
Почему ничего не слышно о работе Форума татарской молодежи? Как вы оцениваете работу бюро Форума татарской молодежи, учрежденного на прошлогоднем созыве форума? Оправдано ли было его создание? Даете ли вы в действительности возможность молодым реализовывать свои проекты или они претворяют в жизнь наставления «старших товарищей?»
Р.З.: Все 10 лет работы ВКТ говорилось о том, что надо привлекать молодежь. И вот в прошлом году мы их впервые собрали. К тому времени еще не было актива молодежи, поэтому все пришлось делать нам самим. А как же иначе? Чтобы организовать встречу 600 человек со всего мира, надо опыт иметь! Пятидневную программу форума надо обеспечить! Было много встреч, поездок. И сразу все доверить молодым людям мы не могли. Проведенным Форумом татарской молодежи мы полностью удовлетворены. Хотя сомнения в успешности этого мероприятия у нас были. Ведь когда мы в регионах проводили встречи в ответ на вопрос «Кто знает татарский язык?» из 1000 участников только 5-6 поднимали руку. Именно на этом форуме решали вопросы, с чего начинать, куда двигаться. Собравшаяся молодежь нас приятно удивила, хотя в основном она и не говорит на татарском языке.

Достойные татары из них получатся?
Р.З.: Вы знаете, многие обещали, что к следующему форуму обязательно будут говорить на татарском языке! Так, например, высказалась делегация Белоруссии – все 29 человек обещали на следующей встрече говорить на родном языке. Это дорого стоит. Хотя это - не самоцель. Но с другой стороны, у людей есть общий интерес для общения. Ведь не на плохой основе объединяются, а на хорошей. И ради этого стоит работать!

Что касается деятельности молодежного актива, пока я их работой не доволен. И я много раз говорил им об этом. Когда мы подводили итоги работы прошлого года, я назвал их стариками, сказал, что у нас даже советы ветеранов активнее работают. А молодые активисты слишком рано состарились, наверное, начальниками себя почувствовали. А ведь нужны активные, мобильные люди, с идеями и предложениями. Надо сказать, моя критика повлияла, они стали активнее шевелиться. А мы будем им во всем помогать.

А вот критика от посетительницы нашего сайта Гульназ:
Исполком Всемирного конгресса татар представляет собой продюсерский центр для мало-мальски способных музыкально-танцевальных коллективов! Эта тенденция усиливается с каждым днем. Вы полагаете, что это правильный путь? Участники Дней татарской молодежи комплектуются по принципу, кто громче поет, когда даже стороннему наблюдателю ясно, что первичный фактор - это интерес к истории, приверженность к религии, стремление развития национальной экономической ниши. Почему Исполком сегодня избегает молодежи, хотя даже при прежнем режиме были регулярные собрания?
Р.З.: При прежнем режиме в советское время функционировала очень мощная структура – октябрята, пионеры, комсомол, партия. А когда все это рухнуло, исчезло и организующее начало. У нас нет задачи восстановить всю организационную структуру. Мы ведь занимаемся не всей молодежью, а только ее частью – татарской молодежью, и то не всей, а только теми, кто тянется к своему языку, своей истории. Политической деятельностью с молодежью мы не занимаемся.

Что же касается сравнения с продюсерским центром, то ведь мы пока провели один – Первый форум молодежи. Много лет мечтали и говорили, и, наконец, провели. И мы не преследовали особых интересов в выборе участников форума. Мы спустили квоту и сами с трепетом ожидали, кто же приедет? Результатом мы были удовлетворены – приехали и музыканты, и певцы, и общественные деятели. Все категории молодежи были представлены. Концерт продолжался 4 часа в зале «Ак Барс». И если Гульназ присутствовала на нем, она должна была видеть, с каким подъемом все проходило! Мы смотрели и радовались, что татарское национальное искусство развивается не только в Татарстане, но и в других регионах и странах – и в Баку, и в Осло, и в Ташкенте, и в Хельсинки, и в Риге. Такие таланты приехали!

Мы – не продюсерский центр, мы только организовываем выступления талантливых коллективов здесь, в Казани. Они воспринимают это как отчетные концерты, так и говорят: «Мы отчитываемся своим творчеством перед своим народом»!

