news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Разия САДЫКОВА: «Лечение от наркозависимости имеет эффект в том случае, если больной сам готов лечиться»

В интервью агентству «Татар-информ» начальник отдела координации антинаркотической работы Аппарата Кабинета министров РТ Разия Ахатовна Садыкова знакомит с ходом реализации Республиканской комплексной программы профилактики наркотизации населения в РТ на 2006 год, совместной деятельностью министерств, ведомств и СМИ в этой сфере, размышляет о проблемах воспитания здорового поколения. Беседу вел генеральный директор агентства Леонид Толчинский.

На минувшей неделе в Казани прошла крупная конференция. При обсуждении вопросов о том, как пресса и телевидение освещают профилактику наркомании, прозвучал достаточно интересный пример. Некоторые СМИ истолковали факт проведения этой конференции в Казани потому, что у нас эта проблема острее, чем в других субъектах. Кто-то сказал, что Татарстан - наиболее продвинутый регион в решении этого вопроса. На ваш взгляд, как сегодня обстоит ситуация в республике по профилактике наркотизации населения, какие основные параметры в качестве достижения республика смогла представить на этой конференции российской общественности и управленческим структурам?
Р.С.: Местом проведения конференции Татарстан выбран не случайно. В республике с 1999 года проводится целенаправленная, системная работа по организации антинаркотической деятельности. И сегодня у нас есть определенный опыт, который мы можем представить другим регионам, обсудить его и, безусловно, определить прогнозы, поставить задачи на ближайшее будущее.

В межрегиональной научно-практической конференции "Общество против наркотиков" приняли участие представители Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, ученые из Москвы и Санкт-Петербурга, специалисты различных ведомств из 27 субъектов Российской Федерации, а также представители международных организаций, в частности, Региональное представительство в России и Белоруссии Управления ООН по наркотикам и преступности и общественная организация «Европейские города против наркотиков» (Швеция).

Что нам удалось сделать за эти годы?
Р.С.: Одним из основных успешных действий можно назвать формирование региональной антинаркотической политики. В конце 90-х годов проблема была своевременно и адекватно оценена руководством нашей республики и определена как одна из важных составляющих социальной политики. В первую очередь, была создана Межведомственная комиссия Совета Безопасности РТ по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, которая стала центром координации работы в этой сфере, поскольку, мы знаем, проблема - многоаспектная, сложная, требует участия различных министерств и ведомств, как государственных, так и негосударственных структур. По инициативе Президента Республики Татарстан была принята Республиканская целевая программа противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 1999-2001 годы. В текущем году завершается действие второй целевой программы. В рамках двух программ была значительно укреплена материально-техническая база специальных подразделений правоохранительных органов, наркологической службы, созданы реабилитационные центры для лиц, больных наркоманией. Кроме того, значительные средства были направлены на развитие и поддержку деятельности подростковых клубов, секций, кружков. К антинаркотической деятельности достаточно активно подключились общественные и религиозные организации, средства массовой информации. Таким образом, для того, чтобы остановить процесс распространения наркомании были привлечены силы и средства как государственных, так и общественных структур. Это позволило снизить темпы роста уровня наркотизации населения и стабилизировать их в последние годы на уровне 5-6 процентов в год.

Здесь абсолютно латентная - скрытая проблема. Как сегодня обстоит дело с оценкой, сколько людей находится в группе риска? И какая с ними профилактическая работа ведется, чтобы не допустить эту невидимую обычным глазом группу людей в опасное поле наркозависимости?
Р.С.: По данным государственной статистики, на учете в наркологических учреждениях республики состоит около 11 тысяч лиц, употребляющих наркологические вещества, из них 8,5 тысячи человек с диагнозом «наркомания». Для определения истинных масштабов наркотизации применяется экспертная оценка. По ее данным, в республике 60-70 тыс. человек имеют опыт употребления наркотиков. В это число входят как явно наркозависимые, так и те, кто употребляет наркотики нерегулярно.

Что касается молодых людей, относимых к «группе риска», то ее достаточно трудно определить в полном объеме. В нее входят подростки, склонные к девиантному поведению, которые состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, растут в асоциальных семьях.

