news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

«Он вернулся к нам в былом величии»: собор Казанской иконы Божией Матери готов к открытию

Уникальным и удивительным называют уже сегодня собор Казанской иконы Божией Матери, который благодаря Фонду «Возрождение» был воссоздан в короткие сроки на месте точно такого же, разрушенного в годы советской власти. ИА «Татар-информ» побывало внутри собора за три недели до его освящения и делится впечатлениями от увиденного.

«Он вернулся к нам в былом величии»: собор Казанской иконы Божией Матери готов к открытию
Владимир Васильев

Когда мы были здесь в сентябре прошлого года и готовили репортаж о том, что началась роспись стен воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери, храм внутри весь был в лесах до самого купола.

Когда мы увидели его в этот раз, честно говоря, на какие-то минуты потеряли дар речи: собор предстал во всей своей красе – роскошный и торжественный.

Фото: Владимир Васильев

Работы практически завершены, хотя звук инструментов еще слышится. По словам наместника Казанского Богородицкого монастыря игумена Марка, остались лишь мелкие доработки и большая уборка храма перед его открытием, которое на церковном языке называется чином Великого освящения.

Фото: Владимир Васильев

Экскурсия по воссозданному собору

Мы подходим с отцом Марком к сердцу собора – иконостасу. Стоит сделать поправку – иконостасов здесь три. Игумен особенно подчеркивает, что собор в том виде, в котором мы наблюдаем его сейчас, мало чем отличается от своего великого предшественника – собора, спроектированного Иваном Старовым.  

Фото: Владимир Васильев

Все три иконостаса готовы. Центральный придел – в честь образа Казанской иконы Божией Матери, левый придел – в честь Александра Невского, в иконостасе правого придела создали капсулу для чудотворного образа, который сейчас хранится в Крестовоздвиженском храме. 21 июля, в день обретения, его перенесут сюда, он будет постоянно находиться в соборе для поклонения верующих.

«Исторически приделы так и располагались. Только чудотворный образ исторически находился в центральном иконостасе. Поклониться ему в наши дни приезжает огромное количество паломников, и если он будет находиться в центре, люди постоянным потоком будут заходить на амвон, это будет мешать богослужению. Поэтому мы приняли решение внутри правого придела расположить ризницу – несмотря на то что собор большой, отдельного помещения для хранения облачения и церковной утвари нет. А вместо царских врат в иконостасе правого придела расположить киот, где будет храниться чудотворный образ», – рассказал наместник Казанского Богородицкого монастыря игумен Марк.

Фото: Владимир Васильев

По словам наместника, в основном приделе будут проводиться воскресные и праздничные службы, а в левом приделе Александра Невского – службы в будние дни.

Фото: Владимир Васильев

Богослужения будут продолжаться и в Крестовоздвиженском храме.

«Будем распределять по праздникам, где и какие службы совершать. Но они все будут задействованы, каждый в свое время», – добавил отец Марк.

Уникальность центрального иконостаса в том, что он из мрамора, хотя известно, что в соборе, который был разрушен, иконостас был деревянным. Однако архивные документы гласят, что архитектор Старов, когда проектировал первый храм, запланировал мраморный иконостас, но его тогда так и не сделали.

Фото: Владимир Васильев

«Поскольку в процессе воссоздания было решено так, что иконостас оплачивается за счет Татарстанской митрополии, тогда как все остальное – за счет Республиканского фонда «Возрождение», который возглавляет Минтимер Шарипович Шаймиев. Почивший ныне митрополит Феофан ради справедливости решил воссоздать его так, как задумывал архитектор Старов из мрамора. И вот вы видите, какая красота получилась», – рассказал игумен Марк.

Фото: Владимир Васильев

Главный иконостас собора выполнен из двух видов мрамора – белого и бордового с прожилками, украшен резным декором, элементами, отлитыми из бронзы. Колонны венчают золоченые деревянные капители.

«Здесь все уникально. В этом соборе уникально абсолютно все! Начиная с самого собора, потому что за такой короткий срок воссоздать – не просто построить, а именно воссоздать – такой объект почти невозможно. Ведь сколько всего этому предшествовало! Велись масштабные археологические работы по всей территории и на месте самого собора. И нижний храм, который был обнаружен, воссоздали, и сам собор. И ведь он максимально приближен к виду собора, который был разрушен», – отметил наместник.

Фото: Владимир Васильев

Отец Марк обращает наше внимание на колонны, их четыре, на них опираются своды и купол, они все из красного кирпича – использовались материалы, максимально приближенные ко времени создания собора-предшественника.

«Да, применялись современные технологии – своды, купола заливали, монолитными их делали, но все остальное, все внутреннее убранство, вот эти киоты – это тоже все резьба по дереву позолоченная. Пол чугунный, орнамент – рисунок на чугунном литье, который вы видите на нем, – исторический», – обращает внимание на детали отец Марк.

Другими словами, все было воссоздано максимально. По инициативе Государственного Советника РТ Минтимера Шаймиева и Республиканского фонда «Возрождение» в самом начале была создана рабочая комиссия по воссозданию росписи собора, в которую вошли одни из лучших архитекторов и искусствоведов России и Татарстана. Тщательно изучались все сохранившиеся документы.

«Перед воссозданием собора проводилась большая работа в архивах – национальных республиканских, федеральных, синодальных – максимально искали информацию, чтобы воссоздать собор в былом величии и былой красоте», – вспоминает наместник.

