news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Равиль Гайнутдин: «Если у нашей нации не будет мечетей, она перестанет существовать»

Председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации, муфтий шейх Равиль Гайнутдин в интервью «Татар-информу» рассказал, как удалось вернуть историческую мечеть в Москве, о планах восстановить Ярмарочную мечеть в Нижнем Новгороде и о своем отношении к сокращению численности татар в столице.

Равиль Гайнутдин: «Если у нашей нации не будет мечетей, она перестанет существовать»
Равиль Гайнутдин:
Фото: © Абдул Фархан / «Татар-информ»

В рамках поездки татарстанских журналистов перед встречей с муфтием Равилем Гайнутдином для них была проведена экскурсия по соборной мечети города Москвы. Главная мечеть столицы, расположенная у станции метро «Проспект Мира», впечатляет своим величием и грациозной архитектурой. Территория рядом с мечетью образует своеобразный мусульманский квартал – здесь и магазины исламской атрибутики, и халяльные кафе и рестораны.

Свой современный вид соборная мечеть Москвы обрела в 2015 году, после масштабной реконструкции, которая велась в течение десяти лет. В торжественном открытии обновленной мечети приняли участие Президент России Владимир Путин, Президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган и другие высокие гости из разных стран мира.

Историческая соборная мечеть в Москве была построена в 1904 году по прошению и на средства татарских купцов и до 1936 года называлась мечетью Второй московской махалли. В 2011 году из-за угрозы обрушения здание было снесено, а его архитектура нашла отражение в новом здании – часть вновь построенной соборной мечети напоминает облик своего предшественника. У этой части здания есть свой минарет с сохранившимся от старого здания полумесяцем, а внутри расположены конференц-зал и Музей ислама.

Архитектура соборной мечети – это сочетание татарского национального орнамента и османской традиции оформления. Минбар в мечети, ковры, люстры – это подарок Турции, росписи тоже выполнены турецкими мастерами. Узорные решетки, витражи на окнах мечети воплощают в себе традиции татарского национального орнамента.

Председатель Татарской национально-культурной автономии города Москвы Фарис Харисов объяснил татарстанским журналистам, что в реконструкции мечети применены новые технологии. В итоге удалось возвести здание удивительной красоты и вместимостью до 10 тысяч человек. Именно здесь, у соборной мечети Москвы, на исламских праздниках собираются десятки тысяч мусульман.

«Муаммара Каддафи в мире не любили. Но мы всегда вспоминаем его в своих молитвах»

– Равиль хазрат, в Москве мы побывали на Большой Татарской улице, Малой Татарской улице. Историческая мечеть, которая легла в основу нынешней соборной мечети, тоже была построена татарами. Этот факт вызывает чувство гордости за нацию. Татары в течение столетий сохраняют за собой лидерство, авторитет перед уммой, и наверняка это дается нелегко…

– Во времена бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова мы добились возможности вернуть прежние татарские названия. В Москве есть татарская Историческая мечеть. Она расположена в исторической татарской слободе столицы, к моменту распада Советского Союза эта улица носила имя революционерки Розалии Землячки. Чтобы вернуть здание мечети мусульманам, пришлось пройти через некоторые трудности. По соседству с мечетью стоит пятиэтажка – хрущевка. Жители этого дома сказали: «Если здесь останется мечеть, нам житья не будет, нам тут не нужна мечеть». В то время в здании мечети работало производственное объединение. На месте балкона мечети образовали помещение и превратили его в цех.

Мы многократно спрашивали у людей: «Вам действительно не мешает наличие этого цеха, постоянно подъезжающие и отъезжающие грузовые машины?» Они сказали: «Нет, вы тут будете кричать свой азан нам в окна, жить нам не дадите». Я сам лично разговаривал с людьми, часами приходилось разъяснять им, что они заблуждаются, и даже посадил голос…

Но мечеть мы смогли вернуть. Смогли найти благотворителя, сделать ремонт, открыть мечеть. Смогли улице Землячки, где расположена мечеть, вернуть прежнее название – Большая Татарская. Здесь есть переулки Большая и Малая Толмачевская, есть улица Большая Татарская, Малая Татарская – от этого очень радостно на душе.

