news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Память //АХМЕТСАФА ИЗ КАРГАЛЫ//10 сентября, №32

Известная в Оренбургской области женщина – Мадина Рахимкулова, член Географического общества России, автор многих книг об Оренбурге, особенно “Медресе “Хусаиния” в Оренбурге”, неоднократно говорила мне, что из Каргалы вышло 500 светлых голов. Кстати, она прекрасно знала Каргалу (теперь Татарская Каргала) и писала статьи о ней. Подтверждением ее слов может стать жизнь одного из умнейших голов – выходца из Каргалы Ахметсафы Мустафовича Давлетьярова, который благодаря своему трудолюбию смог стать крупным государственным деятелем России.

Ахметсафа Давлетьяров родился 12 июня 1905 года в Каргале (Сентовский посад – пригород Оренбурга) третьим ребенком в многодетной бедной семье. Отец его Мустафа имел клочок земли, им и кормилась семья. Ахметсафа рос смышленым, трудолюбивым мальчиком и с детских лет помогал отцу по хозяйству.

Октябрьская революция 1917 года и установление Советской власти были торжественно встречены тысячной каргалинской беднотой, среди них был и Ахметсафа. Он и его близкие товарищи вступили в ряды ВЛПСМ. Можно сказать, что Ахметсафа Давлетьяров был одним из первых вожаков комсомольцев, организатором комсомольской ячейки в Каргале.

Он - ярый сторонник и поборник Советской власти. По его инициативе и с помощью близких по духу товарищей была создана Комсомольско-молодежная сапожная мастерская. Она стала не только производственным центром, но и центром притяжения к культуре, самообразованию молодежи, как бы дискуссионным кружком. Эта мастерская послужила толчком к становлению и укреплению Советской власти в Каргале. Другим ярким примером активности передовой молодежи Каргалы является создание Части особого назначения (ЧОН). В 1918-1919 годы в Оренбургской губернии, а особенно в Оренбурге, свирепствовала дутовщина, временами устраивавшая налеты на Каргалу. Боевая организация в главе с Ахметсафа Давлетьяровым давала отпор врагам, стоя на страже спокойной жизни каргалинцев. В эти тревожные годы в Каргале свирепствовали голод, тиф, засуха.

Ахметсафа после учебы в родной школе, осенью 1921 года поступает в институт. Здесь необходимо сделать некоторое разъяснение. Медресе “Хусаиния” было создано в 1889 году братьями-миллионерами, купцами 1-ой гильдии Ахмад баем, Махмут баем и Гани баем Хусаиновыми. На ее материальной базе в Оренбурге были созданы четыре национальные школы высшего типа: Башкирский, Восточный, Казахский и Татарский институты.

В один из них, Татарский институт народного образования и поступают Ахметсафа Давлетъяров, Саттар Ижбулдин и некоторые другие каргалинцы. Здесь была возможность встретиться со многими участниками Гражданской войны. Ахметсафа, несмотря на свою молодость, показал себя активным общественником. Его избирают в профсоюзный комитет, где он возглавляет хозяйственный сектор, ведет политико-массовую работу.

Ахметсафа не оставался простым студентом, а был боевым организатором больших и малых общественных дел. Он выступал активным членом агитационной бригады, читал лекции в подшефном лесопильном заводе “Орлес”. Благодаря этому знакомству с заводом, удавалось обеспечивать некоторые детские сады города Оренбурга дровами на зимний период. Это уже был практический шаг в его бурной деятельности.

Ахметсафа Давлетъяров в период учебы заимел многих верных товарищей. Среди них Саттар Ижбулдин, Гайша Мухамадиев, Фатых Исхаков, Зиннат и Хамид Абдурашитовы. Эта группа молодых людей давала определенный толчок развитию общественной жизни института. К дружной компании принадлежал и Муса Залилов (Муса Джалиль). Студент Татарского института народного образования Г.Надыров в своих воспоминаниях пишет, что Ахметсафа с особым вниманием относился к детям, любил проводить для них праздничные вечера. В литературе не раз встречался такой факт. “Однажды Давлетьяров, Ижбулдин и Джалиль приехали в Каргалы, где втроем поставили написанный Мусой детский спектакль “Варенье”. Это событие надолго осталось в памяти детей”.

Летом 1925 года А.Давлетьяров направляется на партийную работу в Среднюю Азию. Он руководит отделом информации и статистики Хивинского окружного КП (б) Узбекистана, затем работает в орготделе, преподает на курсах партийных и советских кадров. В 1927 году возвращается в Казань на учебу в Татарский коммунистический университет, который окончил в 1930 году.

В январе этого же года Татарский обком партии направил группу коммунистов на работу в деревню. Среди них был и Ахметсафа. Он приехал в Мензелинский район, где был организатором и лектором на партийных курсах, также участвовал в выездах в деревни, выступал с докладами.

20 марта 1930 года в Мензелинске проходит партийная конференция. Его избирают в состав пленума, и он становится членом бюро и заведующим отделом культурно-просветительской работы.

В 1930 году город Мензелинск становится районным центром, местные товарищи просят оставить Ахметсафа Давлетьярова в аппарате райкома. Татарский областной комитет партии отзывает его в Казань и назначает его на научно-преподавательскую работу в Татарский коммунистический университет. Здесь он читает лекции и ведет семинарские занятия.

Он в совершенстве владел татарским литературным и русским языками – показатель его даровитости и духовного богатства. В Оренбурге, да и в области, таких товарищей теперь не встретишь. В 1933 году в связи с организацией при МТС (машинно-тракторная станция) политотделов, Ахметсафа Давлетьяров переходит на партийную работу по собственному желанию. Через три года он становится секретарем Кзыл-Юлдузского райкома партии. С января 1936 года редактором Татарского государственного издательства, затем редактором газеты “Кзыл Татарстан”. В 1937 году Давлетьяров был выдвинут на пост председателя Совнаркома Татарской АССР. А в мае 1938 года он был репрессирован и 9 мая расстрелян.

Его жена Рабига Сарымсакова в 1923 году работала секретарем комсомольской ячейки в Каргале, а в 1943 году она погибла в Мордовии при лесозаготовке.

12 июня 2005 года исполнилось 100 лет со дня рождения нашего замечательного земляка.

Кого более подробно интересует жизненный путь Ахметсафа Мустафовича Давлетьярова, можно прочесть в историческом очерке “Ќаек буе – яу ќире” (“Берега Урала – места боев”) и роман “Саташып аткан таћћ” (“Мнимый рассвет”), напечатанные в журнале “Казан утлары”.

Фарих Бектемиров

Оренбург

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2