news_header_top
16+
news_header_bot
news_top

Психолог рассказала, как шопоголизм превращается в зависимость

Читайте нас в

Постоянная тяга к покупкам, которая заканчивается пустыми кошельками, долгами и чувством стыда, — это не просто вредная привычка, а настоящая зависимость. Ученые и психологи называют это состояние шопоголизмом и подтверждают, что его механизм очень похож на механизм алкоголизма или наркомании.

Семейный психолог Анастасия Кардиакос в беседе с «Радио 1» объясняет, что все дело в системе вознаграждения нашего мозга. В ее центре находится «прилежащее ядро» — область, которую можно назвать центром удовольствия. Каждая удачная покупка вызывает выброс дофамина — «гормона радости», который дарит нам приятные эмоции. Мозг быстро запоминает этот эффект и начинает требовать новые покупки, чтобы снова его получить. Так формируется замкнутый круг зависимости.

Но почему же тогда один человек может легко удержаться от ненужной траты, а другой — нет? Оказывается, в мозге есть и своего рода «противовес» — зона контроля, которая отвечает за здравый смысл, планирование и ответственность. У шопоголика активность этой зоны снижена, поэтому импульс «купить!» побеждает голос разума, советующий подумать о последствиях.

«В момент покупки тревога временно снижается, что создает порочный круг: мне плохо — я покупаю — мне стало лучше (дофаминовый всплеск) — эффект проходит — мне снова плохо, и я опять покупаю», — отметила Кардиакос.

Она добавила, что логика шопоголизма схожа с зависимостями:

  • нарушение контроля над поведением (частотой, интенсивностью, продолжительностью покупок);
  • рост приоритета поведения до такой степени, что оно вытесняет другие жизненные интересы и повседневные обязанности;
  • после покупки вещь может быть заброшена, даже не распакована;
  • продолжение поведения, несмотря на негативные последствия (долги, конфликты).
news_right_1
news_right_2
news_bot