news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

«Помоги банку раскрыть преступление»: как мошенники обманывают жителей Татарстана

Татарстанцы все чаще получают звонки от мошенников и теряют свои деньги. Как жительница Казани отдала 1,7 млн мошенникам из «службы безопасности банка» – в материале ИА «Татар-информ».

«Помоги банку раскрыть преступление»: как мошенники обманывают жителей Татарстана
Фото: pexels.com

Жительницу Казани Светлану Лобанову звонившие убедили в том, что банк нуждается в ее помощи для раскрытия преступления. Так она получила кредит по заявке, которую на самом деле не отправляла, и перевела его мошенникам, которые заверяли, что они из службы безопасности банка.

Все началось с сообщения в мобильном приложении одного из крупнейших банков России, которое Светлана получила в конце мая этого года. В нем было написано, что женщине одобрен кредит на 1,7 млн рублей. 

Фото: архив / Егор Никитин

«Брать деньги и пользоваться кредитом я не собиралась»

«Я была очень удивлена, что мне одобрили кредит на такую большую сумму. На эту карту я получаю зарплату – 19 тысяч рублей. К тому же у меня ипотека в другом банке на сумму более 2 миллионов рублей за квартиру дочки. Мы выплачиваем ее вместе. И вдруг мне одобряют кредит. Но брать деньги и пользоваться кредитом я не собиралась», – рассказывает Светлана.

29 июня 2021 года ей позвонили с незнакомого номера. Мужчина представился сотрудником банка и заявил, что от ее имени поступила заявка на кредит, а также назвал точную сумму, которая была указана в мобильном приложении женщины. Светлане сообщили, что заявка одобрена и она может получить деньги. 

Женщина ответила, что никаких заявок не оставляла, тем более на такие крупные суммы. Тогда сотрудник банка перевел ее на якобы службу безопасности, где с ней начала общаться уже девушка.

Она представилась Анастасией Соболевой и заверила Светлану, что ее обращение не единственное, мол, сотрудников банка подозревают в мошенничестве и сейчас проводится внутренняя проверка. Девушка попросила Светлану приехать в отделение банка, чтобы заблокировать открытый кредитный счет и помочь найти преступников.

«Поэтому у меня не возникло никаких сомнений: раз меня вызывают в реальный офис банка, значит, никаких мошенников тут быть не может. Я взяла паспорт, зарплатную карту и поехала в банк. Девушка сказала, что по инструкции банка класть трубку запрещено – если я отключусь больше чем на три минуты, я буду проходить по делу как соучастник в хищении средств», – вспоминает Светлана.

Кроме того, по словам Светланы, на момент появления кредитного предложения в личном кабинете активно рекламировался пост, что банк просит клиентов помочь в поимке телефонных мошенников. Все это убедило женщину, что ее действительно просят помочь следствию в раскрытии преступления, и она поехала в банк.

«В банке идет расследование, среди подозреваемых – сами сотрудники»

Дорога заняла у Светланы 20-30 минут. Все это время с ней продолжали разговаривать, как она поняла позже, мошенники. Сначала Анастасия из «службы безопасности», а потом позвонил мужчина – представился сотрудником Следственного комитета Аркадием Курсаевым. Он рассказал Светлане, что якобы в этот день в банке похитили крупную сумму денег, идет расследование, а среди подозреваемых – сотрудники самого банка.

Аркадий попросил женщину помочь в раскрытии дела – для этого, заявил мужчина, необходимо следовать инструкциям сотрудника отдела безопасности Анастасии, а на следующий день нужно будет прийти в отделение полиции и дать показания.  

«Я скопировала номер и решила проверить его достоверность. Вбила его в поисковик в интернете, и на первой странице вышло, что этот номер относится к отделению МВД по РТ, и адрес там был тот же, куда меня пригласили на допрос. Это меня дезинформировало, я решила, что это действительно сотрудник МВД, который дал мне четкие указания», – поделилась Светлана.

Дальнейшие инструкции диктовала Анастасия. Она сообщила Светлане: ее задача – войти в банк, не волноваться, взять кредит на полную сумму. В это время будет идти видео- и аудиофиксация, которую в дальнейшем используют в качестве вещественных доказательств в расследовании.