Мы сами никого не отбираем, все предложения идут с мест. Вот недавно обратились из Казахстана помочь организовать в Казани выставку двух художников мирового уровня – Бахтияра Табеева и Камиля Мулашева. Всю жизнь они прожили в Казахстане, имеют различные звания, являются академиками в своей области. А для нас они интересны как носители национального самосознания, пласта духовной культуры, которые развивались в условиях другой земли. Они служили казахскому народу, казахскому искусству, а в душе, по сути своей остаются татарскими художниками. И здесь, в Татарстане, выставка их работ имела большой успех.

«Проблема не в национальных менеджерах, а в наличии национальной элиты»

22,84 KbПочему исполком Форума татарской молодежи возглавил Азат Ислаев? Чем он отличился?
Р.З.: Азат Ислаев заканчивает ТИСБИ, владеет английским и татарским языками в совершенстве. У него большой потенциал для общения. Это тоже учитывалось.

Родом он из Пермской области, мог учиться и там, но его тянуло в Татарстан. Это тоже показатель. Исходя из всех этих факторов, мы и остановились на его кандидатуре. Но самое главное – его желание. И мы надеемся, что Азат себя проявит еще активнее. Хотя пока идет процесс воспитания с нашей стороны…

Вопрос от посетителя нашего сайта:
Почему первым замом председателя исполкома ВКТ стал малоизвестный молодой человек? В чем сильные стороны нового первого зама?
Р.З.: А я бы и не хотел, чтобы первым замом был какой-то широко известный, уже состоявшийся человек. Но это не говорит о том, что избранный Ренат Валиуллин не личность. Он раньше работал в аппарате ВКТ, много сделал для него.

Первым замом у вас был другой – Ильсур Хадиуллин. Он где теперь?
Р.З.: Его пригласили в Министерство образования и науки Татарстана на должность директора Института повышения квалификации учительских кадров. Это очень ответственная работа, поэтому мы не могли возражать. Тем более, специфика работы ВКТ такова, что мы заинтересованы в квалифицированных педагогах. Укрепление сотрудничества с Министерством образования нам только на руку – учителя татарского языка и для татарских школ постоянно требуются для разных регионов.

А как вы вообще решаете проблему национальных менеджеров? Ведь это очень сложный вопрос…
Р.З.: Проблема не в национальных менеджерах, а в наличии национальной элиты. Мы всю свою деятельность проводим под лозунгом единства нации и формирования национальной элиты.

Что конкретно вы для этого делаете?
Р.З.: На это направлена вся система деятельности. Мне кажется абсурдным делать что-то отдельное для формирования национальной элиты… Любая работа направлена на то, чтобы люди проявили активность, проявили себя теми привлекательными для общества качествами, которые и выделяют элиту. Причем, это определение – элита – чисто условное. Нет таких критериев, по которым бы определяли принадлежность к элите. Я думаю, когда человек умеет жить по законам общества, занимается общественно полезным трудом и свою деятельность рассматривает через призму полезности своему народу, городу, республике, тогда появляется ощущение принадлежности этого человека к элите нации. Чтобы человека уважали в обществе, чтобы к его словам прислушивались, надо проявить самые лучшие качества.

«Идеей объединения татар я был заряжен, наверное, с самого рождения»

Когда вы прониклись идеей объединения татар всего мира?
Р.З.: Я даже не могу определить, на каком этапе это появилось. Мне кажется, что всю жизнь было такое стремление. Где бы я ни работал, я всегда работал на эту идею, только разными методами и средствами.

Еще во второй половине 60-х годов, когда я учился в КХТИ, там был расцвет интереса к национальной культуре. Ректор вуза Кирпичников, ученый с мировым именем Камай с интересом относились к национальным вопросам. И мы, татарская сельская молодежь, оторванная от своего родного уютного уголка, объединились вокруг своих учителей. Проводили вечера, концерты... Но политики в нашей деятельности не было.

А препятствий вам не чинили? Ведь тогда строилась новая общность людей – советский народ?.. КГБ вами не интересовался?
Р.З.: Нет, нас ни куда не вызывали. Видимо, наблюдая со стороны, они видели, что ничем противозаконным мы не занимаемся. Наша деятельность была естественным желанием показать себя, найти свое место в обществе. Но за рамки существующего порядка мы не выходили.

