news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Память//КТО ВОДРУЖАЛ ЗНАМЯ ПОБЕДЫ//1 июня, №19

знамя победы:глазами и  устами очевидца и участника 

В 2001 году вышла в свет интересная книга непосредственного участника водружения Знамени Победы М.Минина «Трудные дороги к Победе». Он - сам участник, очевидец и свидетель событий,  впервые рассказал много новых и любопытных  деталей.

Представьте конец апреля 1945 года. 136-я Армейская пушечная артиллерийская бригада в те дни поддерживала наступление 79-го стрелкового корпуса.  М.Минин  пишет, что в части разнеслась весть о формировании командованием и политотделом 79-го стрелкового корпуса добровольческой штурмовой группы, на которую возлагается важнейшая задача - водрузить Знамя Победы над рейхстагом. Сержанту Минину  тоже захотелось войти в эту группу. Но, оказывается,  она уже была укомплектована лучшими из лучших в составе трех человек - старших сержантов  Гази Загитова, Алексея Боброва и Александра Лисименко. Старшим группы  был назначен Гази Загитов, ему же было вручено красное полотнище, которое в случае водружения его над рейхстагом должно было стать Знаменем Победы. Минина дополнительно включили в эту группу. По его словам, всех, кто был включен в группу для штурма  рейхстага, боевые друзья окружили заботой и вниманием: предлагали личное холодное оружие, трофейные пистолеты, помогали чистить их автоматы, отдавали свои индивидуальные перевязочные пакеты.

Ночь перед  штурмом группа разведчиков провела в известной тюрьме Моабит, где со своими товарищами томился татарский поэт Муса Джалиль.  В конце апреля 1945 года в  здании этой  тюрьмы расположился командный пункт 79-го корпуса.   Момент водружения Знамени Победы М.Минин описывает  так:  «Один за другим вчетвером лезем по цепи наверх. Как всегда,  впереди Загитов, а за ним - я со знаменем. Чтобы удобнее  было  лезть, «древко» (это была тонкостенная металлическая трубка, вырванная со стены - Р.Т.), я держал в зубах, автомат за спиной, а в правой руке - пистолет. Метра четыре лезли по цепи, пока не достигли слухового окна, через которое и выбрались на крышу (рейхстага - Р.Т.).  Вблизи в темноте еле  виднелся силуэт небольшой башни, к которой я и Загитов стали прикреплять Красное Знамя. Вдруг  на фоне огненного зарева от разорвавшейся на крыше снаряда А.Лисименко заметил наш дневной ориентир - Богиню победы, как тогда мы называли скульптурную группу.

Несмотря на артиллерийский обстрел, решили водрузить Красное Знамя именно наверху этой скульптуры. Здесь же на крыше в темноте я почти наугад написал на полотне знамени свое имя и имена товарищей - Боброва, Загитова и Лисименко, водрузивших первое Знамя Победы наверху рейхстага 30 апреля 1945 года в 22  часа 40 минут по местному времени».

Многолетние усилия ветеранов 136-й Армейской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова Режицкой пушечной бригады не пропали даром. Многие музеи страны, связанные с  памятью о  Великой Отечественной войне, наряду со стендами, посвященными Егорову и Кантария, стали помещать материалы, рассказывающие о группе капитана Макова. Сейчас  уже документально доказано, что первыми Красное Знамя, врученное штабом 79—го стрелкового корпуса З-й Ударной Армии, водрузили над рейхстагом воины штурмовой группы капитана В. Макова в составе артиллеристов-разведчиков старших сержантов Г. Загитова, Д. Лисименко, А. Боброва и сержанта  М. Минина. Татарам приятно, что старшим  группы, на которую возлагалась высокая миссия - поставить последнюю точку в самой жестокой кровопролитной битве в истории человечества, был назначен их земляк. Символично, что Знамя Победы подняли татарин и  русский.  Символично потому, что в истории России не было победоносных войн,   в которые свою весомую лепту не внесли бы и татары.

Чего до сих не удалось  достичь ветеранам, борющимся за правду?  Им и всем нам, историкам, писателям, журналистам,  не  удалось еще  склонить  правительство к тому, чтобы оно прислушалось к мнению ветеранов Великой Отечественной войны и к выводам военных ученых-историков и хотя бы с запозданием присвоить воинам группы Макова звания Героев  России. Истинные герои штурма рейхстага должны получить  заслуженную оценку их высокого подвига.

Татарский народ, внесший большую лепту в дело Победы,  выдвинул из своих рядов более сотни  Героев Советского Союза.  Есть среди  них  знаковые фигуры, одним из которых в случае присвоения ему  высокого звания Героя России мог бы стать  Гази Загитов,  который в последние дни войны вместе со своими боевыми друзьями поставил последнюю символическую точку в истории Великой Отечественной войны, водрузив Знамя Победы над  пылающим рейхстагом.

Татарская общественность, мы, татарские журналисты,  постоянно должны помнить, кто водружал Знамя Победы, писать об этом в своих статьях,  напоминать молодежи на мероприятиях, посвященных войне.  В конце концов, справедливость должна быть восстановлена в полной мере, а истинные герои  Маков, Загитов, Бобров, Лисименко, Минин — должны получить высокие,  заслуженные ими звания Героев Советского Союза.

Рахим ТЕЛЯШОВ

Санкт-Петербург

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100