news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Премьер-министр РТ предложил пути оптимизации бюджетных учреждений

(Казань, 27 декабря, "Татар-информ", Булат Сруров). "Задача государства - создание конкурентной среды, в том числе и в социальной сфере". Об этом сегодня во время традиционного предновогоднего общения с журналистами заявил Премьер-министр РТ Рустам Минниханов.

Глава республиканского Правительства отметил крайнюю неэффективность сложившейся системы финансирования социальной сферы, когда поддерживается текущая деятельность учреждений образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты, а не происходит оплата конкретных оказанных гражданам услуг. По его мнению, система государственного заказа позволила бы вовлечь в эти отрасли внебюджетные структуры, включая малый бизнес: частные школы, клиники, приюты, которые бы конкурировали с бюджетными организациями. "Если государство хочет поддерживать, к примеру, людей с ограниченными возможностями, то можно адресно выдавать им деньги, чтобы они потом пошли с ними туда, куда захотят, а не куда власти укажут, ведь мы ограничиваем их в правах, а это неправильно", - отметил Премьер-министр РТ.

Обращаясь к представителям средств массовой информации, Рустам Минниханов подчеркнул важность доведения до аудитории информации об объективной необходимости оптимизации сети бюджетных учреждений, в том числе в системе образования. Он сообщил, что удельные расходы на обучение одного школьника в сельских общеобразовательных учреждениях республики разнятся в 5-7 раз - от 10-15 до 100 тысяч рублей в год, при этом качество преподавания оставляет желать лучшего. Рустам Минниханов отметил, что намного эффективнее с точки зрения экономии бюджетных расходов и повышения качества обучения содержать полноценные базовые" школы, в которые ученики из окрестных населенных пунктов ежедневно доставляются школьными автобусами. Рустам Минниханов считает бесперспективным и безнравственным внедрение интернатной системы обучения на селе, когда дети всю неделю проживают в школах и только в выходные разъезжаются по домам и видятся с родителями. В то же время он заверил, что начальные деревенские школы продолжат функционировать независимо от количества обучающихся в них детей, однако часть из них все же может быть объединена "под одной крышей" с детскими садами.

Как отметил Премьер-министр республики, в нынешних условиях заложенные в республиканском и местных бюджетах средства позволяют лишь содержать здания школ, платить зарплату с социальными отчислениями педагогам и обслуживающему персоналу. В результате такого ведомственного финансирования денег на внедрение новых технологий, закупку оборудования и прочие качественные улучшения не остается, подчеркнул он. Выходом из сложившейся ситуации мог бы послужить переход на принцип "деньги следуют за учеником" - тогда даже государственные школы вынуждены будут конкурировать между собой за привлечение в свои стены как можно большего количества обучающихся. Другой предложенный Рустамом Миннихановым вариант повышения эффективности бюджетных расходов на образование - придание школам статуса автономных некоммерческих учреждений (как в Тюменской области) с самостоятельным расчетным счетом, чтобы выделенные из казны средства не "растворялись" в районных отделах образования, а расходовались более рачительно самими директорами.

Глава республиканского Правительства отдельно остановился на проблеме реформирования системы начального и среднего профессионального образования, которая в текущем году обошлась налогоплательщикам республики в 1,3 млрд. рублей. "Мы тратим такую огромную сумму на подготовку кадров, но не знаем, что из этих людей получается. Нужно готовить специалистов, которые нужны экономике, причем на принципах госзаказа", - подчеркнул Рустам Минниханов. По мнению Премьер-министра Татарстана, в республике по пальцам можно пересчитать техникумы и училища, которые дают профессиональные знания и навыки достойного уровня, большинство же подобных учреждений являются "местом пребывания трудных подростков". Реализация решений Правительства РТ по созданию образовательных кластеров (объединяющих в единую цепочку школы, техникумы, вузы и промышленные предприятия соответствующего профиля) должно привести в конечном итоге к тому, что старшеклассник пойдет обучаться на рабочую специальность осознанно, а не потому, что не смог поступить в вуз.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400