news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Персона. Хотиненко пришел в кино… от волнения

На днях стало известно, что председателем жюри VII Казанского международного фестиваля мусульманского кино, который пройдет в сентябре, стал именитый российский режиссер, актёр, сценарист Владимир Хотиненко. В минувший понедельник народный артист России дал в Казани мастер-класс для будущих кинорежиссеров, операторов и сценаристов из разных стран мира, которые собрались в столице Татарстана на летнюю практику.

 

Учиться, учиться и учиться

- Я жду от Казанского фестиваля новых интересных фильмов, хотя, честно признаюсь, ненавижу отбирать картины в различных конкурсах, - сказал Хотиненко студентам.

Продемонстрировав молодежи свою короткометражку «Дорога», где сыграли Гарик Сукачев и певица Евгения Смольянинова, мэтр признался и в том, что не любит работать с непрофессиональными актерами.

- Мне больше нравится иметь дело с ограненными алмазами. Конечно, у Гарика есть харизма, талант, порой творческий потенциал хлещет из него даже с перебором. Но актерского профессионализма ему не хватает, а учиться в его возрасте уже поздно. Понимаете, в чем дело… Если человек хочет с помощью какого-то музыкального инструмента передать свои чувства, ему нужно учиться на нем играть. Если он не овладеет скрипкой, все его душевные позывы уйдут в пустоту. Нам тоже обязательно нужно учиться профессии. Кино - это индустрия, которая без профессионалов просто зачахнет.

Режиссер рассказал, что за время его работы в кино самородков, которым учеба могла бы только помешать, он встречал крайне мало. А вернее, всего одну - это Елизавета Арзамасова, которая впервые сыграла в фильме Хотиненко «Поп» в тринадцатилетнем возрасте и в последней его работе - телесериале «Достоевский».

Хотиненко поведал и о том, как он сам пришел в кинематограф.

- Я родился в небольшом алтайском Славгороде, где был один кинотеатр. И когда в прокат вышел фильм «Человек-амфибия», к кассе было не подступиться, очереди - километровые. У меня был двоюродный брат - известный хулиган на всю округу. Я тогда был маленького роста, так они с друзьями брали меня на руки, раскачивали и с криками «Попробуйте только троньте!» закидывали вглубь очереди. Помню, с каким трепетом я держал в руках эти синие билетики, с каким волнением ждал начала сеанса, просто мурашки по коже… Вот тогда я впервые задумался о кино.

Пьющая Россия - половина правды

В «Дороге» через весь фильм проходит тема алкоголя. После просмотра короткометражки режиссеру задали вопрос, почему он преподнес Россию только как беспробудно пьющую страну, ведь в нашей жизни есть и светлые стороны.

- На это не надо закрывать глаза, - считает Хотиненко. - У меня папа был крепко пьющим человеком, я знаю, что это такое. У нас в Славгороде все пили, обязательно кто-нибудь в семье сидел. К сожалению, в нашей стране много таких уголков. Кстати, на западных кинофестивалях спросом пользуется именно такая Россия. Это превратилось в товар, это покупают, значит, нужно подобное снимать. Конечно, это не вся правда о нашей жизни, но большая ее часть. Еще Тургенев с Достоевским конфликтовали по поводу того, какая Россия - настоящая. Видимо, этот вопрос и сегодня актуален.

У каждого - свой Достоевский

Участники мастер-класса слегка покритиковали режиссера и за сериал «Достоевский», который показали на ТВ в конце мая - дескать, образ писателя получился недостаточно глубоким.

- Я реально много знаю о Достоевском, - без ложной скромности заявил Хотиненко. - Недавно встречался с одним из главных исследователей жизни и творчества писателя, и он признал, что я действительно владею материалом и если что-то сделал не так с исторической точки зрения, то лишь потому, что этого требует телевизионный формат. Мне хотелось показать гения живым человеком, со страстями. Если хотите узнать, какой он мыслитель - открываете книжку - и всё как на ладони. В кино, а особенно на ТВ, этот процесс отобразить очень сложно. Например, Федор Михайлович довольно часто вообще ничего не писал, просто подолгу ходил по комнате и думал. Как прикажете отобразить этот творческий процесс на экране? К тому же у каждого внутри - свой образ Достоевского, на всех не угодишь…

Историю с «Булгарией» лучше не трогать

Ваш корреспондент поинтересовался у Владимира Хотиненко, как ему удается попадать в десятку, подбирая актерский состав для своих фильмов.

- Есть специальный штат людей, которые занимаются кастингом. Мы обсуждаем персонажи и характеры, потом начинается кропотливая работа. Девушки ездят по городам и весям в поисках нужного типажа. Приходится отсматривать чудовищное количество человек, а я уже в Москве отбираю понравившихся кандидатов.

Кстати, мне стало скучно проводить обычный кастинг, всё равно актеры текста не знают, в роль до конца не вникли, поэтому я изобретаю разные формы игр. К примеру, на отборе актеров в картину «72 метра» я придумал игру в фотолабораторию. Они приходят, садятся, я в роли болтливого фотографа начинаю с ними беседовать, а сам в это время наблюдаю. В фильме «Рой» на просмотре я изображал корреспондента, который приехал в деревню разузнать, что здесь случилось (по сюжету картины в семье пчеловодов от неизвестной болезни погибли все пчелы, после этого беды начали происходить и с людьми - один сын спился, другой сошел с ума… - О.П.). Кстати, из подобного кастинга потом можно сделать псевдодокументальный фильм. Когда показываешь эти съемки аудитории, некоторых пронимает до слез.

На вопрос, можно ли на основе реальных трагических событий с теплоходом «Булгария» снять художественный фильм наподобие «72 метров», Хотиненко ответил:

- Конечно, можно. Но пока эту историю лучше не трогать. Раны слишком свежи.

Олег ПЛАТОНОВ


autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2