news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Проецирование правды на полотно: состоялся вернисаж советской фотолегенды Ляли Кузнецовой

Проецирование правды на полотно: состоялся вернисаж советской фотолегенды Ляли Кузнецовой
Автор фото: Рамиль Гали

В Галерее современного искусства Музея ИЗО РТ состоялся вернисаж советской фотолегенды Ляли Кузнецовой. Мастер, первой ставшая популярной в 80-х годах ХХ века далеко за пределами СССР и открывшая казанских фотографов для остального мира, 4 августа отметила свой 75-летний юбилей. К этой дате и приурочена ее персональная выставка «Дорога...».

В нескольких залах второго этажа размещены черно-белые снимки, значительная часть которых — это хорошо узнаваемые среди старшего поколения фотографов серии снимков узбекских, туркменских, одесских цыган. В конце 70-х годов Ляле Кузнецовой удалось запечатлеть один из последних цыганских таборов на территории СССР (в Туркменистане) — так она нашла свою тему и сделала еще не одну цыганскую серию. В кадр попали и цыгане Казани середины 90-х годов минувшего столетия.

К фотоискусству маэстро с женским взглядом, которая в 1980 году на европейском фотобиеннале получила Гран-при города Парижа «За гуманизм в фотоискусстве» и еще множество наград за всю жизнь, выставлялась в США, Германии, Нидерландах, Португалии и т.д., привело личное несчастье. Всерьез уроженка Уральска (Казахстан) и выпускница КАИ взялась за фотокамеру после скоропостижной смерти супруга от лейкемии в 1977 году.

«Я боролась за него год, но в конце концов мне пришлось с этим смириться. И тогда я поняла, что не смогу больше работать в конструкторском бюро „Вакууммаш“. А в студенческие годы я уже немного снимала, чужим фотоаппаратом — соседки по общежитию. Стала экспериментировать со светом обычной настольной лампы и снимать своих девочек, подружек», — поделилась воспоминаниями о начале длинной дороги в фотоискусстве Ляля Кузнецова.

Позже о молодом фотографе рассказали председателю фотоклуба «Волга» Владимиру Богданову и познакомили с ним. Встреча с цыганами произошла на рынке родного города Уральска, куда на лето уезжала Ляля Кузнецова. Там и получила первое разрешение на съемку в таборе от местного барона.

«Потом уже целенаправленно искала цыган. Хотелось знать, что я значу в фотографическом мире, поступила в фотоклуб. Сейчас Живу в Казани, но из дома не выхожу. Поскольку впечатления получаю только из телевизора, теперь уже не снимаю», — с грустью призналась Ляля Кузнецова.

Фотограф Игорь Волков на церемонии открытия выставки подчеркнул, что так, как Ляля Кузнецова, сейчас уже не умеют снимать. Ее видение он назвал проецированием правды на фотографическое полотно.

«Для молодежи это в наше время непонятное искусство, незнакомое. Но это самое важное, самое главное, самое интересное событие в нашей фотографической жизни», — сказал он.

Как и чем является Ляля Кузнецова для казанских авторов, необходимо рассказывать молодежи, поддержал коллегу Валерий Павлов. Юбиляр живет в своих фотографиях, и это отнюдь не только мгновения из жизни цыган.

«По сути она является тем человеком, кто вывез наших авторов за границу. Благодаря ей многие стали известны за рубежом», — акцентировал Валерий Павлов.

Московский галерист Ильдар Галимов отметил, что вернисаж — странное и неподходящее место для выражения любви к легенде фотографии, поскольку это публичное признание в интимных чувствах. Однако Ляля Кузнецова, по его словам, была и остается воплощением французских кинофантазий новой волны.

«Мы давно знакомы. Ляля Кузнецова — это высшая точка в понимании истории, культуры, традиции. И редкий случай, когда она выставляется. До этого ее выставка была лет 10 назад в Москве. Я счастлив, что родина наконец вспомнила о своем герое. Я бесконечно счастлив, что 20 лет нашей жизни все наполнены любовью к тебе», — обратился к юбиляру Галимов.

Председатель Союза фотографов РТ Рамиль Гали вручил советской фотолегенде диплом за выдающийся вклад в фотоискусство.

Выставка будет работать в течение ближайшего месяца.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2