С другой стороны, в равной степени употребляют наркотики и ребята из так называемых благополучных семей. То есть на приобщение к употреблению наркотиков оказывают влияние многие факторы, что в значительной степени обуславливает сложность этой работы.

Тем не менее, там, где выявляются ребята с отклоняющимся поведением, специалисты (педагоги, психологи и др.) проводят целенаправленную, в том числе и индивидуальную работу и с подростками, и их родителями.

Однако для государства более важно не допустить приобщения молодых людей к наркотикам, поэтому мы стараемся охватить профилактической работой все подрастающее поколение, студенчество, активно привлекая и этой деятельности и самих ребят.

С тех времен, когда наркотики хлынули на территорию России – это конец 80-х - середина 90-х годов, то поколение, которое получило удар, еще не имея достаточно выстроенной системы защиты от этого, оно сегодня подросло, пришло на производство, вошло в экономику. Часть людей ушло от контроля в свое время и они сегодня работают на автотранспорте, на предприятиях, нефтехимическом производстве… Как отслеживается опасность, скажем, техногенных происшествий в связи с тем, что там работают люди, наркозависимые либо имеющие склонность к этому? Водителя, пьяного за рулем, выявляют, а вот работника в состоянии наркоопьянения - невозможно.
Р.С.: Да, проблема на сегодняшний день приобретает особую значимость, тревожит руководителей предприятий, особенно там, где существует опасность техногенных катастроф. К сожалению, единичные факты употребления наркотиков имеются и среди преподавателей, медицинских работников. В настоящее время действует утвержденный в 1993 году Правительством России перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности. Однако он требует внесения значительных дополнений с учетом реальных ситуаций. Сегодня руководители ряда промышленных предприятий, правоохранительных органов при приеме сотрудников на работу требуют их обследования у нарколога на предмет выявления наркозависимости. Я считаю, что эта мера вполне оправдана.

Татарстан вышел за рамки понимания представления проблемы, как исключительно подростковой? Уже более широкие слои населения в связи с этим прорабатываются?
Р.С.: Конечно.

В проблеме, которую мы обсуждаем, главное, наверно, заключается в межведомственном взаимодействии? Вы уже упоминали, что есть межведомственная комиссия. Причем слишком разные структуры работают в этом направлении - правоохранительные органы, органы здравоохранения, образования, по работе с молодежью, СМИ. Но они такие разные, у них совершенно разные порой бывают цели и задачи в своей работе. Наверно, есть основания, мы видим, что иногда правоохранительные органы возбуждают дела на медиков, медики идут в прессу, пресса теряется вообще - что делать. Вот как выстраивается это межведомственное взаимодействие, как достигается эффект?
Р.С.: В последние годы в нашей стране идет активное формирование государственной антинаркотической политики. В 2003 году создан специальный уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – Федеральная служба России по контролю за оборотом наркотиков, а в субъектах Российской Федерации ее территориальные управления. Кроме того, пресечением незаконного оборота наркотиков занимаются МВД, ФСБ, таможенные службы и ряд других ведомств. Деятельность правоохранительных органов имеет свою специфику и не всегда подлежит широкой огласке. Чаще всего о ее результатах мы узнаем в случае изъятий крупных партий наркотиков или по громким судебным делам, а за этим стоит долгая, кропотливая работа.

Система здравоохранения, и, в частности, наркологическая служба ориентирована на оказание медицинской помощи лицам, употребляющим наркотические вещества. В большинстве случаев это уже наркозависимые люди. В настоящее время наркологическая служба имеет достаточный потенциал для оказания квалифицированной помощи этом контингенту. Эффективность их работы мы оцениваем по длительности ремиссии у лиц, прошедших лечение и реабилитацию. Необходимо отметить, что наши показатели в этой области приближаются к международным.

В организации профилактической антинаркотической работы принимают участие ряд министерств и ведомств республики: это Министерство образования и науки, Министерство по делам молодежи, спорту и туризму, Министерство культуры и ряд других структур. Ни для одного из перечисленных министерств профилактика наркомании не является профильной, основной задачей.

К сожалению, до настоящего времени отсутствует нормативно-правовое регулирование межведомственного взаимодействия в этой сфере, антинаркотической профилактической работы, что затрудняет ее проведение.

