news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Римзиль ВАЛЕЕВ: «Соперников у радио нет»

7 мая в студии агентства "Татар-информ" состоялась интернет-конференция, посвященная Дню радио. Свой взгляд на роль старейшего средства массовой информации в современном, насыщенном высокими технологиями мире представили ветеран отечественной радиожурналистики, заслуженный деятель культуры РТ Наиля Вазыхова и представитель радио «Азатлык» в Казани Римзиль Валеев. С гостями студии беседовал журналист Олег Павлов.

Готовя сегодняшнюю программу, я подумал, что не стоит обсуждать узкоспециальные вопросы, может быть, поговорим обо всем? Что такое радио сегодня? Мы знаем, что в годы Великой Отечественной войны радио - это было все. Сильно ли отличается радио двадцать лет назад, когда телевидение еще не было развито так, как сейчас, и радио в наши дни? Есть ли у радио будущее?
Н.В.:
Очень часто приходится слышать, что радио теряет свои позиции, мне кажется, что нет. Просто телевидение вышло на более передовые рубежи и немножко "отодвинуло" радио. Но это кажущаяся видимость, потому что радио - вечно. В экстремальных ситуациях, той же самой войны, мобильность радио безупречна и здесь ему равных нет.

Р.В.: Я согласен с этой позицией. Слухи о смерти радио сильно преувеличены. Хотя 80 процентов информации воспринимается человеком зрительно, но соперников у радио нет, и не будет. Когда смотришь телевизор, взгляд обязательно должен быть на экране, то же самое при чтении, а радио можно слушать, ведя машину или читая книгу. Кроме того, другого канала информации - такого дешевого, популярного и народного, больше нет. Сейчас радио слушают с помощью компактных плееров и через Интернет. У современного человека очень напряженный ритм, если вычесть 8 часов на сон, то получится, что 8 часов уходит на работу, плюс дорога, на личную жизнь остается в сутках часа четыре. И здесь спасает опять радио, которое можно слушать и по дороге на работу или домой, и в пробках. Поэтому я убежден, что у радио великое будущее, оно помогает нам сэкономить и время, и средства.

Я бы еще добавил, что на радио сокращено время доставки информации - произошло событие и через минуту радиоведущий может быть в эфире.

Н.В.: Да, вы правы, как говорят транспортники, плечо перевозок у радио очень короткое.

Р.В.: Могу только посетовать на недостаточное внимание к этому каналу информации. Нужно уметь выбирать в магазинах приемники, нужно уметь их делать и продавать. Придя в магазин, не все понимают, что такое короткие волны, средние, fm-диапазон. А сейчас появилось Интернет-радио. Например, композитор Масгуда Шамсутдинова, уехав в Сиэтл, открыла там свое Интернет-радио, и теперь круглые сутки человек может слушать классическую татарскую музыку в любом уголке мира. Я бы порекомендовал нашим слушателям, чтобы они освоились в океане радио и "поймали" в нем свою волну. Есть развлекательные станции, есть информационные. Радио служит своеобразным лоцманом в море информации. Нас накрыла лавина информации, десятки телеканалов, газет, на вашем сайте каждый день 50 информаций…

Уточню, на ленте "Татар-информ" в день публикуется до 180 информаций.

Р.В.: Радио - способ внедрения многоязычия в жизнь. Могу сказать, что татарское вещание неплохо работает. "Татар радиосы", ТНВ-радио. Радио "Азатлык" - единственное в мире вещает на татарском и башкирских языках уже 54 года. Сегодня вечером выставим свой текст в Интернете, так что у нас есть не только слушатели, но и читатели. Мы договорились с Ильфатом Файзрахмановым, что в газете "Безнен гэжит" одна полоса будет отдана новостям татарского мира от нашего радио. Я начинал журналистом-фотокором и всегда с собой ношу фотоаппарат. Зачем? Снимок для радио, главная тема у нас на радио в Интернете сопровождается снимком. Так что сейчас радио - это не то радио, которое было в прошлом веке. С помощью «тарелок» ТНВ можно слушать радио на татарском языке на расстоянии десятки тысяч километров - от Дальнего Востока до Варшавы.

