news_header_top_970_100
news_header_bot_970_100

Дорога Казань — Екатеринбург и обход Нижнекамска: как изменится трасса М7 в Татарстане

Как пройдет трасса Казань — Екатеринбург, почему изменили маршрут обхода Нижнекамска и какой проект разгрузит дорогу Казань – Оренбург, рассказал начальник «Волго-Вятскуправтодора» Илдар Мингазов.

news_top_970_100
Дорога Казань — Екатеринбург и обход Нижнекамска: как изменится трасса М7 в Татарстане
Фото: архив/Султан Исхаков

Часть маршрута Казань — Екатеринбург пройдет по существующей трассе М7

Илдар Мингазов подчеркнул, что важной задачей является строительство скоростного транспортного маршрута Казань — Екатеринбург. Платный участок от Дюртюлей до Ачита (288 километров) построит госкомпания «Автодор», остальную часть отремонтирует и реконструирует Росавтодор. Планируется, что часть маршрута в границах Татарстана пройдет по существующей трассе М7 «Волга».

Спикер напомнил, что Президент России Владимир Путин в послании Федеральному Собранию поручил продлить скоростную трассу М12 Москва — Казань до Екатеринбурга и завершить ее строительство к 2024 году.

По словам руководителя ведомства, в Татарстане 306 километров трассы М7 войдут в состав скоростного транспортного маршрута Казань — Екатеринбург. «Были разные варианты прохождения трассы Казань — Екатеринбург, рассматривались Северный и Южный обходы. Решено, что она пройдет по Южному обходу. Татарстан, Башкортостан, Свердловская область будут задействованы в реализации этого проекта», — сказал он.

В Татарстане в 2018 году завершили реконструкцию участка М7 от Казани до Набережных Челнов — около 210 километров. Сейчас формируется программа работ по доведению до четырех полос участков автодороги от Набережных Челнов до границы с Башкортостаном, которые проходят по территории Тукаевского, Мензелинского и Актанышского районов. Существующая автодорога имеет две полосы движения, ширину 3,75 и 3,5 метров. На участке есть восемь мостов, в том числе большие — через реки Мензеля длиной 180 метров, Ик протяженностью 217 метров и Сюнь длиной 197 метров.

«Вот эти мосты, которые сегодня существуют, не будут удовлетворять тем техническим и экономическим показателям, которые мы должны обеспечить при реконструкции дороги. Поэтому все восемь мостов придется реконструировать, чтобы обеспечить четырехполосное движение», — пояснил начальник управления.

Он добавил, что при проведении работ также планируется реконструкция пяти транспортных развязок на разных уровнях, а также переустройство 103 инженерных коммуникаций, в том числе трех магистральных нефтепроводов и пяти магистральных газопроводов.

«Коридор Казань — Екатеринбург начинается от М12 у села Шали и переходит на М7. Мы должны обеспечить скоростной режим на этом участке, запланировать пешеходные переходы и остановочные павильоны, — продолжил спикер. — На сегодня у нас скоростной режим 90–110 км/ч, а необходимо обеспечить 120 км/ч».

Мингазов заметил, что для безопасности на участке от 861-го до 987-го км, от примыкания автодороги Сорочьи Горы — Шали до начала обхода Нижнекамска и Набережных Челнов, планируется строительство 22 пешеходных переходов на разных уровнях. На участке 1155+300 — 1161+000 км предусмотрен капитальный ремонт с доведением числа полос до четырех протяженностью более 5,5 километра.

Он уточнил, что реконструкция участков трассы М7, от Набережных Челнов до границы с Башкортостаном, общей протяженностью 98 километров пройдет в пять этапов.

«Это не новое строительство, пройдем по существующей дороге, которая у нас имеется, второй и третьей категории. И в пределах существующей дороги будем проводить реконструкцию. На сегодняшний день прорабатывается план трассы маршрута Казань — Екатеринбург в границах республики. При проектировании будут рассмотрены варианты обхода населенных пунктов, расположенных в отводе существующей дороги», — рассказал спикер.

По его словам, предполагается, что первый этап длиной 32,1 км пройдет через Тукаевский и Мензелинский районы, второй этап протяженностью 18,3 км – через Мензелинский район, третий этап длиной 17,5 км затронет Мензелинский и Актанышский районы, четвертый этап протяженность 23,01 км полностью проляжет через Актанышский район и пятый этап запланирован на семикилометровом участке на подъезде к Набережным Челнам.