Фото: Владимир Васильев

Фотографий прошлого собора, увы, не сохранилось. До наших дней дошло фото иконостаса, купола и изображения Александра Невского. Но сохранилось подробное описание сюжетов икон и элементов росписи, которые были в соборе. И все они были воссозданы по описанию.

Фото: Владимир Васильев

Над главным иконостасом надпись: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего», – слова из тропаря, посвященного явлению образа Казанской Божией Матери.

Фото: Владимир Васильев

На колоннах большие изображения Александра Невского, князя Владимира, Патриарха Гермогена.

Вместе с отцом Марком подходим к правому приделу.

Фото: Владимир Васильев

«Вот это место, где будет храниться чудотворная икона. Это тоже иконостас, но вместо царских врат капсула с иконой. Рядом на соседней стене киот, пока он пустой, но в нем будет храниться оклад чудотворной иконы, которая была в центральном иконостасе – мы сейчас заключаем договор с Национальным музеем РТ на экспонирование ризы оклада от чудотворного образа. У нас с ними уже налажено сотрудничество – чудотворный образ Богородицы, Паммакариста Всеблаженная, хранится в храме Сергия Радонежского на Япеева», – рассказал игумен Марк.

Алтарь

Следом за отцом Марком заходим в алтарную часть. Пока собор не освящен, он еще больше архитектурный объект, поэтому за царские врата возможно заглянуть, но как только случится чин Великого освящения храма, женщинам заходить туда будет строго запрещено.

А пока любуемся невероятной красоты изображением Тайной Вечери на куполе в алтарной части.

Фото: Владимир Васильев

«Обратите внимание на изображение Тайной Вечери – от него невозможно оторвать взгляд. Нам, конечно, очень повезло с мастерами. Она даже еще в черно-белом варианте была потрясающей, а сейчас уже в цвете – настолько все гармонично и уникально. Когда смотришь на Тайную Вечерю вблизи, там настолько все прописано – жилы, вены на руках. Столько деталей прописано – вот на переднем плане Иуда, он уже держит в руках мешочек со сребрениками. Если посмотреть вблизи, то можно увидеть, что внизу под его ногами лежат несколько сребреников – выпали из мешочка», – обращает внимание наместник.

Фото: Владимир Васильев

Замечу, что альфрейная живопись настолько прорисована, что кажется, что это лепной декор и его можно потрогать. В малых куполах – их четыре – изображены символы: гвозди, молоток, терновый венец, бич, копье – орудия пытки Христа.  

Фото: Владимир Васильев

Необычные сюжеты изображены на диаконских дверях центрального иконостаса. Слева Святитель Гурий, Герман и Николай Чудотворец – так было исторически в разрушенном храме. А справа на двери – святой князь Владимир, священномученик Антипа и Иоанн Предтеча.

Про 21 июля

ИА «Татар-информ» еще в апреле рассказывало, что Президент Татарстана Рустам Минниханов встретился с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и митрополитом Татарстанским Кириллом и попросил Патриарха освятить воссозданный собор.  

Обычно в дни празднования прославления Казанского образа – 4 ноября и 21 июля – сначала служили литургию в Благовещенском соборе Кремля и потом шли крестным ходом. 21 июля в этом году сначала из Благовещенского собора с чудотворным образом пройдет крестный ход, икона займет свое место в воссозданном соборе, а после этого состоится чин Великого освящения и литургия.

«Собор может вместить порядка двух тысяч прихожан. Конечно, во время освящения храм не будет заполнен на сто процентов – прихожан будет столько, сколько позволят запустить антиковидные ограничения. Но на территории вокруг храма будут установлены два больших экрана, на которых будет видно все, что происходит на церемонии освящения собора. Будут предусмотрены и исповедь, и причастие – верующие, которые будут к ним готовиться, смогут поучаствовать в богослужении», – рассказал игумен Марк.

Фото: Владимир Васильев

Впоследствии службы возле чудотворного образа, как, впрочем, и сейчас, будут идти регулярно.

«У нас каждый день в 12 часов по благословлению митрополита Татарстанского Кирилла совершается поочередно молебен с акафистом перед чудотворным образом. Ежедневно будет совершаться и здесь – любой верующий сможет прийти и поучаствовать в служении перед образом», – объяснил наместник.

Сейчас в храме расставляют утварь, убираются. Дней через десять, оценивает игумен Марк, все будет завершено совсем.

Фото: Владимир Васильев

На наш вопрос, есть ли чувство, что прикасается к чему-то великому, отец Марк с улыбкой кивает.

«Конечно есть. Многие приходят и спрашивают о чудесах. Хочу сказать, что вот воссоздание этого собора – это одно из чудес! Потому что мало где сегодня на территории России могут именно воссоздать, именно такого уровня собор в такие короткие сроки. Это чудо, это удивительно! Дивишься каждому уголку в этом соборе: росписи, иконы, убранство – все вместе и каждое само по себе уникально», – делится впечатлениями наместник Казанского Богородицкого монастыря игумен Марк.

Фото: Владимир Васильев

Добавить к словам наместника, пожалуй, нечего, разве что с нетерпением ждем даты этого по-настоящему исторического события – освящения вернувшегося к нам собора Казанской иконы Божией Матери.

Фото: Владимир Васильев

 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2
autoscroll_news_right_240_400_3