Фото: архив / Рамиль Гали

Женщина должна была получить всю сумму наличными и в этот же день положить все на резервный счет, данные которого ей сообщат, чтобы не начислялись проценты по кредиту. После этого, заверила Анастасия, она выдаст Светлане документ об аннулировании кредита.

Женщина, не подозревая, что все это время с ней общаются мошенники, зашла в банк и направилась за талончиком электронной очереди. Но получить его Светлана не успела – к ней тут же подошла сотрудница банка. Девушка поинтересовалась целью визита клиентки и, узнав, что та хочет взять кредит, пригласила ее к себе в кабинет. 

«Я зашла в кабинет на первом этаже. Хотела закрыть дверь, но она не дала мне это сделать, сказала – оставьте открытой. Мне стало подозрительно: выдают кредит при открытых дверях. Все выглядело как-то наигранно. Я подумала, что действительно сотрудники банка замешаны в каких-то махинациях», – рассказала Светлана.

Все происходило в восьмом часу вечера, банк должен был скоро закрыться, однако оказалось, что оформление кредита занимает не более 10-15 минут. У Светланы попросили только паспорт, никаких вопросов касательно ее платежеспособности, места работы или семейного положения сотрудница банка не задала.  

После того как она вышла из банка, Анастасия, которая все это время оставалась на линии, сообщила: все необходимые записи сделаны, материалы готовятся к передаче в правоохранительные органы.

 «Я готова была реветь, не понимала, что делать»

После этого Светлане заказали такси, и она поехала к банкомату этого же банка, но по другому адресу. Якобы так  нужно сделать, чтобы внести деньги для закрытия кредита, но при этом не вызывать подозрений, ведь идет внутренняя проверка банка. 

Кроме того, ее попросили установить программу Samsung Pay. Оказалось, что она у Светланы уже есть, и она просто вбила туда реквизиты карт, которые ей продиктовала мошенница.

«Я забивала номер, срок действия карты, код безопасности, и у меня в телефоне высвечивались новые карты с моими данными, на них были указаны мои фамилия и имя. Причем почти все карты действовали до 2026 года. Поэтому меня ничего не смутило. Я решила, что на меня действительно открыли карту», – рассказала Светлана.

Фото: архив / Рамиль Гали

Внести всю сумму в одном банкомате женщине не удалось. Сначала закрылся торговый центр, другой банкомат отказался принимать наличные, поскольку был переполнен, в третьем закончилась бумага и не выдавались чеки. Всего Светлана объездила три банкомата, каждый раз ей вызывала такси сотрудница отдела безопасности. 

«У меня уже было крайне нервное состояние, я готова была реветь, не понимала, что делать. То ли отказаться, то ли доделать это все. Но тогда я еще не понимала, что это со мной разговаривают мошенники. Девушка говорила очень вежливо, повторяла, что понимает, какая тяжелая сложилась ситуация, и просила помочь банку раскрыть преступление», – вспоминает женщина.

Когда она, наконец, внесла все деньги на указанные счета, Анастасия вызвала Светлане такси до дома, причем ее адрес она уже знала. Домой женщина вернулась только ближе к часу ночи, а в 8 утра следующего дня ей уже должна была снова позвонить Анастасия, чтобы сообщить, в какое время подъедет курьер и передаст ей комплект документов и новую зарплатную карту.

«Простите» – последнее сообщение от мошенников

С утра Светлана, не дождавшись звонка, позвонила по тому же номеру сама. На этот раз женщина была не одна, домой приехала ее дочь и записала весь разговор на телефон.

На звонок ответил мужской голос, представился начальником отдела безопасности и сообщил, что документы об аннулировании кредита Светланы сейчас на подписании и в скором времени будут направлены ей курьером.

Через какое-то время перезвонила Анастасия, сказала, что курьер подъедет сразу к отделению полиции, куда должна была прийти Светлана для дачи показаний, и там же передаст ей документы. Копию договора она прислала женщине в сообщении.

«Я получила договор и стала проверять данные. Сумма кредита и фамилия, имя были указаны верно, а номер кредитного договора не соответствовал, была опечатка даже в годе – указали 2020-й. Только в этот момент я стала сомневаться. Заподозрила, что я попала в беду и мошенники меня обманули», – поделилась Светлана.

