news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Ринат ГАМИРОВ: «Рак молочной железы - результат хронических стрессов, недосыпания, курения, питания полуфабрикатами…»

Видеоконференция, посвященная профилактике рака молочной железы, состоялась 27 сентября в студии агентства «Татар-информ» в режиме on-line. В ней приняли участие онколог-маммолог, руководитель Референц-центра Клинического онкологического диспансера Министерства здравоохранения РТ Ринат Гамиров, заведующий амбулаторным приемом Центра профилактики рака КОД МЗ РТ Хасан Губайдуллин и исполнительный директор Ассоциации онкологических учреждений Приволжского федерального округа Эдуард Нагуманов. Беседу вела журналист Яна Валиди.

Первый вопрос - насколько актуален рак молочной железы для нашей республики сегодня?
Х.Г.: В Татарстане, как в России в целом, данное заболевание в среднем составляет 53 женщины на 100 тысяч. К сожалению, эти цифры неуклонно растут, проблема актуальна, и к ней необходимо привлекать широкое внимание. Успех лечения во многом зависит от сроков обращения самой женщины к специалистам. Крайне обидно, когда из-за невежества и страха женщин мы получаем не удовлетворяющие никого результаты борьбы с этим заболеванием.

Вот-вот стартует месячник по профилактике онкологических заболеваний. Что он даст нашим женщинам?
Р.Г.: Мы занимаемся этими вопросами круглый год. Практически регулярно используем обращения через СМИ, непосредственно на приемах ведем пропаганду правильного отношения к молочной железе. А этот месячник дает нам дополнительные каналы обращения к населению с помощью многочисленных акций, которые пройдут в течение месяца. Например, совместно с фирмой AVON планируем провести в школах республики обучающие уроки для старшеклассниц. Мы расскажем им об особенностях строения молочной железы, здоровом образе жизни, как факторе снижения риска развития рака груди, научим самостоятельной диагностике состояния здоровья молочных желез.

Часто приходится слышать, что обращаться по поводу профилактики рака молочной железы (РМЖ) необходимо после 45 лет. Вы говорите, что с раннего возраста нужно заниматься этим вопросом. Что-то особенное надо делать, чтобы не заболеть?
Р.Г.: Мы призываем проводить обследования с использованием маммографов, начиная с 45 лет. Но говорят же «береги честь смолоду», так же и со здоровьем. И чем раньше девочка, девушка, женщина узнает о проблемах, которые могут ожидать ее в жизни, тем более внимательно она будет относиться к себе.

Насколько маммографическое исследование безопасно? Ведь бытует мнение, что рентгеновское облучение – это опасно.
Х.Г.: Заметим, что рентгеновский аппарат используется во многих областях медицины, в том числе и в онкологии. Маммография является золотым стандартом в диагностике рака молочной железы у категории женщин старше 45 лет. Поэтому, если на чашу весов поставить возможный вред от рентгеновского излучения и возможность ранней диагностики рака груди, то, конечно же, диагностическая ценность будет бесспорной. Хотелось бы вставить и такую ремарку, учитывая нынешнюю ситуацию в больших и крупных городах и не только: рентгеновский фон на наших улицах ненамного безопасней, чем маммографическое обследование.

Женщинам, входящим группу риска, то есть тем, кто старше 45 лет, сколько раз в год необходимо проходить профилактический осмотр?
Р.Г.: Стандартное исследование – это раз в год. Доктор на приеме определит группу риска и в каждом конкретном случае скажет, с какой частотой надо проверяться. Молодой женщине раз в год необходимо обследоваться, только в этом случае преимущественно используется ультразвуковое оборудование.

И такой, наверно, обывательский вопрос: какова причина возникновения рака?
Р.Г.: Есть общепринятые причины возникновения рака, не только молочной железы. Это воздействие канцерогенных веществ при длительном контакте, ионизирующие излучения. Можно выделить до 15 отдельных групп риска по раку молочной железы, это, во-первых, в зависимости от количества родов и кормления грудью. Чем раньше женщина рожает, чем дольше она кормит грудью, тем меньше вероятность заболеть. Соответственно, чем позже женщина становится мамой, чем меньше она кормила грудью, тем опасность заболеть в процентном отношении увеличивается.

Нерожавшие вероятнее заболеют раком, чем те женщины, которые стали мамами?
Р.Г.: Вовсе необязательно, что нерожавшая женщина должна заболеть раком. Просто статистика показывается, что на какое-то количество процентов вероятность увеличивается. Скажем, если у женщины, ставшей мамой и не находящейся в группе риска, вероятность заболеть 7-10 процентов, то у нерожавшей женщины эта цифра может приближаться к 18 процентам. Если имеется наследственность, близкородственная через маму, то есть по материнской линии, то вероятность может подниматься до 20 процентов.

Значит, вы считает, наследственная предрасположенность к раку груди передается по материнской линии?
Р.Г.: Это не мы так считаем – это научно доказано. Во всем виновата Х-хромосома.

Рак молочной железы можно назвать болезнью урбанизированной женщины. Это результат хронических стрессов, недосыпания, питания полуфабрикатами, консервантами, курения. Если брать во внимание все эти факторы, то получается, что любая женщина, так или иначе, подпадает в группу риска. Поэтому лучше не обобщать причины заболевания, а индивидуально каждой женщине обращаться к маммологу.

