news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Рашид КАЛИМУЛЛИН: «Международный фестиваль «Европа-Азия» известен во всем мире»

В агентстве «Татар-информ» состоялась видеоконференция, посвященная VIII международному фестивалю современной музыки «Европа-Азия». Он пройдет в Казани и Елабуге с 19 по 22 октября под девизом «Ритмы мира: из глубины веков в будущее». О предстоящем музыкальном форуме рассказал председатель правления Союза композиторов РТ, народный артист РФ Рашид Калимуллин. Напомним, в фестивале, учрежденном Министерством культуры РТ, Союзом композиторов РТ и Центром современной музыки Софии Губайдулиной (Казань), примут участие 26 гостей из Франции, Швейцарии, Норвегии, Румынии, США, Индии, Китая, Украины, Туркмении и более 50 татарстанских музыкантов.

Известно, что вы один из инициаторов фестиваля «Европа – Азия». С какой целью вы его создавали и оправдались ли ваши надежды?
Р.К.: Еще в молодости я попал в число подающих надежды молодых композиторов Советского Союза. Меня приглашали на разные фестивали, но все началось с моей победы на международном конкурсе в Германии, где я получил первую премию. После этого меня стали еще больше приглашать на разные концерты, фестивали и именно тогда я задумался - а почему у нас в Казани не проводятся подобные мероприятия. Как-то в Нижнем Новгороде мы общались с молодыми композиторами из регионов России и тогда договорились, что каждый попробует в своем городе провести фестиваль. Где-то это получилось, где-то не вышло, но во многих городах сегодня есть фестивали современной музыки, в том числе и Казани. Фестиваль «Европа-Азия» уже известен всему миру, ведь здесь соприкасаются культуры Европы и Азии. Нигде мне ничего подобного не приходилось видеть, а мы это особо отмечаем, ведь Казань находится на стыке двух культур.

Нынешний фестиваль пройдет под девизом «Ритмы мира: из глубины веков в будущее». Почему было решено отдать предпочтение именно музыке для ударных инструментов?
Р.К.: Композиторы отображают тот мир, который окружает их. И мы с организаторами фестиваля одновременно пришли к мысли, что это будут именно ритмы мира. Если говорить об ударных инструментах, то в этом году из Германии приезжает международный коллектив, в котором работают граждане Китая, Швейцарии, Америки, то есть, сейчас это стало даже модно. И это не единственный такой коллектив, который приедет к нам в Казань. Более того, для нас это особенно ценно, ведь мы стремимся к открытости, прозрачности, к тому, чтобы нас знали, знали наших композиторов, а также хотели бы знать, что творится сегодня в музыкальном мире.

По какому принципу вы отбирали участников на фестиваль «Европа-Азия»? На что вы обращали внимание в первую очередь, когда приглашали именитых гостей?
Р.К.: Мы всегда очень тщательно готовимся к этому событию. Переписка с музыкантами у нас длится несколько лет. Уже сегодня мы думаем о следующем фестивале, хотя этот еще даже не начался. Конечно, не все могут по тем или иным причинами приехать в Казань. Не смог в этом году приехать к нам очень известный контрабасист из Лос-Анджелеса, тромбонист из Лондона, который является просто самородком. Надо учитывать, что переезды очень дорогие и, кроме того, бывает несовпадения с гастрольным графиком музыкантов.

Говорят, что вы хотели бы пригласить больше знаменитых музыкантов, но не позволил бюджет фестиваля, каким вы видите выход из данной ситуации?
Р.К.: Конечно, было бы замечательно, если бы у нас были крупные спонсоры, которые бы поддержали нашу инициативу. Все зависит от того, какую позицию занимают крупные коммерческие структуры. К примеру, я знаю, что есть коммерческие банки, которые в Москве спонсируют многие творческие коллективы, в частности, Российский национальный оркестр Михаила Плетнева. У нас тоже есть в Татарстане очень сильные коммерческие структуры, которые могли бы поддержать творческие коллективы. Бывает краткосрочная помощь, а такого, чтобы быть постоянными партнерами фестиваля, такого пока нет. Наверное, должно пройти какое-то время, чтобы руководители коммерческих фирм поняли, что это нужно делать для того, чтобы люди могли прийти на фестиваль и достойно отдохнуть и потом работать хорошо. В этом случае общество не просто будет здоровым, но и люди будут больше работать и у них будет больше денег, будет стимул к жизни, к продвижению вперед.

