news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Память//"ЛУННЫЙ СВЕТ В НОЧИ"//26 февраля, №7

1997 год, 15 мая. В научном совете по защите докторских и кандидатских диссертаций при историческом факультете КГУ идет защита диссертации на татарском языке.

19,58 Kb

Для татарской национальной интеллигенции, всегда «второсортной» и жившей на птичьих правах, это событие становится настоящей сенсацией. Тема же диссертации более чем серьезная - «Садри Максуди в истории татарского народа начала XX века».

Это известие мгновенно облетает всю Казань, заставляя людей удивляться и восхищаться мужеством автора. Для тех же, кто знал Фариду Гаффарову лично, для знакомых и близких это событие было в порядке вещей. Потому что поступить иначе ей не позволяли ни ее воспитание, ни ее жизненные принципы...

Если говорить о ее биографии словами официальными, то цепочка выстроится следующим образом: Фарида Гаффарова окончила историко-филологический факультет Казанского государственного университета, работала научным сотрудником в ИЯЛИ, потом старшим научным сотрудником в Институте истории им. Ш.Марджани. Она автор четырех научных работ, около ста научных и научно-популярных статей.

Но вспомним слова доктора философских наук Фарита Солтанова, который назвал ее лунным светом в ночи. Ее ранний уход из жизни стал для всех неожиданностью, научный и общественный мир татарского народа потерял свою звездочку. Непроходящая боль утраты заставляет говорить об этом удивительном человеке снова и снова.  

Передо мной лежит последний труд Фариды Гаффаровой, ее книга «Звезда» Максуди», посвященная творчеству известного научного деятеля, журналиста, общественного деятеля, редактора газеты «Йолдыз», оставившего глубокий след в национальной, культурной и общественной жизни татарского народа Ахметхади Максуди. Она долго и кропотливо работала над книгой,  шаг за шагом идя к своей цели. Но судьба распоряжается иначе, Фарида ханум покидает этот мир, так и не увидев конечный результат многих лет своей работы. Так, презентация книги, прошедшей в стенах института истории, где собрались коллеги, друзья и родные Фариды ханум, плавно перешла в вечер памяти и воспоминаний о ее авторе.

Наука не сразу привлекает ее, вспоминают сокурсники. А вот что сказал куратор их группы студенческих лет: «Рано выйдя замуж, Фарида, прекрасная мать и жена, полностью посвящает себя семье, мужу и детям. Только по истечении долгого времени, она ступает в мир науки, и тут же «взахлеб», усердно начинает работать. Фарида была подобна вспыхнувшей звезде, когда начинала свою научную деятельность. Спешка чувствовалась во всем, будто она что-то предчувствовала, боясь не успеть завершить начатое до конца. Работая, не зная ни дня, ни ночи, забыв про еду и сон, она хотела успеть выпустить книгу. Как бы не переживала и не горела она в душе, на ее лице всегда была улыбка. Такой и останется она в наших сердцах».

Она начала работу с творчества Садри Максуди. При сборе материалов о нем и его газете, исчерпывает все имеющиеся источники в Казани, и далее уже отправляется в Турцию. Там Фарида Юлдашевна находит личный архив ученого, знакомится с близкими и дальними его родственниками, пересматривает все источники, всю информацию, что сохранилась у них. О том, что этот ее труд внес неоценимый вклад в национальную науку, не раз подчеркивалось во время презентации.  

В период 60-70-х годов говорить о Садри и Хади Максуди особо не разрешалось. И сегодня все еще мало кто знает о них. А ведь Садри Максуди был исключительной личностью: он - политический деятель, историк, лингвист, правовед и один из лидеров татарского национально-освободительного движения. И мало кому известно, что он был автором проекта Конституции соединенных штатов Европы!

Что касается Хади Максуди, Фариде Гаффаровой удалось найти его рукописи философского характера, написанные им в тюрме после революции. Эти труды, объемом в 300-400 страниц, основаны на традициях таких известных деятелей, как Аль Фараби, Ибн Синна. Институт в последующем планирует их издание. 

Необходимо отметить и тот факт, что Фарида Юлдашевна работала исключительно с первоисточниками, что требует большего внимания, терпения, времени. Не ограничиваясь только научной работой, она посредством статей, лекций, докладов старалась донести свои труды до широкого круга читателей. Такие факты характеризуют ее как исключительно высокого профессионала.

Делясь воспоминаниями о Фариде Гаффаровой, друзья подчеркивали ее чувство национального самосознания, которое было очень сильно. Она боролась за свою нацию, за идеи независимости. Татарский народ силен именно такими личностями, сильными и твердыми духом, говорит председатель Татарского общественного центра Талгат Бареев. И  то, что Фарида Гаффарова ушла от нас в День Памяти, имеет свое символичное значение... В тот день она стояла с непокрытой головой, несмотря на то, что был осенний морозный день и дул пронизывающий ветер. Но не это ее беспокоило. На майдане в день, когда весь татарский народ должен почтить память своих предков, павших при взятии Казани Иваном Грозным, собралось не так уж много людей. Ее сердце болело за свой народ, на душе было холодно от людского безразличия и беспамятства.

Тем и отличалась Фарида от других: она искренне переживала, беспокоилась за все происходящее вокруг. Не любила, когда татарскую речь насыщали словами из русского языка. В таких случаях всегда поправляла собеседника, могла даже поругать. Она боролась за чистоту языка, старалась в окружающих ее людях, будь то аспиранты или коллеги, воспитать чувство национального самосознания.

И вот эта светлая женщина, небезразличная к происходящему в современном мире, к своему народу, достойна того,  что татарский народ ее не забудет, оценив в полной мере ее огромный вклад в национальную науку.

Фарида Гаффарова вернулась к нам в своих книгах. И мы надеемся, что ее работа будет продолжена.  

Фарида ГИБАДУЛЛИНА 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400