Насколько актуальна эта проблема в масштабах страны?
Э.Н.: Да, этот вопрос острый для всей России, не только для Татарстана. И важно рассматривать проблему вот в каком аспекте. Заболеваемость везде практически одинаковая, но уровень диагностики на ранних стадиях разная. Мы проанализировали информацию по регионам. В принципе, наиболее высокий процент выявляемости рака молочной железы на ранних стадиях в Чувашии, Татарстане, Мордовии, Самарской области. Другие регионы немножко отстают, причина тому - более слабое материально-техническое обеспечение, которое необходимо для скрининговых программ.

По технологии лечения Татарстан находится на одном из лидирующих положений в Приволжском федеральном округе. А что касается хирургического метода, то здесь абсолютно нет никаких конкурентов. Более того, на базе Клинического онкологического диспансера регулярно проводятся стажировки, обучение специалистов не только из Приволжского федерального округа, но из других регионов России и ближнего зарубежья.

По ранней диагностике Татарстан лидирует, а вот по заболеваемости как обстоят дела?
Э.Н.: По заболеваемости лидирует Пермский край, Удмуртская Республика. Я бы еще обратил внимание на то, что в тех регионах, где хорошо развита скриниговая программа, то заболеваемость немного увеличивается.

Р.Г.: Я хотел бы добавить, что в один из пунктов приоритетного национального проекта «Здоровье» входит обследование молочных желез. И только за неполный 2006 год по Татарстану отмечался рост заболеваемости рака молочной железы на 7 процентов. В предыдущее годы прирост был 1-1,5 процента. Это однозначно показывает, что был поднят пласт населения, который никогда сам не обратился бы к специалисту. И вот здесь рост заболеваемости считается даже положительным моментом, потому что опухоли, наверняка, были выявлены на ранней стадии. И в этом нам очень помогает современная дорогая аппаратура.

Я могу с гордостью сказать, что наш онкодиспансер не так давно выиграл Всероссийский конкурс по поставке цифровых, высокоточных маммографов. Этот конкурс объявляла компания AVON, в котором участвовали десятки онкологических диспансеров со всей России. Нам был доставлено два маммографа, один стационарный и один передвижной, на базе шасси КАМАЗ. И с помощью данной аппаратуры нам уже удалось выявить большое количество злокачественных образований до клинической стадии, когда есть очень большая вероятность полного излечения.

Как женщине контролировать свое здоровье?
Х.Г.: В первую очередь – самообследование. Хотя бы раз в месяц женщина должна проверять состояние своих молочных желез. Лучше самой женщины никто не знает собственное тело, и какие-то изменения, которых до этого никогда не было, можно довольно быстро обнаружить. Тем не менее, поход к врачу остается обязательным.

Каким образом проявляет себя рак груди на первых стадиях?
Х.Г.: Если мы говорим о ранних стадиях, то это уплотнение, узел в молочной железе. Хочу предупредить всех женщин - не надо панически этого бояться. Из десяти узлов девять, как правило, оказываются доброкачественными изменениями. Важно не пропустить тот единственный случай, поэтому необходимо обследование у специалиста. Если появляются другие симптомы, то это уже запущенный случаи и врачебная помощь будет оказываться уже совсем в другом объеме. На первом этапе - это опухоль и все. Болевых симптомов нет как у небольших опухолей, так и у средних.

А что представляет из себя опухоль? Она имеет какие-то четкие границы или как?
Х.Г.: Абсолютно по-разному, опухоль может иметь четкие границы, может быть подвижной, а может быть и без четких границ. В любом случае нужно обратиться к врачу, чтобы рассеять все свои сомнения.

Согласно статистике, 75-80 процентов женщин страдают мастопатией. Что это такое? Мастопатия и рак молочной железы - это разные вещи?
Х.Г.: Мастопатия – это гормональное заболевание, вызванное дисбалансом гормонов в организме женщины. Она бывает диффузной и узловой формы. Большое число женщин страдает диффузной мастопатией. Это заболевание успешно лечится. Как правило, болезнь возникает после 30 лет, в 20-летнем возрасте и возрасте глубокой менопаузы ее быть не может. Опасны узловые формы мастопатии, когда уже обнаружатся опухоль, уплотнение в молочной железе. Но и этого пугаться не стоит. Не все формы требуют операции. А вот уже узловая форма, приблизительно в 25 процентах случаев, может перейти в злокачественную опухоль. Именно поэтому надо лечить диффузную форму, она может перейти в узловую, и из узловой перейти к различным злокачественным заболеваниям молочной железы.

В завершении встречи - краткое резюме нашим женщинам.
Х.Г.: Когда я говорил о невежестве наших женщин, я ни в коем случае не хотел никого обидеть. Информированность нашего женского населения достаточно высокая. Под невежеством я подразумеваю вполне понятный страх. Женщины очень боятся прийти к врачу, предполагают сразу, что они потеряют молочную железу. Хочу объяснить им, что если опухоль обнаружена на ранних стадиях, возможно проведение любого лечения, в том числе и органосохраняющего. Наличие такого диагноза вовсе не означает потерю молочной железы. Наоборот, при ранних стадиях мы можем сохранить и молочную железу, и не применять других агрессивных методов лечения. Прошу наших женщин не считать это заболевание фатальным. Рак груди на ранних стадиях полностью излечим.

Материал подготовила Диляра Миннибаева.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400