news_header_top_970_100
news_header_bot_970_100

Православные празднуют память святителя Стефана, епископа Пермского

Русская православная церковь празднует память святителя Стефана, епископа Пермского.

news_top_970_100
news_left_column_240_400

(Казань, 9 мая, «Татар-информ»). Сегодня Русская православная церковь празднует память святителя Стефана, епископа Пермского.

Святитель Стефан, епископ Великопермский, родился около 1346 года в Великом Устюге, в семье причетчика соборной церкви. Отданный в “научение книжное”, мальчик удивлял своими способностями. Свободное от занятий время он любил посвящать чтению Священного писания. Через год он стал чтецом в соборной церкви.
Как и многие северные русские города, Великий Устюг был в то время богатым торговым городом. Вокруг него в густых лесах были расположены поселения, в которых жили языческие племена зырян, или западных пермяков. Общаясь с зырянами, юный Стефан в совершенстве овладел их языком. К этому времени юноша окончательно решил оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. По благословению Ростовского епископа Парфения, в 1365 году был совершен монашеский постриг молодого послушника с наречением ему имени Стефан.

Стремление просветить светом Христовой истины язычников-зырян, с детства жившее в его сердце, воодушевило святого Стефана на особый подвиг. Он создал для зырян письменность, которой они не имели, в качестве алфавита используя зырянские знаки на дереве, посредством которых охотники вели свою торговлю. С помощью созданной азбуки (состоявшей из 24 букв) святой Стефан перевел на зырянский язык богослужебные книги и частично Священное писание. Осенью 1379 года святой Стефан отправился в Пермскую землю. Пырас (ныне город Котлас) стал первым селением, в котором святой Стефан начал свою проповедь.

Поначалу миссионерство святого Стефана не имело успеха. Но его кротость, терпение и любовь, а также всецелая преданность воле Божией тронули наконец сердца язычников. Покоренные его личностью, убедительностью и простотой доводов в пользу новой веры, почти все жители Пыраса приняли Святое Крещение. За короткое время святой Стефан крестил жителей селений от Пыраса до Усть-Гама и везде ставил кресты и часовни, как самые понятные для новообращенных символы.

Храмы обыкновенно строились святым Стефаном на тех местах, где ранее стояли языческие идолы и кумирни. Святой Стефан украшал их иконами, часть которых была писана им самим. Во всех построенных им храмах богослужение совершалось на зырянском языке. Святой Стефан учил крещеных созданной им грамоте, с помощью которой они читали Евангелие, Псалтирь, Часослов и другие переведенные на зырянский язык книги. При храме Благовещения было учреждено училище, где занимались будущие пастыри-зыряне. По истечении 4 лет миссионерской деятельности иеромонах Стефан отправился в Москву, чтобы решить вопрос о епископе для зырян.

Собор русских архипастырей и великий князь Дмитрий Донской постановили, что первым архиереем новообращенной Пермской земли должен стать сам святой Стефан. Зимой 1383 года во Владимире-на-Клязьме митрополитом Пименом была совершена епископская хиротония святого Стефана.

Богословская образованность Пермского епископа и его выдающиеся личные качества создали ему высокий авторитет в Русской православной церкви. Великие князья и митрополиты часто вызывали его в Москву для совета или участия в церковных соборах. В начале 1396 года святитель Стефан вновь отправился в Москву. Здесь он заболел: здоровье его было подломлено 18-летними изнурительными трудами и подвигами. 26 апреля 1396 года святитель Стефан мирно скончался. Он был погребен в кремлевской великокняжеской обители, в соборе Спаса на Бору. В XVI столетии Русская православная церковь причислила епископа Пермского Стефана к лику святых.
***Ч

news_right_column_240_400
news_bot_970_100