news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Ольга Павлова: «Победы России на Олимпиаде раздражают всех»

В чем особенности Олимпиады в Токио, как развивается массовый спорт в Татарстане и о здоровье детей в интервью главному редактору ИА «Татар-информ» рассказала депутат Госдумы РФ от РТ Ольга Павлова.

Ольга Павлова: «Победы России на Олимпиаде раздражают всех»
Фото: Рамиль Гали

Школа татарстанского фехтования всегда славилась традициями

— Начнем с самой главной темы этих дней. В Токио проходят долгожданные летние Олимпийские игры. Перенесенные, но все-таки состоявшиеся. Смотрите ли вы, болеете за нашу сборную?

— Конечно, слежу и смотрю. Вся наша республика и страна болеют за наших спортсменов. Приоритетом являются спортсмены из Татарстана. Очень серьезно болею за представителей общества «Динамо», к которому отношусь. Это, в частности, Александр Красных. Знаю, сколько было сил потрачено и какие его преследовали травмы. Он мужественно провел свой заплыв. Сборная заняла второе место. Но это серебро с золотым отливом.

Безусловно, это Марта Мартьянова, очень хорошо помню ее еще маленькой девочкой, она преемница нашего великого тренера и звезды фехтования Наили Гилязовой. Школа татарстанского фехтования всегда славилась своими традициями, и сегодня они воспитали новую звезду.

Марта Мартьянова и Ольга Павлова / Фото: Салават Камалетдинов

Сама по себе Олимпиада интересна и необычна, но кроме того, очень технологичная. Если раньше Олимпиада казалась пресной, то сейчас я вижу большие технологии, серьезный формат. Но в первую очередь она мне нравится, потому что наши спортсмены выступают очень хорошо.

Вчера мы уже увидели разминку нашей сборной по синхронному плаванию. Они находятся в Токио. Великая Татьяна Покровская, школа которой открыта в Татарстане, в ближайшее время начнет свою работу.

Участие наших спортсменов проходит в очень жестких условиях, даже с точки зрения символов: нет гимна и флага. К тому же жесткое отношение ВАДА, уже есть вопросы по допингу. Как вы считаете, это все объективно или это предвзятое отношение к нашей сборной?

— Конечно предвзятое. Нужно понимать, что победы Российской Федерации никому не нужны и раздражают всех, будь то экономика, политика или спорт. И мы к этому готовы. Мне очень нравится сегодня психологическая устойчивость наших молодых спортсменов. Я поймала себя на мысли, что они внуки и правнуки тех, кто победил в Великой Отечественной войне. Эти молодые ребята действительно достойны: гимнасты, стрелки, пловцы и так далее. Та же Марта Мартьянова. К примеру, американка заистерила, когда просто сорвала элемент, а Марта с такой травмой, которая не совместима с занятиями спортом, ее увезли с площадки на коляске, выступила, понимая, что за ней великая страна.

По поводу допинга — попытки обвинить сильнейших были и будут. Это регулярная история, которая всем уже поднадоела. Надо все-таки начать с себя, а наших ребят трогать не надо. Они побеждают из года в год. Это серьезная школа, политика государства, которая проводится уже много лет. Есть большой запрос на здоровье нации, и он реализуется.

Отсутствие флага и гимна снизило популяризацию этих Игр в России

— Нынешняя Олимпиада менее популярна, чем предыдущие. К примеру, даже открытие посмотрело в мире на 30% человек меньше, чем предыдущую. С чем связываете такое снижение интереса?

— Есть несколько аспектов. Во-первых, допинговые скандалы. Они снизили доверие и увеличили раздражение людей. Во-вторых, отсутствие флага и гимна немного снизило популяризацию этих Игр в России. К примеру, и у меня в душе есть протест. Почему к нам так и почему мы должны это терпеть?

В-третьих, наши СМИ не сработали хорошо. Наверное, нужно было Олимпийскому комитету более активно работать с точки зрения менеджмента по отношению к молодым спортсменам. У нас таких очень много.

К тому же повлияла пандемия. Многие соревнования были перенесены и прошли в закрытом режиме. Многих молодых спортсменов, которые прошли отборы, мы даже не знаем, потому что не видели их на трансляциях. Но по мере того, как наши ребята завоевывают медали на Олимпийских играх, я вижу рост интереса.

