news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Отрезали от мира: жители Ютазинского района возмущены закрытием моста через Ик

В середине февраля из-за аварийного состояния был закрыт мост через реку Ик, через которую проходит граница между Татарстаном и Башкортостаном. Сотни жителей поселка Уруссу вынуждены добираться на работу и учебу по объездной дороге, которая в два раза длиннее и опаснее привычной.

Отрезали от мира: жители Ютазинского района возмущены закрытием моста через Ик
Фото: соцсети / intertat.tatar

Жители поселка считают, что их проблемы не интересуют ни Башкортостан, на чьем балансе находится мост, ни родной Татарстан, который не озаботился решением проблемы еще до закрытия моста. В интернете жители Ютазинского района создали сообщество, где выражают недовольство сложившейся ситуацией и делятся новостями. Каким образом власти Татарстана и Башкортостана собираются решить проблему? Корреспондент «Татар-информа» разбиралась в ситуации.

«Строили немцы, только поэтому устоял»

Автомобильный мост, соединяющий две республики, был построен еще в 40-х годах прошлого столетия. В некоторых источниках год строительства указывается как 1948-й. Жительница поселка Уруссу Елена Акимченкова в своих воспоминаниях отмечает, что мост был возведен в 1944 году немецкими пленными:

«Через реку Ик в те годы были построены два моста. Строительством обоих руководил опытный Лев Олифер. В те времена в газете “Труд” писали: “Самым длинным мостом в мире можно считать мост, пересекающий небольшую степную реку у города Октябрьска”. Естественно, это шутка, связанная с тем, что между Татарстаном и Башкортостаном два часа разницы во времени.

Фото: соцсети / intertat.tatar

С момента возведения мост ни разу не видел капитального ремонта. Так, построенный немецкими пленными мост около 80 лет выполняет свою функцию. “Это потому что немцы построили, строили бы наши, долго не простоял бы”, – шутят иногда местные. И вот, отслужив почти век, мост, наконец, пришел в аварийное состояние. Его на протяжении последних лет несколько раз закрывали, но открывали снова, пока в феврале нынешнего года этот мост, соединяющий татарстанский поселок Уруссу и башкортостанский город Октябрьский, не закрыли окончательно».

Многие жители Ютазинского района на работу ездят в Башкортостан, поскольку в самом районе работы нет. Молодежь учится в Октябрьске или Туймазах. Теперь все они вынуждены добираться по другой дороге, которая в два раза длиннее. По мосту через Ик дорога до Октябрьска выходит 15 километров, а объездной путь через деревню Дым-Тамак – около 30 километров. Кроме того, часть этого пути пролегает через загруженную и опасную федеральную трассу М5.

От безысходности люди своими силами расчистили еще одну дорогу, но она также находится в аварийном состоянии. Эту дорогу люди называют «Тракторной». Ездить по ней можно только в сухую погоду, в межсезонье и дожди она тоже приходит в непригодное состояние.

Фото: соцсети / intertat.tatar

Таким образом, решением властей мост в Башкортостан был закрыт, и жителям не предложили никакой альтернативы. Люди вынуждены тратить в два раза больше времени, а также денег на горючее, преодолевая расстояние до Октябрьска по объездным, не приспособленным дорогам, рискуя жизнью, выезжая на оживленную и перегруженную трассу. Жители возмущены и закрытием моста, и бездействием властей.

«Мост находится в ведении Башкортостана, но он больше нужен нам, тем, кто живет у границы Татарстана», – говорит Ирина Мезенцева. – Ездить по мосту опасно. По-моему, его закрыли навсегда. Нужен не только ремонт, надо строить новый мост, но его сейчас никто строить не будет. Люди, как могут, сокращают свой путь. Главное, чтобы было без жертв.

Фото: соцсети / intertat.tatar

Я сама тоже работаю в Октябрьске. Но у меня сменная работа – сутки через трое. Я еще не так сильно мучилась. Но есть такие, кто ездит пять дней в неделю, два раза в день. Им, наверное, хорошо бьет по карману».

«Семь лет назад это мост уже закрывали. Я тогда ездил на работу в Туймазы. После этого пришлось уйти с работы, потому что по деньгам сильно ударило. За семь лет, наверное, и новый мост можно было построить? Депутаты с трибуны заявляют: “Все во благо народа!” Покажите! Где же оно? Для тех, кто живет в Ютазинском районе, этот мост – головная боль», – такой пост отчаяния оставил житель района, который захотел остаться анонимным.