Фото: архив / Михаил Захаров

Затем ей снова позвонил тот же мужской голос и стал невнятно объяснять, что, возможно, утечка данных произошла через другой банк, стал спрашивать данные ее родственников, на что Светлана ответила, что предоставит всю информацию, но только уже в отделении полиции. Трубку тут же положили. С аватарки номера в мессенджере был удален фирменный знак банка, Светлана получила последнее сообщение с текстом «простите», а затем номер стал недоступен.

Женщина обратилась в банк с просьбой заблокировать ее счета, но было уже поздно. Там ее заверили, что сотрудники банка просто выполняли свои функции, а погасить полученный кредит Светлане все же придется, поскольку «банк не предусматривает отсрочку платежа и приостановление начисления процентов и штрафных санкций по кредитным продуктам по изложенным вами обстоятельствам».

«Номера телефонов, с которых осуществляются звонки, банку не принадлежат и работниками банка не используются. Если вы считаете, что в отношении вас были осуществлены мошеннические действия со стороны третьих лиц, рекомендуем обратиться в правоохранительные органы. При поступлении официального запроса из правоохранительных органов по данному факту мы окажем необходимое содействие следствию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации», – было написано в официальном ответе банка.

На официальный запрос ИА «Татар-информ» в банке пояснили: «Если клиент собственноручно и добровольно взял кредит, расторгнуть договор можно после возврата суммы кредита – например, в случае, если правоохранительным органам удастся задержать злоумышленников и изъять похищенные деньги».

Светлана написала заявление в полицию, в настоящее время возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество». Теперь Светлане придется ежемесячно вносить на счет банка 40 тыс. рублей, чтобы избежать штрафных санкций.

«Сам факт выдачи кредита вызывает ряд вопросов»

«Когда ко мне обратилась Светлана, я начала анализировать судебную практику по России и увидела, что было очень много случаев, когда мошенники вынуждали клиентов получать кредиты. Делали они это разными способами, но очень часто причиной возникновения таких ситуаций становилось то, что у мошенников были подробные сведения о клиенте и, используя их, они вводили его в заблуждение», – прокомментировала юрист Светланы Эллина Нафикова.

По словам юриста, сам факт выдачи кредита Светлане вызывает ряд вопросов. Но пытаться его оспорить практически бессмысленно – договор был подписан добровольно, аннулировать кредит банк не станет. Единственное, на что можно претендовать, – убедить банк не начислять проценты и реструктуризировать кредит, чтобы у Светланы была возможность погашать его меньшими платежами. 

Фото: архив / Егор Никитин

«Каким образом ей был одобрен кредит на такую большую сумму? В какой момент? Чем руководствовалась кредитная организация? У Светланы официальный доход очень небольшой, у нее есть дополнительные кредитные обязательства. Она семь с лишним лет будет выплачивать только «тело» кредита, отдавая все свои доходы. А ей кредит дали на 5 лет. Кроме того, каким образом информация об одобренной заявке оказалась у мошенников?» – отметила Нафикова.

По ее словам, в судебной практике есть случаи, когда руководителей различных подразделений банков привлекали к ответственности за выдачу кредитов неплатежеспособным заемщикам.

В банке же сложившуюся ситуацию объяснили следующим образом: «Наши зарплатные клиенты получают максимально возможное предложение банка. Какой именно кредит взять, решает сам клиент. Для многих клиентов зарплата не единственный источник дохода».

Татарстанцы еженедельно отдают мошенникам 30 млн рублей 

По официальнам данным пресс-службы МВД по РТ, еженедельно татарстанцы отдают мошенникам 30 млн рублей. Чаще всего жители Татарстана попадаются на уловки мошенников, когда те звонят от имени банка и предлагают разблокировать карту или вернуть якобы ошибочно начисленный кредит. Кроме того, татарстанцы лишаются своих сбережений, когда вводят данные банковских карт на интернет-сайтах, приобретая тот или иной товар. 

Фото: сайт МВД по РТ

Мобильные сети предоставляют мошенникам особенно широкое поле деятельности. Там им гораздо легче замести следы и избежать ответственности. В сфере мобильной связи интеллект и фантазия мошенников работают на максимальных оборотах.

Поэтому жителям республики необходимо быть крайне осторожными, не доверять звонкам с незнакомых номеров, не вводить свои данные на ненадежных сайтах и не переходить по ссылкам в СМС-сообщениях от неизвестных людей.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2
autoscroll_news_right_240_400_3