Я думаю, что к окончанию Игр статистика выровняется и люди будут их смотреть.

— Есть еще одна особенность. Социологические исследования показывают, что россияне не знают своих спортсменов. 97% опрошенных ВЦИОМ не знают. С чем это связано?

— Надо было более активно Олимпийскому комитету и Минспорту заниматься менеджментом, рассказывать о спортсменах. Кроме того, региональные власти тоже должны поддерживать. Большая часть нашей сборной — это молодые ребята, которые впервые участвуют в Олимпиаде.

Фото: Рамиль Гали

— Вы вице-президент Федерации синхронного плавания, и мы знаем, что перед отправкой на Олимпиаду вы встречались с нашими спортсменками. Расскажите про их настрой, восприятие самого события.

— Я встречалась с Татьяной Покровской и спортсменами, но мы использовали все меры предосторожности, потому что самое главное для них было попасть в Токио и не заразиться коронавирусом. Спортсменки жили в «пузыре», близкие контакты были запрещены. Я там провела три дня. Сборы проходили в Улан-Удэ. Сегодня команда профессионально готовится к выступлению.

У них нет страха и бравадного настроя. По визитной карточке этой команды зрители и болельщики со всего мира поймут, что это коллектив из России. Я думаю, что будет звучать русская музыка и представлены костюмы, которые олицетворяют нашу страну. Люди не перепутают их ни с кем другим.

Нужно понимать, что на Олимпиаде в Рио-Де-Жанейро был показан очень высокий результат. Сегодня команда должна превзойти саму себя. Но по блеску в глазах и металлу в голосе Татьяны Покровской я понимаю, что все идет как надо.

Благодаря решению Президента РТ каждый район имеет бассейн

— Олимпиада — это одно из главных соревнований в спорте. Но нас интересует и массовый спорт. Мы знаем, что вы очень активно этим занимаетесь, в том числе со стороны законодательных инициатив. Что на сегодня уже удалось сделать, а что пока не удается?

— Массовый спорт — это основа пирамиды. Он позволяет детям быть здоровыми. Кроме того, у общества на него есть огромный запрос. Выступая на экономическом форуме, я говорила, что инновационную экономику делают не только ученые. Прежде всего, она существует там, где есть здоровое население.

Сегодня в Татарстане в этом направлении ведется огромная работа. В частности, это наш проект «Детский спорт», строительство ФОКов, строительство и реконструкция спортивных залов в сельских школах, работа по развитию дворовых видов спорта, школьные спортивные клубы. Сегодня почти во всех новых школах есть бассейн. 18 тыс. школьников сегодня проходят через сито волейбольных лиг, спортивные лиги по бадминтону, которые развиваются во всех районах республики.

Благодаря решению Рустама Нургалиевича каждый муниципальный район имеет бассейн. Кроме того, в этом году был принят закон, который гармонизирует законы об образовании и физической культуре.

Фото: Ильнар Тухбатов

Не скрою, нам не хватает тренеров. Нужно, чтобы молодые люди шли работать в профессию и точно знали, хотят ли этим заниматься, потому что они работают с самым дорогим, что у нас есть, — нашими детьми.

Сейчас студенты четвертого курса уже имеют право работать с детьми в спортивных школах. Нам очень важно сохранить для наших тренеров все социальные и трудовые гарантии, которые есть у педагогов, поэтому даем им статус педагогических работников.

Но мы не обеспечиваем педагогическими социальными гарантиями тех ребят, кто хочет работать тренером на селе. Я думаю, новому депутатскому корпусу Государственной Думы восьмого созыва предстоит серьезно над этим поработать.

Программу «Сельский тренер» нам еще предстоит отстоять, в том числе и в финансовом плане.

Как правило, те, кто едет работать тренером в село, уже семейные люди, бывшие спортсмены. Если мы их хотим привлечь, то мы должны им дать еще и возможность проживания. Поэтому должна быть и какая-то льготная ипотека.

Еще хочу сказать про закон о пенсии за выдающиеся заслуги перед страной. Несколько лет назад к категории этих граждан были привлечены олимпийские, сурдлимпийские и паралимпийские чемпионы. Это здорово, что страна помнит своих героев. Но у нас был большой правовой пробел. Как же их личные тренеры, которые их сделали чемпионами, отдавали всего себя? Спортсмены уходят — тренеры остаются и готовят новых олимпийских чемпионов, но ничего не получают.