На фестивале прозвучат новые сочинения татарстанцев, исполняются ли произведения наших композиторов в городах России, за рубежом, пользуются ли они успехом?
Р.К.: Недавно мы направили восемь татарстанских молодых композиторов в Москву, в Дом творчества Союза композиторов России, где с ними занимались опытные педагоги, их работы оценивались специалистами, они слушали работы своих коллег из других городов России и имели не только положительный результат, но и услышали критику в свой адрес. Мне кажется, что это очень хорошо и дает стимул для дальнейшего роста. После окончания консерватории для молодого композитора наступает самый сложный период, то есть, педагога рядом нет и ему нужно адаптироваться уже в той среде, в которой они очутились. Подобные мастер-классы помогают композиторам остаться на плаву, ребята приехали из Москвы окрыленные. Помимо этого, произведения многих наших композиторов постоянно исполняются не только в республике, но и по всей России. Радуюсь, появляется молодое поколение, которое имеет возможность показать свои способности, представить Татарстан за его пределами, а это очень важно.

В этом году вы празднуете свой юбилей, в честь этого уже состоялся концерт в Санкт-Петербурге, хотелось бы услышать о ваших впечатлениях?
Р.К.: Я очень рад, что концерт в Санкт-Петербурге получился. Отрадно, что это была инициатива Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга. Они связались со мной и предложили организовать концерт, позже помощь также оказало в организации мероприятия Министерство культуры РТ. В итоге концерт состоялся. 11 ноября у меня будет еще концерт в Москве, где Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева будет исполнять мою музыку, также будет и мой авторский концерт. Стоит отметить, что в Санкт-Петербурге концертом управлял дирижер из Италии Фабио Мастранжелло. Кстати, мы его пригласили 12 ноября в Набережные Челны, где состоится I фестиваль татарской музыки. Инициатива принадлежит мэру Набережных Челнов Ильдару Халикову, которая была поддержана заместителем Премьер-министра РТ – министром культуры Зилей Валеевой. На фестиваль также приглашен Владимир Спиваков, будет выступать Государственный симфонический оркестр РТ.

Один из концертов в рамках фестиваля «Европа-Азия» будет также посвящен вашему творчеству. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее?
Р.К.: Этот концерт будет особенным, он не будет академическим, мне бы этого хотелось. Ведущий не будет традиционно представлять музыкантов, мы хотим сделать торжество в более «живой» манере, где сами музыканты будут в качестве ведущих и я в том числе. Буду играть для зрителей на ударных инструментах, саксофоне, на конгах, будут и древние австралийские инструменты, с которыми бы я тоже хотел ознакомить ценителей музыки.

Вы собираете коллекцию ударных и духовых музыкальных инструментов, потихоньку осваиваете эти инструменты, часто ли удается играть на них?
Р.К.: На многих инструментах я играю и использую их для своих сочинений. Некоторые из них лежат по несколько лет и ждут своего дня. Мой рабочий кабинет весь увешан ими и это помогает мне войти в образ, то есть они дарят мне вдохновение. Первый инструмент я приобрел еще в советскую эпоху в Индии, когда Союз композиторов СССР организовывал для нас такие поездки. Там я увидел ситар и в него влюбился. Когда я увидел в магазине этот инструмент, даже всех моих денег, которые я выложил за ситар, не хватило, мне сказали, что этого мало. Тогда я отдал свой фотоаппарат, электрическую бритву, свой новый спортивный костюм и в итоге все-таки завладел этим инструментом. Это стало началом моей коллекции. Где бы я ни был, всегда стараюсь приобретать необычные инструменты и друзья, зная, что у меня такое увлечение, сами делают мне такие подарки. Думаю, что в Казани больше такой коллекции нет.

Материал подготовила Люция Камалова

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400