Фото: соцсети / intertat.tatar

«Мост стал пешеходным»

Раньше между городом Октябрьский и поселком Уруссу ходили маршрутные автобусы. После закрытия моста они тоже остановились. Единственное средство передвижения – это такси или же личное авто.

Такси отправляется в Октябрьский только при полном салоне, поэтому приходится ждать, пока наберется нужное количество пассажиров. Раньше одно место в такси стоило 60 рублей, теперь берут по 120 рублей. Студентам только дорога из дома и обратно выходит в 240 рублей в день.

«На медицинские анализы, обследования мы ездим в Октябрьский, у нас таких медцентров нет. Нам ближе и дешевле ездить в Октябрьский, чем в Казань. Туда мы тратим 900 рублей только в одну сторону. С закрытием моста условия для людей стали еще хуже», – делится переживаниями Нурия Тимерзянова.

Люди вынуждены оставлять свои машины у моста и пешком преодолевать 1 километр дороги, переправляясь по мосту на другой берег. На башкирской стороне их поджидает машина или же ловят попутку. Через интернет договариваются, находят машину или же попутчиков. После работы все повторяется, но уже в обратном порядке: попутка, проход через мост и остальная часть дороги – на своей машине. С двух сторон реки стоят длинные ряды автомобилей, а сам мост, который еще недавно был оживленной транспортной артерией между республиками, теперь и в шутку, и с грустью называют «пешеходным».

Фото: соцсети / intertat.tatar

«Я на работу ездил на машине. Теперь машину в половине пятого утра оставляю у моста и бегу на работу. До пенсии осталось 10 месяцев. Что делать, работать же надо. И зарплата у меня всего 12 тысяч. По той объездной дороге ездить не могу. И бензина надо много, и боюсь выезжать на трассу, очень много аварий с фурами.

Сейчас на этом “пешеходном” мосту развелось бесхозных собак. Однажды еле спаслась. Ношу с собой газовый баллончик. Но даже он не поможет, надо брать еще и электрошокер», – рассказывает Альмира апа.

Недовольные закрытием моста и отсутствием видимых признаков стремления властей решить проблему, жители Ютазинского района в мессенджере объединились в сообщество, в котором сейчас около 800 человек.

«Нет работы, учебных заведений, нет врачей, еще и мост закрыли»

Закрытие моста обнажило множество проблем, с которыми сталкиваются жители этого приграничного района Татарстана. Это и отсутствие работы, из-за чего люди ездят работать аж в другую республику, тратя немалое количество времени и денег на дорогу. Вторая проблема – неразвитая инфраструктура в целом. В Ютазинском районе нет крупных торговых центров, супермаркетов, медицинских центров, развлекательных комплексов. Есть и нехватка учебных заведений, где молодые жители района могли бы получить профессиональное образование. В Ютазах всего одно училище (филиал Бугульминского аграрного колледжа. – Ред.), а в Октябрьске – нефтяной техникум, филиал Уфимского нефтяного института, строительный, экономический, музыкальный колледжи (для сравнения: население поселка городского типа Уруссу – 10 тыс. человек, города Октябрьский – 115 тыс. человек).

Фото: соцсети / intertat.tatar

Насколько важен для жителей мост и как они страдают от его закрытия – об этом ярко свидетельствуют оставленные ими сообщения:

«Не только на учебу, работу, люди ездят в Башкирию и за продуктами, одеждой. Для молодежи есть клубы, развлекательные центры. У многих родные живут там. Если даже Башкортостану не надо, этот мост нам очень нужен».

«Мост очень нужен, потому что у нас ведь даже нет специалистов-врачей! Все возникшие проблемы решаем в Октябрьском и Туймазах».

«Работы нет, учебных заведений нет, врачей нет, магазинов нет, мост закрыли. Вот так государство заботится о нас».

«Мы фермеры. Свою продукцию продаем в Октябрьском. Сейчас мы остались в очень тяжелом положении. У нас и самих здесь фермеров много, поэтому продукция не продается. Запчасти для техники тоже покупаем в Октябрьском или Туймазах».

«У меня ИП зарегистрировано в Татарстане, а ООО в Башкортостане. Офисы есть и там, и там. Мне по разным причинам по 1-3 раза в день надо ездить между двумя этими точками. Раньше на дорогу уходило 15 минут, теперь 35-40 минут. Я-то привыкну, но работа с клиентами усложняется».

«Прокуратура РБ приняла решение закрыть мост»

Учитывая, что закрытие моста затрагивает в первую очередь интересы жителей Татарстана, мы обратились к заместителю руководителя исполкома Ютазинского района по инфраструктурному развитию Оксане Власовой. Разговор она начала с констатации того, что мост принадлежит Башкортостану и занимаются им власти соседней республики.