То есть, радио использует все технические новшества, которые сейчас доступны…

Н.В.: Безусловно! Правда, зрители "Татар-информ", которые нас сейчас смотрят в режиме он-лайн, могут сказать, ну вот пришли радиожурналисты и как в поговорке: "Каждый кулик свое болото хвалит". Я хочу сказать, что радио без отрыва от производства действует на подсознание человека. И более чем кто-либо ценность и востребованность радио признают политики, потому что им очень важен электорат. Телевидение не везде в глубинке есть, и во время предвыборных кампаний политики идут на радио, чтобы донести свою информацию до широких слоев населения.

Когда я готовил свой первый репортаж на радио, меня - пришедшего с телевидения - восхитила возможность работы со звуком. Как сделать так, чтобы у слушателя в голове возникла картинка. На телевидении - там есть видеоряд…

Н.В.: …а радиослушатель является сосоздателем этой картинки.

Р.В.: Олег, ты наступил на мою больную мозоль, считается, что радио - это просто текст. Но текст можно послать и телеграммой, и через Интернет. Радио - это тембр голоса, дыхание человека, интонация, его эмоции. Можно стихами Брюсова влюбить девушку. Андрей Дементьев уже столько лет каждую субботу читает свои стихи и люди их слушают! В передачах военных лет давали гул самолетов и взрывы. В передачах о производстве можно добавить шум станков, о природе - звук дождя и т.д. И находясь у себя на даче, ты слушаешь передачу о концерте или демонстрации в другой части света. Я бы очень хотел, чтобы наши радиожурналисты ловили звук, находили интересно говорящих людей и с нестандартными мыслями. Иногда радиотекст кажется неграмотным, но он искренен, понятен благодаря дикции, интонации, контексту. Так что радио - это художественное творчество.

Н.В.: Я бы посоветовала молодым людям, поступающим на факультет журналистики, выбрать специализацию "радио". Дело в том, что на телевидение надо приходить людям, умеющим держать лицо - это великая работа. А на радио работаешь голосом, как лоцман ведешь человека туда, куда нужно, чтобы он раскрылся перед слушателями. Радио - это высшая школа профессионализма. До сих пор радио для меня - единственная любовь.

Р.В.: Я преподаю на журфаке Казанского государственного университета, там разные специализации, в том числе радиовещание, телевидение. У меня сорок лет журналистского стажа, последние 15 лет я работаю на радио. Если человек поработал на радио и может установить контакт с людьми, сформулировать текст, он и в других СМИ может быть востребован.

Н.В.: Кстати, не всякий газетчик сможет работать на радио, а радиожурналист может работать и на телевидении, и в газете, потому что радиотекст - это особый текст, доступный для общественности и, тем не менее, с богатым лексиконом и с богатыми эмоциями. В этом смысле Александр Пушкин был бы великолепным «радийщиком», у него был очень богатый словарный запас, который мы, к сожалению, не находим у многих современных политиков, теле- и радиоведущих.

Р.В.: Я с вами поспорю. Не всегда «радийщик» может работать в любых других СМИ. Казалось бы, человек заикается, у него сиплый голос, а он пишет гениальные тексты. Есть люди, которые два часа рожают полстраницы текста, но это будет очень хороший текст. У меня, например, особых данных к радио не было - красивого голоса, но было желание общаться и искренность…

Очень важно, какая энергетика исходит от голоса, люди очень тонко чувствуют неискренность в голосе.