Если вы обратили внимание, у меня на полке – фотография с Муаммаром Каддафи (муфтий жестом указывает на фото). Я подарил ему Коран. Муаммара Каддафи в мире не любили. Но мы всегда вспоминаем его в своих молитвах, потому что он в молодые годы по приглашению Леонида Брежнева приезжал в Советский Союз – Москву. Перед тем как встретиться с Брежневым, зашел в нашу соборную мечеть почитать намаз с мусульманами. А именно в то время решалась судьба мечети – ее хотели снести для освобождения участка земли под строительство большого спорткомплекса «Олимпийский». Татары решили воспользоваться встречей с высоким гостем и обратились к нему. «Для Олимпиады 1980 года для строительства спорткомплекса нас хотят отсюда выселить, мечеть нашу снести и перенести за город. Наша мечеть построена в 1904 году, мы здесь совершаем поклонение еще с тех времен. Здесь бывали, работали великие личности, это свято чтимое место наших предков», – сказали татары.

Муаммар Каддафи донес их просьбу до Леонида Брежнева, и после этого Брежнев разрешил нам оставить нашу мечеть. Каддафи – это человек, благодаря которому наша старинная мечеть устояла на этой земле, поэтому мы его всегда вспоминаем нашими молитвами.

О возрождении Ярмарочной мечети в Нижнем Новгороде и семитомной энциклопедии

– Равиль хазрат, есть ли проекты, которые были внесены в федеральный список к празднованию 1100-летия принятия ислама в 2022 году, но не были завершены?

– Один из таких – реставрация нашей Исторической татарской мечети на улице Большая Татарская. При поддержке Вице-премьера Правительства РФ Марата Хуснуллина из бюджета Министерства культуры РФ смогли получить деньги на проект реставрации Исторической мечети. Сейчас проект разрабатывается. Если будет угодно Всевышнему, в этом году он будет осуществлен. Зданию медресе так же, как части комплекса, будет сделана реконструкция. Мы с Маратом Хуснуллиным согласовали это и пригласили Раиса Республики Татарстан Рустама Минниханова, с ним сходили в мечеть, посмотрели мечеть и медресе, обсуждали необходимость реставрации, реконструкции этих зданий, и я обратился к Рустаму Нургалиевичу с просьбой рассмотреть возможность поддержки от Татарстана. Рустам Нургалиевич обрадовал меня своим ответом: «Татарстан поможет, Татарстан будет участвовать в этом деле, сделаем вместе эту мечеть». Очень радостно на душе стало от того, что мы не одни в этом деле, спасибо.

Еще один проект, который мы благодаря большим стараниям смогли внести в федеральный список, – это восстановление Ярмарочной мечети в Нижнем Новгороде. На том месте, где располагалась раньше мечеть, сейчас уже стоят другие здания, для возрождения мечети выделен участок в другой части города. Как мы договорились с властями Нижнего Новгорода, внешний вид возрожденной мечети будет соответствовать ее историческому облику. Поставили под контроль Марата Хуснуллина, мы на связи с губернатором Нижегородской области Никитиным, он тоже приезжал в Москву к нам в Духовное управление, вместе с ним обсуждали и договорились восстановить мечеть. Также нам удалось получить разрешение там построить здание медресе. Думаю, уже в этом году сможем закончить разработку проекта, установить первый камень фундамента и приступить к работе.

В настоящее время проводятся совещания, согласования с Правительством Нижегородской области. Работаем вместе с местным Духовным управлением мусульман.

Еще один проект, который был включен в федеральный перечень, – создание 7-томного энциклопедического словаря «Ислам в Российской Федерации». Это очень масштабная работа, большой труд. Мы хотим сделать это издание серьезным, богатым, полным, поэтому планируем осуществить его в этом году. В этот словарь вошли результаты исследований около ста ученых, в нем полностью отслеживается место ислама, мусульманских народов в масштабе страны в истории, культуре, раскрываются еще не известные ранее страницы истории.

