news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Реставрация памятника архитектуры СССР ДК Алиша потребует более 0,5 млрд рублей

Проект реставрации на памятнике советской архитектуры Городском дворце детского творчества имени Алиша, ранее более известном как Дом пионеров, согласован по первичному техзаданию, однако здание требует дополнительных работ, не вошедших в проект. Например, в проект не закладывались обследования фундаментов, перекрытий, стен и работы по ним, рассказала в интервью ИА «Татар-информ» архитектор проекта Гузель Миронова.
Сметная стоимость предусмотренных по первичному техзаданию работ – 450 млн рублей. К настоящему времени несколько помещений ДК Алиша уже закрыта из-за предаварийного их состояния и несоответствия нормам образовательных процессов. 
«Проектирование выполнено полностью в рамках договора, но мы дополнительно оговариваем, что у объекта есть перечень проблем, которые лучше решить сейчас. Например, доработать придется и внешние сети, которые не были включены», – констатировала архитектор.
Получивший положительное заключение экспертов проект реставрации предусматривал составление исторической справки, проведение обмерных работ, выявление заложенных проемов, поиск утраченных архитектурных деталей для последующего восстановления первоначального облика здания в целом. Кроме того, реставраторы должны были проработать приспособление Дворца пионеров под прежнюю функцию дома детского творчества, но с учетом современных требований и нормативов.
Городской дворец детского творчества имени татарского писателя Абдуллы Алиша был построен как Дворец пионеров и открыт 14 октября 1961 года – к 22-му Съезду Коммунистической партии Советского Союза. Это типовой проект, разработанный для Рязани репрессированным московским архитектором Игорем Антиповым. Подобные Дворцы пионеров были построены также в Брянске, Орле, Уфе, Улан-Баторе. Для Казани адаптацию проекта на местности осуществили архитекторы Павел Саначин (отец нашего современника архитектора-краеведа Сергея Саначина) и Георгий Солдатов. В здании никогда не проводился капитальный ремонт, только текущий точечный. В конце 2019 года здание было признано объектом культурного наследия Республики Татарстан (республиканского значения), благодаря чему стало возможным запланировать уже даже не капитальный ремонт, а целостную реставрацию.
Во внешнем облике дворца реставрация прежде всего отразится на замене установленных в постсоветское время пластиковых окон и металлических дверей на аналогичные историческим деревянные с аутентичной расстекловкой оконных и дверных заполнений. Перед зданием будет понижен уровень грунта – это позволит восстановить изначально существовавшее количество ступеней, некоторые из которых с течением лет оказались на уровне ниже асфальтового покрытия. Внутри предполагается заменить всю электрику, систему водопровода, канализации и отопления. Советскую систему вентиляции с сохранившимися вентиляционными решетками намерены интегрировать в современную. Осовременят и туалеты – в соответствии с актуальными нормами.
В бальном зале раскроют заложенную ради дополнительных учебных кабинетов балюстраду – с третьего этажа снова можно будет смотреть на танцующих внизу. В актовом зале вернут расположение зрительских рядов амфитеатром вместо упрощенного наклонного пола, откроют сначала преобразованные в витражи, а затем и вовсе заложенные арочные окна над боковыми дверными проемами (прежде здесь был кинозал). Отреставрируют деревянную парадную лестницу внутри здания, уберут пластиковые перегородки в холле, перекрывшие некоторые колонны в интерьере.
«Начинать надо с фундаментов, потом все стены укрепить, перекрытия и кровлю. При хорошей погоде эти работы идут сезон. Не хотим выводить функцию детского центра из объекта, потому что дети все равно должны куда-то ходить. Предполагаем разделить работы на этапы и вести их от одного крыла к другому», – рассказала Гузель Миронова.
Дополнительные предложения архитекторов-реставраторов – организация подъездов к зданию, которое оказалось заблокировано в центре города между зданием ТИАФа, стадионом «Динамо» и общежитием, а также возведение на месте гаражей отдельного корпуса для секции картинга, которая со всеми своими машинами и станками больше трех десятков лет ютится в подвале.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2