«Граница между республиками проходит через мост. Мост принадлежит территории Башкортостана, на нашем районе никакой ответственности нет. Руководство ездило в Башкортостан, говорили о решении проблемы. Строительство другого моста, уже через реку Дымку, близится к завершению. Пытались договориться с Башкортостаном, чтобы мост через Ик не закрывали хотя бы до открытия этого моста. Но прокуратура РБ приняла решение закрыть мост.

Руководство сделало то, что в его силах. Были переговоры и с мэром, прокуратурой, другими руководителями. Глава несколько раз ездил на совещания. Поначалу были готовы подождать, но поскольку мост в аварийном состоянии, на себя эту ответственность не взяли», – сказала Оксана Власова.

По ее словам, о ремонте моста даже речи нет. Его будут строить заново.

«Была экспертиза, проект тоже есть. Я говорила с Башкортостаном. Они сказали, что будут писать на федеральный уровень, просить включения в федеральную программу. Потому что речь идет о миллиардах, а у республики таких денег нет. Сказали, что как только Москва ответит, они сообщат нам. На сегодняшний день Москва им никакого ответа не дала. Сейчас они ищут деньги», – сказала Оксана Власова.

С 2021 года мост был переведен на баланс Управления дорожного хозяйства Республики Башкортостан. В соцсети «ВКонтакте» представители управления ответили на обращения граждан по ситуации с мостом, однако, надежды на скорое решение проблемы не дали. И, судя по их ответу, речь все-таки идет не о сносе старого и возведении на его месте нового, а о восстановлении уже имеющегося моста.

Ранее Минтранс Башкортостана дал «Татар-информу» официальный ответ по факту закрытия моста через реку Ик, отметив, что на его реконструкцию потребуется 1,5 млрд рублей.

«Поскольку мост находится в аварийном состоянии, требуется провести капитальные работы на данном объекте. Объект – капиталоемкий, по ценам 2023 года потребуется не менее 1,5 млрд рублей. Для проведения реконструкции данного моста требуется выполнить проектно-сметную документацию. После этого при получении положительного заключения Главэкспертизы и при выделении средств будет рассмотрена возможность реконструкции данного моста. По состоянию на 9 марта средства не выделены. Точных сроков проведения ремонта моста нет», – говорилось в ответе пресс-секретаря Министерства транспорта и дорожного хозяйства РБ Лилии Хабибовой.

Фото: соцсети / intertat.tatar

Вся надежда – на второй мост?

Упомянутый Оксаной Власовой мост через реку Дымку строится близ деревни Екатериновка. Дорога через этот мост получается короче, чем нынешняя объездная, хотя и всего на пару километров. Несмотря на заверения Власовой о скором открытии моста, строительные работы на нем ведутся не так активно. По словам жителей, вообще нет ощущения, что работа на мосту ведется.

В отличие от моста через Ик мост через Дымку принадлежит Татарстану, и ответственность за его возведение лежит на местных властях.

Фото: © газета «Ютазы таңы»

Так получилось, что одновременно два моста, соединяющие Татарстан и Башкортостан, оказались закрыты. Жители Ютазинского района винят в этом районные власти, напоминая, что район оказался отрезанным от крупных городов. «Два года уже строят этот мост, взяли и закрыли сразу два моста», «Надо было сначала один закончить, потом закрыть, в город не можем попасть», «Два моста между двумя республиками закрыли, позор!», «Просто издеваются над народом. Людям надо работать, а власти района даже не шевелятся», «Наш район отрезан, как на острове», – эмоционально реагируют жители.

Когда же будет готов мост через Дымку? Оксана Власова называет примерные даты.

«Второй мост ремонтируется по республиканской программе по ремонту, капремонту и реконструкции аварийных мостов. Несколько лет мы ждали включения нашего моста в эту программу. В прошлом году мы были в первой очереди, в этом году – во второй.

Нас ведь о закрытии моста через Ик не предупредили, мы не знали. Поэтому подрядная организация на этой неделе начинает делать мост. Они к 1 июня все работы закончат. Документация и экспертиза будут продолжаться до ноября.

Руководство нашего района ездило к министру, они разрешили открыть мост, не дожидаясь сдачи документации. До 1 июня жителям придется пользоваться объездной дорогой через Дым-Тамак. Дорога до города Октябрьский по мосту через Дымку получается 18 километров, что всего на 3 километра больше привычного маршрута жителей», – пояснила Власова.

Автор: Энже Габдуллина, intertat.tatar; перевод с татарского

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2
autoscroll_news_right_240_400_3