Руководитель аппарата Духовного управления мусульман РФ, заместитель муфтия Ильдар Нуриманов:

– У нас есть ранее нами собранные и изданные словари на 12 томов, они выходили по одному тому. Сейчас мы намерены собрать их вместе в один многотомник. На сегодняшний день выполнены 50 процентов объема работы над новым семитомником, идет этап редактирования, корректуры.

«Сокращение численности татар в Московской области на 60 тысяч вызвало недоумение»

– Мы были в Тюменской области. В медресе села Ембаево обучаются 58 шакирдов, из них 56 – таджикской национальности и всего два человека из татар…

– Этому не стоит удивляться. Возьмем только Булгарскую исламскую академию и посчитаем, сколько там татар. Мой заместитель Рушан хазрат Аббасов участвует в диссертационном совете, у него есть данные. Он говорит: вот этот автор диссертации из Дагестана, другой – из другой области… Я говорю: «А татары где?» – «Их нет». Неудивительно, что в ситуации, когда наши соплеменники отдаляются от религии, в наших исламских институтах, университетах обучаются единоверцы из других народов: таджики, киргизы, казахи и другие.

Имамы в наших мечетях в Москве – татары. Сохранять это лидерство не просто. Они на татарском языке проводят и меджлисы, и другие обряды. Но и они, начав вагаз (проповедь) на татарском языке, вынуждены переходить на русский, потому что в зале большинство – представители народов Средней Азии и Кавказа, татар очень мало.

По данным последней переписи населения, в Московской области численность татар сократилась на 60 тысяч человек – этот факт привел меня в недоумение, и я не поверил в эту цифру. И не хотел верить.

Бывший мэр Москвы Юрий Лужков был частым гостем на наших мусульманских праздниках. На Ураза-байрам он вместе со мной заходил в мечеть, обращался через минбар к прихожанам, поздравлял их. Свое выступление он всегда начинал со словами: «800 тысяч мусульман». И говорил, что 750 тысяч из них – татары.

К сожалению, в условиях современного города татарская идентичность стирается уже в третьем поколении. Как рассказал мне один из хазратов, у его родственника, проживающего в Москве, родители – татары, он сам татарин и женат на представительнице другой национальности. Их дети уже не знают татарского языка. Своим родным языком они считают русский. Такого ребенка переписчик, естественно, записывает как русского. Это очень удручающая ситуация для нас.

Я приехал в Москву в качестве имама-хатыба в 1987 году. В те годы большинство мусульман в столице составляли татары из Нижегородской области. Меня, казанского татарина, московские татары приняли как своего. Спросили, из какой я деревни. Я называл Малое Рыбушкино (Кече Ырбишча) в Нижегородской области, потому что, будучи шакирдом медресе «Мир Араб» в Бухаре, практику имама я проходил в этой деревне. Я был своим, меня тепло приняли. Стали часто приглашать на семейные мусульманские мероприятия в Москве. Я эти встречи использовал для просвещения, обучения соплеменников, объяснял им основы ислама.

В своих наставлениях я говорил молодежи, что очень важно воспитывать своих детей в татарских традициях, в семье говорить на родном языке. А сейчас, к сожалению, мои собственные дети с моими внуками общаются на русском. Если я заговариваю на татарском, внуки переспрашивают: «Что ты сказал, бабай?» Я вынужден объяснить им на русском. Если попытаюсь притвориться, что не знаю русского языка, то они мне не верят, потому что сами слышали мои вагазы в мечети на русском. Вот это результат того, что мы живем в Москве и других мегаполисах. В Казани ситуация такая же, я знаю.

Некоторые ученые утверждают, что народ сохранится, если будет язык. Но это не совсем так. Если у нашей нации не будет мечетей, она перестанет существовать. В качестве примера могу привести татар Прибалтики, Беларуси, Польши Украины. Язык они утратили, но религия сохранилась. Имея свою религию, они признают себя татарами.