«На пятом этапе мы должны обеспечить подход к Набережным Челнам четырехполосной дорогой. Есть пересечения коммуникаций, сейчас прорабатываем вопрос с проектировщиками. Наверное, дополнительные развязки придется сделать на разных уровнях. Со всеми главами районов, которые задействованы в трассировке, согласовываем маршрут, чтобы учитывать интересы муниципалитетов. У нас идут еженедельные совещания с главами районов, на которых прорабатываем маршруты. Ведь еще необходимо и безопасно обойти населенные пункты», – проинформировал руководитель ведомства.

Он также сообщил, что ориентировочная стоимость реконструкции участка трассы М7 от Набережных Челнов до границы с Башкортостаном общей протяженностью 98 км оценивается в 73,5 млрд рублей. «Окончательная стоимость ремонтных работ станет известна после прохождения государственной экспертизы», – заявил он.

В настоящее время проект находится на стадии включения в Федеральную адресную инвестиционную программу России. Разработку проектной документации планируется завершить в 2022 году. Строительно-монтажные работы предполагается начать в следующем году, а завершить весь комплекс работ — уже в 2024-м.

Маршрут первого этапа обхода Нижнекамска и Челнов
изменили из-за оптимизации расходов

Илдар Мингазов сообщил, что строительство второго этапа обхода городов Нижнекамск и Набережные Челны могут начать уже в конце 2021 года. «Проектная документация второго этапа протяженностью 23,75 км находится на рассмотрении в Главгосэкспертизе. Уже в сентябре второй этап проекта может выйти из госэкспертизы, затем перейти на контрактные работы, строительно-монтажные работы, например, в ноябре-декабре», – рассказал он.

Руководитель управления уточнил, что второй этап обхода ориентировочно начинается возле деревни Сарсаз-бли и заканчивается на пересечении с региональной автодорогой Набережные Челны – Альметьевск. На втором этапе предусмотрено переустройство четырех магистральных труб – двух газопроводов и двух бензопроводов. Кроме того, на участке возведут две разноуровневые транспортные развязки, восемь мостов и два путепровода, один из которых будет в составе транспортных развязок.

«Ожидается, что интенсивность движения на втором этапе обхода составит 15 тыс. автомобилей в сутки. Мы посчитали среднее время в пути по обходу Нижнекамска и Набережных Челнов. По предварительным расчетам, для легкового транспорта оно составит 56 минут, для грузового – более часа», – отметил спикер.

Мингазов подчеркнул, что Президент и Правительство России ставят перед дорожной отраслью достаточно амбициозные задачи, которые определяют ее дальнейшее развитие. «Одной из таких задач является строительство обхода Нижнекамска и Набережных Челнов. Строительство будет реализовано в рамках федерального проекта “Развитие федеральной магистральной сети”, который входит в национальный проект “Безопасные качественные дороги”», – добавил он.

Автодорога первой категории протяженностью 80,48 км пройдет от 987-го км в районе села Костенеево трассы М7 до поселка Сосновый Бор на 1071-м км. Кроме того, в состав объекта включен мост через Каму вблизи села Котловка протяженностью 1 км 600 метров.

Автомобильная дорога будет иметь четыре полосы движения, ширину проезжей части 3,75 метра, ширину разделительной полосы – 2,7 метра. Расчетная скорость движения составит 120 км/ч.

«Этот маршрут будет связан с коридором скоростного транспортного маршрута Казань – Екатеринбург. Поэтому здесь необходимо обеспечить скоростной режим 120 км/час», – заметил начальник управления.

Реализация проекта разделена на три этапа. В настоящее время завершаются работы по проектированию третьего этапа протяженностью 33,66 км. «Как только второй этап проекта выйдет из госэкспертизы, планируем направить проект третьего этапа на проверку в Главгосэкспертизу. Это примерно в сентябре», – пояснил спикер.

По словам Мингазова, самым сложным стала разработка проектной документации первого этапа протяженностью 23,07 километров.

«Изначально планировалось, что он будет 27 км. В связи с оптимизацией бюджетных расходов изменили маршрутный коридор первого этапа. Раньше предполагалось, что он пройдет через населенный пункт Соколка. Сейчас сократили путь примерно на 4,5 км на первом этапе и почти на 3,5 км на втором этапе. Первоначально протяженность всего участка была 88 км. Было проработано 14 вариантов маршрута в целом по обходу», – констатировал он.

«В Татарстане была создана рабочая группа, задействованы сотрудники Министерства транспорта и дорожного хозяйства республики. Поэтому прорабатывали все досконально с учетом оптимизации. На первом этапе предполагалось строительство очень капиталоемкого моста. По измененным планам тоже предполагается большой мост, он будет балочным с двумя пролетами по 140 метров», – продолжил руководитель ведомства.

