news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Паритет правых и левых: Казань объединила худгруппировки-антагонисты 20-30-х годов

Паритет правых и левых: Казань объединила худгруппировки-антагонисты 20-30-х годов
Фото: © Рамиль Гали/«Татар-информ»

Живопись, графика, редкие издания и плакаты, скульптура и декоративно-прикладное искусство (большие, покрытые цветной глазурью блюда и другая затейливая посуда) – более 200 работ в пяти залах Национальной художественной галереи «Хазинэ» объединил большой проект «ТатАХРР/ТатЛЕФ: единство и борьба противоположностей».

Открывшаяся выставка, свои материалы для которой, помимо Музея ИЗО РТ, предоставили музей-заповедник «Казанский Кремль», Музейный комплекс города Казани (бывший НКЦ «Казань»), библиотека КФУ имени Лобачевского, приурочена к 100-летию образования двух художественных объединений первых лет Советской власти.

Многие предметы, представленные на выставке, покинули фонды и экспонируются впервые, подчеркнула искусствовед, главный научный сотрудник Музея ИЗО Татарстана Дина Ахметова.

Фото: © Рамиль Гали/«Татар-информ»

«Эта выставка была сложной и организационно, и, конечно, идеологически. Мы создали этот проект, чтобы показать наши фонды и рассказать, что 100 лет назад у нас было очень разнообразное искусство. Что существовала и другая сторона художественной жизни, помимо популярного в последние годы авангарда. Был ещё и реализм. Здесь вы увидите паритет двух художественных объединений – правых и левых. Точкой схождения этих сил были архитектурно-художественные мастерские, в которых работали художники. На нашей выставке представлены конкурсные темы, которые так себе представляли ученики этих мастерских. Это проект, где правые существуют вместе с левыми, как они и существовали вместе, хоть и противостоя друг другу, в одном времени и пространстве», – сказала Ахметова.

ТатАХРР – Татарский филиал Ассоциации художников революционной России и ТатЛЕФ – Татарское отделение Левого фронта искусства. Они были антагонистами по идеологии и художественным принципам, поначалу противостояли друг другу, но постепенно различия были нивелированы, а в 1935 году, ТатАХРР стал ядром единого Союза художников ТАССР.

«Когда выносятся такие неизвестные работы, маленькие листки, небольшие акварели или графика, это расширяет знания о наших художниках. В интерьерах выставки сегодня началась одноименная конференция, на которой выяснилось, что многие художники мыслили параллельно независимо от того, в какой художественной группировке они состояли. Они задумывались, как принять и развивать новую жизнь, новое искусство. Некоторые пошли на компромисс своим взглядам – переходили из одной группировки в другую. К 30-м годам новаторское направление оказалось под прессом – многие художники перешли к тому, что диктовалось новой государственной идеологией. Но я хочу подчеркнуть, что то их новаторское искусство является предтечей дизайна в нашей республике», – сказала доктор искусствоведения, заслуженный деятель науки Республики Татарстан Гузель Валеева-Сулейманова.

Фото: © Рамиль Гали/«Татар-информ»

Многие из художников, чьи работы представлены на выставке (а среди них и Родченко, Маяковский, Радимов, Котов, Модоров, Кацман, Машков, Куприн, Рождественский), учились в Казани, но после стали частью истории других городов, республик и даже стран, подчеркнула художник-график Ольга Улемнова.

«На этой выставке собраны работы не только казанского периода, но и послеказанского. Эту выставку невозможно за один раз посмотреть. Нужно приходить, и смотреть, и наслаждаться, и размышлять. Обратите внимание: здесь представлено и много фотографий, которые создают настроение, атмосферу 20-30-х годов прошлого века, и в то же время это информативная часть», – отметила Улемнова.

Выставку «ТатАХРР/ТатЛЕФ: единство и борьба противоположностей» можно будет посетить до 25 февраля.

Фоторепортаж: Рамиль Гали
autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2