В 1993 году я побывал на открытии мечети в Каунасе и посетил татарскую деревню Кырк-Татар. Мы зашли в мечеть почитать намаз. У михраба заметили подшитую в виде книги тетрадь. В этой книге была запись на татарском языке, на латинской графике. Местные жители нам сказали, что не понимают, что там написано, но знают, что это молитвы, обращение ко Всевышнему Аллаху. Они сказали, что это дорогой и ценный для них сборник дуа, которые они читают в своей мечети. Они не забыли, что являются татарами.

Если 800 тысяч татар в Московской области по результатам последней переписи сократились на 60 тысяч, как же мы сохранимся в будущем? Если из-за того, что наши дети говорят на русском, их включат в число других народов, что мы будем делать? Положение у нас очень тяжелое.

«Наша задача – чтобы мир узнал об исламе и мусульманах в России»

– Равиль хазрат, расскажите о том, что было сделано за последний год.

– Хотя до этого в течение шести лет мы говорили о необходимости провести мероприятие, посвященное 1100-летию принятия ислама в государстве Волжская Булгария, к этому никто не прислушивался. Воспользовавшись конференцией, проведенной с участием Президента России Владимира Путина, я обратился к нему. Поэтому я очень рад, что являюсь инициатором этого мероприятия.

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

Впервые я об этом в 2016 году говорил на открытии выставки Эрмитажа в Казанском Кремле перед Первым Президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым, министром культуры, директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским, но вопрос остался без внимания. Я сказал: «Давайте постараемся включить в федеральную программу, бюджет, сможем и материально поддержать все эти мероприятия». Никто этого не сделал. Трудности были, но, слава Аллаху, все равно добились своего, провели юбилейные мероприятия.

За 1100 лет мы, татарский народ, впервые на государственном масштабе праздновали юбилей нашей религии ислам. Нам удалось добиться того, что ценности ислама, его принципы, культура, просвещение были признаны, прозвучали в государственном масштабе. Вы сами это понимаете? Мы – татарский народ, доказали, что наша религия, принятая нами еще в Булгарском государстве, ее культура, просвещение, образование, ее философия сохранились до сегодняшнего дня в российском масштабе и что это религия, которая повлияла на российское государство.

14 января 2022 года, в пятницу, на минбаре Московской соборной мечети я смог объявить о том, что мы начинаем мероприятия 1100-летнего юбилея религии ислам в России. После этого мы в Саудовской Аравии, на землях, которые являются колыбелью религии ислам, открыли выставку «Традиции ислама в России». Только представьте себе, за 1100 лет истории ислама на территории нашей страны такое произошло впервые! Перед министрами, учеными, гостями в Саудовской Аравии смогли показать, рассказать о традициях ислама в России. Они были поражены. После этого выставку повезли в Малайзию. По их приглашению выставку «Традиции ислама в России» представили там. Они увидели регионы России, ее природу, жителей, одежду, обычаи и то, что в ней проживают мусульманские народы, и открыли для себя богатство ислама в нашей стране.

Фото: © Абдул Фархан / «Татар-информ»

Они сказали: «Мы не знаем о вас, о мусульманах в России, об исламе в России. Выпускайте книги о мусульманах в России на арабском языке». Мы должны рассказывать миру об исламе в России, о мусульманах в нашей стране. Сделать так, чтобы об этом узнали во всем мире. Наш Международный мусульманский форум, который мы проводим ежегодно уже на протяжении 18 лет, работает именно с этой целью. 8-9 декабря 2022 года наш форум как завершающее, итоговое мероприятие к 1100-летию принятия ислама собрал гостей из порядка 40 стран мира, гостям также был представлен торжественный концерт, проведенный Республикой Татарстан в Московском Колонном зале.