На стадии выбора и согласования моста сотрудники Волжского государственного университета водного транспорта провели научно-исследовательскую работу по определению возможности и условий безопасного плавания судов в районе проектируемого мостового перехода через Каму.

«Они полностью обследовали русловую часть берега Камы, изгиб реки, проверили скорость течения на этом участке, чтобы правильно определить створ моста, – сказал Мингазов. – По первому этапу в декабре планируем выйти на госэкспертизу. А строительно-монтажные работы предполагаем начать в марте 2022 года».

По его словам, пока строительство объекта оценивается в 79 млрд рублей, но окончательная стоимость будет определена после прохождения госэкспертизы. «Если ожидаем, что стоимость первого этапа составит 30 млрд рублей, то из них около 13% будет составлять стоимость моста с подходами, – резюмировал руководитель ведомства. – Плотина ГЭС в Набережных Челнах не справляется с существующей нагрузкой. Естественно, что она не справится с нагрузкой коридора Казань – Екатеринбург, поэтому этот обход Нижнекамска и Набережных Челнов очень важен для республики. В Нижнекамске есть такой большой комплекс, как “Нижнекамскнефтехим”, идет большой грузооборот. Поэтому поставлена задача и по обходу Нижнекамска».

«Волго-Вятскуправтодор» предложил решение по увеличению
пропускной способности трассы Казань – Оренбург

Илдар Мингазов рассказал, что «Волго-Вятскуправтодор» хочет реализовать проект по увеличению пропускной способности трассы Казань – Оренбург. Сейчас прорабатывает вопрос реконструкции участка этой автодороги с 20 по 43 км со строительством обхода села Сокуры.

«Прорабатывается вопрос с Росавтодором, Минтрансом России по строительству обхода села Сокуры на трассе Казань – Оренбург с 20 по 43 км. В настоящее время дорога не справляется с существующей нагрузкой. То есть пропускная способность дороги уже не соответствует предъявляемым требованиям. Тем более что М12 будет пересекать автодорогу Казань – Оренбург, а она работает в режиме перегруза. Кроме того, нас беспокоит количество ДТП», – заявил начальник «Волго-Вятскуправтодора».

Он добавил, что участок находится в районе тяготения города Казани, международного аэропорта и выставочного центра «Казань Экспо».

Спикер уточнил, что существующая автомобильная дорога имеет параметры третьей категории, две полосы движения и ширину 3,5 метра. На участке расположены два моста через Мешу длиной 174,4 метра и Каипку протяженностью 12,1 метра.

«Среднесуточная интенсивность движения на участке достигает почти 17 тыс. автомобилей в сутки. Перспективная интенсивность движения на 20 лет составляет более 35 тыс. автомобилей в сутки. Исходя из интенсивности движения, требуется первая категория дороги», – подчеркнул Мингазов.

В связи с этим, по его словам, проектной документацией планируется предусмотреть реконструкцию дороги по параметрам первой категории с шестью полосами движения с разделительной полосой, а также строительство обхода села Сокуры, транспортной развязки в разных уровнях, пешеходных переходов в разных уровнях в местах автобусных остановок, устройство стационарного электроосвещения.

«Пока это только планы. В настоящее время обсуждаем трассировку будущего обхода. Рассматриваем шесть вариантов. Здесь сосредоточено немало коммуникаций, и интересы жителей села Сокуры необходимо учитывать. Ориентировочная стоимость проекта – 17,5 млрд рублей. Завершить его надо к 2024 году одновременно с М12, чтобы не было заторов на этом участке. Поэтому надо работать на опережение», – сказал руководитель управления.

Он также отметил, что прорабатывается вопрос покрытия дороги, в частности, из бетона. «Был посыл от Минтранса, чтобы мы новые технологии внедряли. Но будем исходить из ценовой политики. Если цена будет запредельная, то мы не пойдем на бетонное покрытие. По эксплуатации и поддержанию тоже есть вопросы, будем смотреть. У наших подрядчиков есть опыт по применению бетонного покрытия, но нас в первую очередь будет интересовать стоимость такого покрытия», – заключил Мингазов.

Автомобильная дорога Р-239 Казань – Оренбург на участке 20+238 – 43+500 км проходит по территории Лаишевского района Татарстана. Она является частью международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай» на территории России.

За 2018 – 2020 годы на участке автодороги с 20 по 43 км зарегистрировано 59 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых 15 человек погибли и 81 получили ранения. В адрес «Волго-Вятскуправтодора» поступают обращения от Лаишевского района о напряженной ситуации на проходящем через Сокуры участке дороги, связанной с постоянными транспортными заторами и неблагоприятной экологической обстановкой.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100