«Мы пришли к мнению, что должны выработать концепцию развития татарской нации»

Илдар Галимов из Москвы спрашивает:
Какие решения принял Исполком конгресса в последние годы для зашиты интересов татарского народа?
Р.З.: В новом составе Исполком работает около трех лет. С первых дней своей работы мы пришли к мнению, что должны выработать концепцию развития татарской нации. Для этого мы создали комиссию. Возглавляет ее ученый-этнолог, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории Дамир Исхаков. В состав комиссии вошли многие российские и зарубежные ученые. И это было принципиально нашим решением, никто нам такого поручения не давал.

Одним из первых шагов нашей деятельности стала научно-практическая конференция о состоянии образования среди татар, проживающих в регионах России. В работе конференции приняли участие ученые из всех регионов страны. Было принято ряд резолюций по развитию татарских национальных школ, над реализацией которых мы сейчас и работаем.

Я уже говорил, что мы впервые собрали татарскую молодежь на форум.

Осенью 2004 года мы провели конференцию татарских женщин, на которую собрали порядка 270 активистов женских организаций со всех регионов России и стран ближнего зарубежья. Рассматривались вопросы традиционной татарской воспитательной системы, которая в последнее время была утеряна. Была принята важная резолюция, направленная на усиление роли женщины в семье, в обществе, в воспитании детей.

В июне этого года совместно с муфтиятом Татарстана мы готовимся провести научно-практическую конференцию, на которой намерены обсудить накопившиеся проблемы религиозного характера. Мы хотели бы, чтобы религия была фактором консолидирующим, а не разъединяющим нацию.

«За национальные идеи люди не хотят платить из своего кармана»

25,2 KbНа какие средства функционирует Исполком ВКТ?
Р.З.: В основном, это средства из республиканского бюджета. Но мы не отказываемся и от помощи.

На какие средства проводят съезды ВКТ? Тоже из бюджета Татарстана?
Р.З.: Конечно, а как же иначе? Но нам помогают и спонсоры, и федеральные власти. Еще ВКТ начал сотрудничать с Международным советом российских соотечественников, почетным председателем которого является Юрий Лужков, а председателем – граф Шереметев. И теперь получаем финансовую поддержку и от них. Причем, они помогают не только в проведении съездов ВКТ, но и в организации крупных текущих мероприятий.

Сегодня за национальные идеи люди не хотят платить из своего кармана. Хоть и едут в духовную столицу, но собственные деньги отдавать болезненно всем …

…Сейчас мы готовимся к 1000-летию Казани и надеемся на помощь федеральных властей в финансировании проезда представителей татарских общин со всего мира.

«И все надо сделать на высшем уровне, чтобы впечатления от духовной столицы остались самые приятные»

Какое участие ВКТ примет в праздновании 1000-летия Казани?
Р.З.: Во-первых, мы проведем торжественное собрание представителей татарских общин, посвященное 1000-летию Казани. 29 августа планируем устроить уличное представление и гала-концерт с участием представителей из разных уголков мира. А 30 августа наши гости станут участниками общих праздничных торжеств на улицах Казани.

А сколько гостей приедет по линии ВКТ?
Р.З.: Даже страшно называть эту цифру, ведь каждого надо встретить, разместить, обеспечить всем необходимым, организовать время, уделить внимание. И все надо сделать на высшем уровне, чтобы впечатление от духовной столицы, от праздника остались самые приятные. Вообще по линии ВКТ должны приехать 1000 человек. Хотя желающих в три-четыре раза больше.

Кто эти счастливчики, которые приедут? Как их будут выбирать?
Р.З.: Это будут активисты татарских диаспор. Но состав участников делегаций будет определяться коллегиально.

«Проблемы надо решать самим, а мы со своей стороны обязательно окажем посильную помощь»

Камиль, Москва, kamal05@mail.ru:
Как вы и ВКТ сможете повлиять на государство, чтобы выходили журналы, книги по медицине, психологии и т.д. на татарском языке, тат. Интернет, тат. tv и т.д.?
Р.З.: Это вопрос не простой, его решение - дело не одного дня. Мы и перед Путиным ставили этот вопрос. Даже в коммунистические времена на телевидении были передачи на татарском языке! Почему же сейчас отступили? Мы живем в общем многонациональном доме, в котором должны быть учтены интересы всех народов. Без этого трудно сохранить мир и спокойствие.

А сейчас есть проблемы с изданием книг и журналов на татарском языке? Из других регионов часто обращаются с просьбой прислать литературу на татарском языке?
Р.З.: Обращаются, но в большую проблему это не превращается. Все, что достойно издания, печатается и в Татарстане, и в регионах. Это зависит от ценности издания. Если информация - местного значения, то издается на местах. А уж если представляет общенациональный интерес, то мы печатаем здесь, в Казани.

