news_header_top
16+
news_header_bot
news_top

<i>Премьера.</i> </br>В Качаловском театре тронулся лед

Читайте нас в

Новый, 219-й сезон в Казанском академическом русском драматическом театре им. Качалова открылся долгожданной премьерой. Зрители увидели спектакль «Великий комбинатор» по культовому произведению Ильфа и Петрова «12 стульев». Сценическая версия романа получилась продолжительной по времени (спектакль с антрактом идет 4 с половиной часа) и неоднозначной.

Если вы помните, события в романе «12 стульев» развиваются стремительно, место действия постоянно меняется. В художественном фильме проблем с частой сменой антуража нет, а вот поставить «экшн» на сцене непросто. Одной из сложнейших задач для режиссера-постановщика спектакля Александра Славутского было передать динамику повествования Ильфа и Петрова…
 
В качестве декораций на сцене Качаловского построили огромный многоуровневый и многослойный забор. Закончился эпизод, поднимается одна из частей забора - и герои уже в другом месте и в другое время. Эта декораторская находка позволила сохранить быстрый темп «12 стульев», однако спектакль все равно получился довольно продолжительным.
Впрочем, четыре с лишним часа из жизни зрителей были потрачены не зря. Как большой поклонник творчества Ильфа и Петрова, могу заметить, что сценическая версия оказалась очень близкой к роману. Хотя казанский Остап Бендер не похож на привычный образ Великого комбинатора, блестяще воплощенный Андреем Мироновым.
 
Бендера в постановке Качаловского сыграл сын главного режиссера Илья Славутский. Он лишен «мироновского» пафоса и лоска. Бендер-Славутский предстает перед зрителями не в белоснежном шарфе, полосатом пиджаке и морской фуражке, а в короткой рубашке, кожаной кепке и сером шарфе. Разница - не только в форме, но и в содержании. Великий комбинатор на сцене Качаловского выглядит не таким остроумным, изящным и беспечным, как в книге и фильмах. Складывается ощущение, что на сына турецко-подданного постоянно что-то давит. И это не жажда бриллиантов, а скорее собственная нереализованность. Из сценической постановки явно видно, что Остап Ибрагимович действительно лишний на празднике советской жизни. От этого он становится нервным, жестким, а где-то по-настоящему злым. Это непривычно, и порой герой Славутского-младшего не то что не вызывает симпатии, а даже отталкивает от себя. Впрочем, Славутский-старший заранее предупреждал, что он хочет сделать спектакль «не для шуток», а серьезную постановку про человека, который растратил свою жизнь по пустякам.
 
На мой взгляд, более убедительным получился Ипполит Воробьянинов в исполнении Михаила Галицкого. Глядя на страдания и лишения предводителя дворянства, ему веришь и сочувствуешь.
 
Вообще в спектакле занята фактически вся труппа театра, а также молодые студенты РАТИ. В постановке массовых сцен тоже есть режиссерские находки. К примеру, завораживает своей красотой танец любителей шахмат в провинциальных Васюках: актеры двигаются, держа в руках шахматные доски с фигурками внутри. Движения сопровождает необычный шумовой эффект.
 
Постановка смотрится на одном дыхании до антракта. А вот после перерыва повествование откровенно затягивается и начинает утомлять. К примеру, непонятно, зачем артисты чуть ли не в каждом эпизоде выстраиваются с чашками в руках в шеренгу, подходят к краю сцены, отпивают воду, одновременно подпрыгивают и возвращаются вглубь помоста. Да и постоянно повторяющаяся музыкальная тема надоедает.
 
В общем и целом спектакль получился больше грустным, нежели смешным. Но такой, похоже, и была задумка режиссера. Остап Бендер в исполнении Ильи Славутского, непохожий на других Бендеров, очень похож на нашего современника. Среди нас также немало людей, у которых есть мечта, сформированная телевидением и рекламой. А когда выясняется, что она недостижима, человеку бывает непросто найти себя в жизни и не обозлиться на весь свет.
 
На премьере интересно было слушать комментарии зрителей в зале по поводу происходящего на сцене. К примеру, сидящая рядом со мной девушка в момент, когда Киса полоснул Бендера ножом по горлу, прошептала: «А мне говорили, что в конце Остап воскреснет». На что ее подруга отпарировала: - «Ты что, дура? Это же не Иисус!».
А у гардероба школьник спросил у своей мамы:
- Почему главные герои вспороли только 3 или 4 стула на глазах у зрителя, а остальные - за сценой?
- Наверное, из-за кризиса. Ведь этот спектакль будут играть не один раз, представляешь, сколько стульев нужно извести…
 
Олег ПЛАТОНОВ

© Редакция приложения к районным и городским газетам РТ. Главный редактор - Ольга Мачнева.

news_right_1
news_right_2
news_bot