Вместе с тем в республике мы определили профилактику приоритетным направлением. В рамках целевой программы проводятся различные мероприятия, направленные на снижение наркотизации в подростково-молодежной среде. Это внедрение образовательных профилактических программ для учащихся школ, техникумов, вузов, проведение всеобуча для родителей, организация различных массовых акций, фестивалей, конкурсов, выпуск средств наглядной агитации и т.д.

Проводимые мероприятия нацелены на формирование неприятия употребления психоактивных веществ, информирование о последствиях употребления наркотиков, популяризацию здорового образа жизни.

Координатором всей этой работы выступает Межведомственная комиссия, на заседаниях которой определяются основные приоритеты и направления. В республике с 2001 года проводится мониторинг наркоситуации, который формируется на основе отчетных данных министерств и ведомств, результатов социологических исследований. Он позволяет нам в достаточной степени оценивать эффективность проводимой работы и вносить при необходимости коррективы.

В завершение - три очень конкретных вопроса. Один к вам, скорее, как к доктору медицинских наук. Если человек стал наркоманом, даже не раз попробовал, а подсел. В принципе, его можно вылечить или это скорее защитная мера то, что здравоохранение делает - защита по отношению к тому обществу, которое еще здорово, а процесс уже все - необратим?
Р.С.: При обращении больного в наркологическое учреждение ему оказывают необходимую медицинскую помощь. Если пациент имеет желание пройти курс лечебно-реабилитационных мероприятий в связи с имеющимся заболеванием, то вероятность достижения ремиссии (прекращения употребления наркотиков) имеется. Однако, этот процесс сложный, длительный и на него оказывают влияние многие факторы. В большей степени это связано с психологическими особенностями личности пациента. Нередко первые попытки прекратить употребление наркотиков завершаются неудачей. Вместе с тем, опыт работы специалистов показывает, что прекращение употребления наркотиков возможно. Возвращение к нормальной жизни сопряжено и с рядом других трудностей. За годы употребления наркотиков человек часто теряет семью, работу и т.д. Ему предстоит восстанавливать утраченные социальные связи, таким образом, реинтеграция затягивается на многие годы.

С другой стороны мы знаем, что один наркозависмый человек втягивает в течение года в употребление наркотиков 8-12 человек, т.е. способствует росту наркотизации населения. В этом смысле, оказание медицинской помощи наркозависимому можно характеризовать как защитную меру государства.

Интересный момент. На лечение идут бюджетные средства, это делается за счет налогоплательщиков, проще говоря. Но при этом негосударственная медицина лишена возможности участвовать в этом процессе. Экспертное мнение - не как государственного чиновника, правильно ли это, что мы негосударственную помощь отсекаем абсолютно полностью, перекладывая на плечи бюджета?
Р.С.: В настоящее время наркозависимые имеют возможность получить специализированную помощь как в государственных, так и в негосударственных учреждениях. В республике функционирует 5 наркологических диспансеров, 12 реабилитационных подразделений. В конце текущего года в Зеленодольском районе откроется после реконструкции реабилитационный центр для длительного пребывания наркозависимых. Это позволяет обеспечить предоставление доступной квалифицированной помощи. Негосударственные учреждения этого профиля в нашей республике также присутствуют, но они не получили широкого развития. Часть жителей нашей республики по тем или иным мотивам выезжают для лечения наркозависимости в другие регионы нашей страны, т.е. больной имеет возможность выбора.

Третий вопрос касается СМИ. Какие общие пожелания есть к средствам массовой информации? Где наши коллеги наиболее продвинулись, где есть, может быть, те спорные зоны, по которым нам предстоит понять друг друга - СМИ и тем, кто каждый день занимается профилактикой?
Р.С.:
Сложнее всего с журналистами, которые работают в новостях. У журналиста, если он регулярно не занимается проблемой наркомании, мало времени для того, чтобы вникнуть в суть. Поэтому довольно часто их комментарии не отражают истинного смысла состоявшегося события. В этой связи хотелось бы пожелать руководителям СМИ закреплять для освещения достаточной сложной и специфичной проблемы наркомании постоянных журналистов.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400