А кто финансирует все это?
Р.З.: В основном, это спонсорские деньги. У нас таких денег нет, поэтому мы стараемся найти бизнесменов. И еще не было случая, чтобы не нашли…

Поступил вопрос из Ижевска:
Около года назад НКАТ Астрахани Исполком ВКТ подарил «Газель», наполненную аудио-, видеоматериалами, книгами. Можем ли и мы рассчитывать на столь щедрый подарок? Или эти блага только для тех, кто в составе спецкомиссии проверяет состояние счетов (расходов) Исполкома?
Р.З.: К сожалению, машины не так часто стареют, чтобы их дарить.

Так не новую подарили?
Р.З.: Не подарили, а передали с баланса на баланс. У некоммерческих организаций это так называется. А вообще я надеюсь на бизнесменов, которые могут помочь в таких вопросах.

Вопрос из Комсомольска-на-Амуре:
Ира Тазетдинова-Лозовик, tazira@yandex.ru:
Ринат эфенде, на Третьем Конгрессе я говорила о татарах Дальнего Востока. Работаете ли вы над нашими проблемами? Вообще, интересуетесь ли?
Р.З.: В своей работе мы татар не делим по географии. Самое главное, чтобы они сами проявили активность. Тем, кто с нами постоянно в контакте работает, конечно, помощь оказывается.

Так она уже высказалась о проблемах…
Р.З.: Каждый может целую гору проблем выложить… Но все-таки проблемы надо решать самим, а мы со своей стороны обязательно окажем посильную помощь.

«Мы вмешиваемся только в болезненные проблемы, которые в обычном порядке не решаются»

Два вопроса от посетителей сайта на одну тему.
Р. Кузьмичева, ведущий специалист отдела НРБ РТ спрашивает:
Имеет ли Исполком ВКТ полномочия органа государственной власти при решении татарских проблем? Так, в работе Конгресса участвуют большие начальники, министры. Выполняют ли они ваши задания? Как вы делите обязанности? Я смотрела по ТНВ и не раз слышала, как Минкультуры, образования и др. госслужбы и районные, городские главы Татарстана выезжают в Российские области, чтобы поправить положение татар. Кто за что отвечает? Что конкретно делает конгресс, если госслужащие по указанию своих руководителей помогают татарскому образованию, культуре? Кто кому дает указания? Чиновники ВКТ или наоборот?

И методист Л. Васильева высказывается:
Я не против развития татарской культуры. Сама тоже принимаю участие по линии народного образования в официальных мероприятиях в поддержку татарского возрождения. Но поймите, это должно делаться не столько сверху, сколько самими представителями той или иной национальности. По ТВ часто вижу громкие рапорты татарского конгресса о том, что мы делаем по распоряжению своего начальства. Еще и жалуетесь, что школ не хватает и т.п. Вы сами хоть что-нибудь делаете или ограничиваетесь отчетами о том, что мы работаем?
Р.З.: Сферы нашей деятельности не пересекаются: министерства занимаются своими вопросами, ВКТ – своими. Но сфера влияния бывает разной. Там, где влияние ВКТ больше, на первый план выходит ВКТ. Мы стараемся в специфические вопросы не влезать – на это есть министерства. Мы вмешиваемся только в болезненные проблемы, которые в обычном порядке не решаются и на которые надо обратить внимание государственных органов и общественности. Надо ведь и общественность привлекать и воспитывать!

Вот, например, вопрос открытия национальных школ. Ведь это вопрос не только государственных органов. Они-то школу открыть могут, но ведь желающих пойти в такие школы мало!

«Сейчас стремятся попасть в вузы Татарстана для того, чтобы сохранить у себя татарские школы»

Хамит, Нижнекамск:
Новые правила поступления в вузы (единый вступительный экзамен) ставит в заранее неконкурентоспособное положение выпускников национальных школ, в т. ч. татарских, что нарушает Конституции РФ и РТ о равноправии языков. Что сделал и что будет делать ВКТ и вы лично как депутат Госсовета РТ, чтобы опротестовать и отменить эти действия Минобразования РФ?
Р.З.: Во-первых, ЕГЭ уже проводится по желанию. Это большая уступка. Во-вторых, при решении этого вопроса в дальнейшем Министерство образования России обязано будет учесть специфику национальных республик. Если будет разрабатываться система единого экзамена без учета национальностей, то это будет прямым нарушением прав человека.

