Память//ТАТАРЫ НА ВОЙНЕ//20 мая, №17
В одном из боев, а именно 29 января 1943 года, получил три тяжелых ранения. Как оказалось, из бойцов я остался в живых один. Отвезти в санчасть было некому, поэтому меня оставили в блиндаже командира полка.
С нетерпением стал ждать так называемого «санитарного часа», когда перед рассветом прекращается стрельба с обеих сторон и начинается подбор раненых. Вот в тишине слышу скрип полозьев саней и фырканье лошади и ругань на чисто татарском языке и изо всех сил кричу: «Абы! Пожалуйста, вытащите меня из этой могилы!»
Солдат трофейной команды вытащил меня полуживого из глубокого блиндажа. Сгреб меня в охапку и на сани. Благодаря ему я и остался жив.
Вторая памятная встреча с бойцом-татарином состоялась в Ленинградском госпитале. После двух тяжелых ранений в левую ногу у меня началась коварная гангрена. Приговор докторов: «Ампутация!» Мне всего восемнадцать. Да вдобавок разбито левое плечо. Как говорится, полчеловека! Рядом со мной в палате лежит пожилой татарин из Ленинграда, у которого ампутировали ногу под колено, но руки целы.
Он мне по-родственному дает совет: «Парень! Они же имеют право ампутировать, когда положение смертельное. Есть только один выход – написать рапорт тов.Сталину, что ты категорически против ампутации – не хочешь стать обузой для общества!» Он за меня написал два экземпляра письма Сталину. Одно, на всякий случай, положили под мою подушку. На утро за мной пришел начальник госпиталя с двумя медбратьями, чтобы унести в операционную. Мой сосед им и говорит: «Товарищ начальник госпиталя! Он грамотный парень, написал рапорт товарищу Сталину, что категорически против ампутации, ведь у него и плечо разбито – чем же он будет держать костыли?» И показывает ему копию письма. Начальник госпиталя, старший доктор в пенсне: «Как? Самому Сталину?! - и разразился матерной бранью. - «Дурак, мальчишка, ведь ты умрешь!..» И ушел.
Гангрена давала о себе знать каждую минуту. Я даже побывал в палате «смертников». Полгода пролежал в разных госпиталях. Но переборол смерть и остался со своей ногой, хотя навечно инвалидом.
Здесь следует упомянуть и бывшего начальника разведки дивизии Семена Ларина. На одном совещании он сказал: «Ребята! У меня в разведке были одни татары и башкиры. Они даже «наркомовскую» не пили, не курили. Самый честный народ, с ними можно идти в разведку». Кстати, Ларин неплохо владел и татарским языком.
Однако случалось на войне и такое . Это было осенью 1942 года. Наша часть дислоцировалась на станции Вонгуда Архангельской области на охрану единственной железной дороги в тундре, по которой к нам поступала помощь от союзников.
В одну из ночей на станцию привезли лошадей из Монголии. В нашу казарму, где расположились на ночлег разведчики полка, буквально врывается старший сержант Федоров и прямо кидается на меня: «Татарин, вставай! Ты из деревни – поедешь на станцию принимать лошадей».
Я ему: «Пусть принимают разведчики конной разведки. Почему я должен? Я - пешая разведка». Он мне: «Они боятся лошадей...… Вставай, тебе говорят, татарин, сейчас же!»
Это обращение оскорбило меня до глубины души ! «Для вас я - красноармеец Мухибуллин, и не буду выполнять ваше распоряжение. Товарищи, будьте свидетелями...…»
На другое утро командир отделения повел меня на гауптвахту. По дороге нас встретил комиссар полка Алленых и вызвал на собеседование.
Мы заходим к нему, и тут же я задаю вопрос:
-Товарищ комиссар! Скажите, пожалуйста, товарищ Сталин какой национальности?
- Какое отношение к этому делу имеет национальность товарища Сталина?
- Прямое. Нас учили, что он - не русский, а грузин. Товарищ старший сержант при всех оскорбил меня, назвав татарином.
Комиссар поддержал меня, а вечером собрал наш взвод у политрука разведвзвода:
- Товарищ Рычев! Как Вы допустили, что у вас оскорбляют разведчиков по национальности. Разве непонятно, что дружба народов – это основа для победы над врагом. Я назначаю Мухибуллина своим внештатным пропагандистом, он грамотнее Вас.
Когда я посещал Музеи обороны в городах Бишкек и Ереван, обратил внимание на приведенные данные о числе Героев Советского Союза по национальностям: после русских, украинцев и белорусов татары занимают четвертое место. Это свидетельство о роли татарского народа в Великой Отечественной войне.
Нагим Мухибуллин