Н.В.: И главное - во имя чего и что ты говоришь. Я не знаю, почему Римзиль так критически говорит о своем голосе, мне кажется, он пришел на радио в то время, когда ему было что сказать. Ведь он поборник эмоционального радио, тогда не было такой широкой информации на татарском языке. И фактически в этом смысле Римзиль - первопроходец. Его хотели слушать и уже не думали о том, какой у него голос. Важно было, что он говорит в ту самую минуту. Как говорится, дорога ложка к обеду. Очень важная вещь для радиожурналиста - политизированность мышления. Журналист, у которого мышление не социально ориентированное, не политизированное во имя чего-то, мне кажется, он даже не сможет работать на радио. Уровень мышления очень важен. Помню один эпизод, когда молодая журналистка подходит к Президенту республики и спрашивает: "Сколько центнеров с гектара собрали на полях в таком-то районе. Это можно и у агронома спросить. Но деликатный Минтимер Шаймиев начал с цифр - сколько центнеров зерна намолотили, а потом перешел на более важные сельские проблемы. К беседе необходимо готовиться, с кем ты говоришь, на каком уровне и так далее.

Мы подошли к важному вопросу. Нередко в адрес радиожурналистов можно услышать: а что у тебя за профессия? Языком молоть каждый может…
Р.В.:
Вот хоккеист выходит на площадку на 40 секунд, и за это время он или забивает, или его команда пропускает шайбу. Вот вышел радиожурналист в эфир на 10 минут, за это время происходит передача огромного объема информации. Или он наломает дров, запутает людей или, наоборот, внесет ясность в их головы. За секунды и минуты он творит чудо, причем без бумажки. Вопрос: зачем я работаю на радио? Я хочу быть компасом, как и все радиожурналисты. К примеру, Кандагар 15 лет тому назад, казанские летчики сидят там арестованные. В конце концов, им удалось сбежать оттуда на своем самолете. Так вот они на маленьком приемнике ловили "Азатлык" и слушали его каждый вечер.

Н.В.: Наши летчики в Кандагаре сидели без информации и теряли уверенность в себе, и программы Римзиля фактически были для них своеобразным психологическими сеансами и маяком. Боюсь, у нас короткое время эфира, а мы начали с важной мысли, что на радио в погоне за информацией мы порой теряем художественный пласт вещания. В частности, татарское радио в свое время очень много эфира уделяла культуре - давали спектакли, постановки Татарского государственного академического театра имени Галиаскара Камала.

Очень скучаю по программам, которые шли по первому каналу радио.

Н.В.: Мне кажется, руководство и Татарстана, и России должно думать о техническом оснащении радио. Вы можете осуществлять видеотрансляции в режиме он-лайн, потому что у вас есть соответствующее оборудование. Чтобы грамотно записать спектакль, необходимо иметь хорошую студию. Культурный пласт нельзя терять!

Р.В.: В праздничный день я скажу о печальном. За годы перестройки в 20-30 регионах России открылись национальные радиостанции, как правило, в филиалах радио России. Сейчас многие из них закрываются, и многие регионы остались без своего национального вещания, а fm-диапазон купить средств не хватает. Возможно, появится повсеместное цифровое радио, тогда откроются новые возможности. Пока же многонациональное радиовещание в России необходимо сохранить. Но и представители разных народов не должны дремать - свое радиовещание спасать и развивать, готовить журналистов. Если ты любишь свой народ, свой язык - говори на нем!

Н.В.: Любой приоритет требует гражданской позиции, активных действий и активной работы не только тех, кто занят в отрасли радио, но и тех, кто имеет отношение к финансированию и так далее.

Р.В.: Хочу обратиться к пользователям Интернета. Радио "Азатлык", которое вещает во имя демократии и согласия среди народов, всегда будет радо вашим сообщениям и вашему сотрудничеству с радиостанциями любого "калибра".

Н.В.: Я бы хотела поблагодарить Олега за то, что вы нас пригласили в эту студию в праздничный день. И поскольку один человек - это ничто, я бы хотела в день нашего профессионального праздника поздравить всех, без кого невозможно радио - связистов, технических работников, операторов, режиссеров!

Материал подготовил Сергей СЕМЕРКИН
фото Сергея СЕМЕРКИНА

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100