Из всех регионов России сейчас стремятся попасть в вузы Татарстана для того, чтобы сохранить у себя татарские школы. В регионах прекратили подготовку учителей татарского языка, воспитателей для татарских детских садов. Но ведь там есть татары, которые хотят, чтобы их дети изучали родной язык, чтобы в татарской деревне звучала татарская речь. В Исполком ВКТ обращаются из татарских общин, автономий с просьбой о подготовке специалистов. И мы им помогаем. Вузы нашей республики с пониманием относятся к этому вопросу. В прошлом году в вузы Татарстана приняли 86 человек, а до этого – 72 человека.

Это из регионов России?
Р.З.: Да. Законы позволяют нам принимать абитуриентов из регионов России. Пока есть сложности в приеме абитуриентов из стран ближнего зарубежья, но это касается только бесплатного обучения. Есть два пути – или человек платит сам за обучение, или министерства иностранных дел решают эту проблему. В прошлом году нам давали квоту на 80 мест для обучения специалистов из стран ближнего зарубежья. Но они пока сами оказались не готовы к этому. Сейчас работа активизировалась, благодаря и нашей деятельности. В этом году такой контингент уже появится: министерства иностранных дел стран ближнего зарубежья делают заявку Министерству образования России, а оно в свою очередь - Министерству образования Татарстана на квотирование мест для абитуриентов этих стран. Мы можем готовить специалистов и из стран дальнего зарубежья, но на платной основе.

Студенты, получив образование в Казани, потом возвращаются в свои регионы?
Р.З.: Про конечный результат пока рано говорить – работа только началась. В этом году приедет 39 человек из Китая для обучения в вузах Татарстана. Первый год они будут изучать язык, а со второго года начнется обучение по специальности в гуманитарных вузах: или в университете, или в педагогическом.

«Везде татары должны проявить себя как здоровая сила, чтобы от них не шарахались»

Вы третий год возглавляете Исполком ВКТ. Наверное, за это время было немало открытий татарских общин. Я знаю, в Арабских эмиратах 40 татар собрались и организовали общину…
Р.З.: Их руководители приезжали к нам. Это татары - выходцы из республик Средней Азии. Они довольно быстро поднялись в своем бизнесе – занимаются поставками транспорта. У нас есть хорошие предпосылки для плодотворной совместной работы.

Всемирный конгресс татар открыт для всех – как для давно работающих организаций, так и для вновь появляющихся.

Недавний приезд в нашу республику Президента Казахстана активизировал взаимные связи. Это очень перспективная, динамично развивающаяся страна. Наши экономические и культурные контакты взаимополезны. И не надо забывать, что в Казахстане проживает 320 тысяч татар. Очень сильная татарская диаспора в Алма-Ате.

И чем больше у нас контактов с регионами России и с зарубежными странами, тем лучше мы будем адаптированы к современной жизни, тем больше будет пользы в экономической сфере и в области национальных отношений. Мы должны друг у друга учиться и друг друга учить. Везде татары должны проявить себя как здоровая сила, чтобы от них не шарахались, а делали союзниками и опорой для решения многих задач. Я думаю, когда устанавливаются контакты между народами, это во благо и этих народов, и государства в целом.

Ваши пожелания посетителям сайта…
Р.З.: Чтобы все были счастливы, чтобы ощущали принадлежность к своему народу, к духовным истокам, чтобы ощущали близость своих корней, чтобы чтили своих близких.

Весь смысл нашей многогранной работы и направлен на то, чтобы каждый, где бы он ни проживал, чувствовал себя счастливым, полноценным и самодостаточным человеком.


25 января на сайте информационного агентства «Татар-информ» стартовал новый проект под названием «Открытый Татарстан». Не только подписчики, но и все посетители сайта www.tatar-inform. ru могут стать участниками интернет-конференции. Еженедельно «Татар-информ» организует встречи с первыми лицами республики, авторитетными руководителями республиканского и муниципального уровня, представителями бизнес-элиты и знаменитыми людьми. Площадка «Открытого Татарстана» - это самые «горячие» темы и обсуждение актуальных новостей.


Руководитель проекта - известный казанский журналист Татьяна ЗАВАЛИШИНА.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2