Финал ХХ Международного конкурса чтецов Корана в соборной мечети Москвы тысячи зрителей посмотрели в самой мечети и десятки тысяч людей в онлайн-трансляции. Они восхищались выступлениями лучших чтецов Корана из мусульманских стран.

Впервые в истории мусульман в центре Москвы, в Центральном государственном музее современной истории России мы провели выставку ислама. Два месяца на стене музея висели огромные афиши-панно «Сады ислама». Это тоже возможность рассказать от нашей религии. На выставке были представлены экспонаты, выполненные по заказу нашего Духовного управления мусульман. Мы смогли привезти сохранившийся в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге Священный Коран – экземпляр Корана, который впервые по велению Екатерины II был напечатан в 1787 году в Санкт-Петербурге. Мы сделали ему реставрацию, изготовили специальный футляр.

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

Нашей гордостью стало открытие памятника правительнице Сююмбике в городе Касимов. Этот памятник вместе с Ханской мечетью и ханскими мавзолеями является важным местом, олицетворяющим татарское наследие этого древнего города. Совместно с Министерством культуры России мы также уже несколько лет ведем работу по реставрации Ханской мечети и мавзолеев в Касимове.

В течение юбилейного года в разных регионах открыли около десятка объектов. Один из них – Исламский духовный центр при мечети в Костроме. Он превратился в большой комплекс. Помог российский бизнесмен Алишер Усманов, от Татарстана через Национальный совет «Милли шура» было выделено 10 млн рублей, за помощь от имени Татарстана выражаем благодарность Рустаму Минниханову, за внимание, за активное участие в открытии центра – Василю Шайхразиеву. В целом заложению основы и строительству новых мечетей, созданию центров религиозного просвещения, возрождению древних памятников мы придаем большое значение. Старинные исторические мечети под эгидой нашего Духовного управления – в Москве, Нижнем Новгороде, Твери, Ярославле, Касимове, вплоть до Читы – все они под присмотром, мы следим, чтобы каждая из них была в порядке, вовремя ремонтировалась и обновлялась.

Фото: © Абдул Фархан / «Татар-информ»

Еще одно меня радует: мы смогли издать книги. В 2022 году особенно активно выходила серия книг «Исламская мысль в России – возрождение и переосмысление». В сборниках «Наследие Мусы Бигиева», «Наследие Ризаэтдина Фахретдина» увидели свет ранее не изученные, не оцененные должным образом произведения наших великих ученых.

Для чего же нужны эти произведения, эти книги? У нас до сих пор существует отношение к исламу как к религии Средневековья. Нам до сих пор не удается раскрыть то, насколько это была прогрессивная религия, хотя наши ученые конца XIX – начала ХХ века оставили довольно много научного наследия, способного показать, доказать эту истину. Наша цель – вернуть это наследие людям и открыть его миру.

Ислам – это не та религия, которая тянет назад, в темные времена истории. Это религия, которая может сосуществовать с другими народами и другими религиями. Это религия, которая говорит: будешь уважать других – и сам заслужишь уважения. Если ислам, находясь в странах с богатыми этническими традициями, начнет призывать их отказаться от этих традиций, то его как религию никто не примет. Ислам говорит: сохраняйте свои традиции и обычаи, но как человек, исповедующий ислам, как мусульманин, обогащайте себя, вбирайте в себя нравственные нормы, исламскую культуру. Если они не противоречат исламу, то сохраняйте свои традиционные ценности. Именно поэтому в Узбекистане свои обычаи, в Казахстане – свои, у татар тоже есть свои этнические ценности, наше национальное наследие… Религия ислам никогда не была против развития культуры. Ислам – это религия высокой культуры, образования, просвещения. С начала Х века и даже раньше именно татары на территории нынешней России стали нацией, на своем примере доказавшей, что ислам – религия прогресса. И если мы поймем это научное наследие, освоим его и возродим наше историческое самосознание – только тогда у нас есть будущее.

Автор: Зиля Мубаракшина, intertat.tatar; перевод с татарского

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2
autoscroll_news_right_240_400_3