Мы внесли законопроект, который получил положительное заключение Правительства. Он подразумевает к базовой пенсии по старости 250% ежемесячной доплаты для тренеров олимпийских чемпионов. Это хорошее подспорье людям, которыми гордится страна. Тренеры немного в тени.

Владимир Путин, когда напутствовал наших спортсменов, подошел к этому серьезно. Наш закон сейчас к месту и ко времени. На сегодня он получил положительное заключение всех министерств и ведомств, имеет источники финансирования. В ближайшее время, на первых заседаниях комитетов в октябре его будут рассматривать. Надеюсь, что к Новому году он будет подписан.

Закон о спорте не соответствует времени

— На ваш взгляд, какие первоочередные законы сейчас нужны для массового спорта?

— Я считаю, что нужна реформа самого закона о спорте. Он не соответствует ни времени, ни месту, ни статусу российского спорта. Сегодня этими мелкими поправками превратили его в лоскутное одеяло.

Есть несколько серьезных законов, которые нам не нравятся. Во-первых, это закон о спорте и закон, который связан с закупками. Это то, что тормозит российское законодательство. Нам предстоит его полностью реформировать.

Фото: Михаил Захаров

— Вы региональный координатор партийного проекта «Детский спорт» «Единой России». Что по нему сделано, что предстоит?

— Он очень разноплановый, большой и добрый. Прежде всего, это площадка конструктивного диалога, на ней работают Минспорт РТ, общественные организации, спортивные федерации. Это проект отличается от тех, которые идут в других регионах России.

Каждая спортивная федерация очень плотно сотрудничает с нашим проектом. К примеру, волейбольные лиги. Это же не просто спортивные соревнования, а еще и переквалификация учителей физической культуры. Кроме того, школы получают спортивный инвентарь.

Проект позволяет строить спортивные залы, ФОКи, организовывать конкурсы для детей, например «Моя история в спорте». Дети пишут о том, как спорт смог стать для них социальным лифтом.

Кроме проекта «Детский спорт» у нас есть проект «Спорт без границ». Как-то моя бывшая воспитанница пригласила меня в Зеленодольск. Она занимается с детьми-инвалидами. Я увидела детей, которые болеют церебральным параличом. Родители на плечах заносили их в воду, потому что сами ходить они не могли.

Но прошло два года, и с Владимиром Сальниковым мы проводили автограф-сессию на одном из крупных мероприятий. Ко мне подошли два молодых парня. Они шли немного пошатываясь, но уверенно, держась за руки. Это были ребята из той секции.

После этого мы с Владимиром Сальниковым стали проводить «Заплыв мужества». Перед финалами чемпионата России по плаванию проводится такой заплыв. Дети, которые плохо ходят по земле, приходят с тренерами. В этом заплыве нет медалей, кроме золотых. Судьи приветствуют его стоя. Это нравственная и социальная задача, которую мы выполняем. В это время на бортике стоят будущие чемпионы России, которые понимают статус этого заплыва.

Мы много помогаем тем, кто к нам обращается. К примеру, к нам обратился священник, который во время Афганской войны был бойцом, но понял, что у него иное мировоззрение. Но так как у него есть серьезная подготовка в плане единоборств, он тренирует детей из социально неблагополучных семей. Для его клуба мы подарили татами.

Мы помогаем всем, распространяем лучшие практики. У нас есть общественный совет, где мы слушаем всех тренеров и учителей физической культуры из глубинки.

Кстати, у нас много проблем с уроками физкультуры. Здоровье детей падает. Если мы видим в детских садах 75% здоровых детей, то в образовательных школах процент начинает падать. Это связано с большой нагрузкой. Когда я была школьницей, у нас были физкультминутки, физкультурные паузы, мы занимались в классах и коридорах.

Фото: Рамиль Гали

Сегодня вся учебная программа физической культуры направлена только на здоровых детей. А как же быть детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам? С этим надо разбираться. То, что они пишут или скачивают из интернета рефераты, не решает проблему. Доля таких детей в школах очень большая. У нас разнятся данные с Минобрнауки, но у нас есть статистика по вузам: 55% студентов занимаются в спецмедгруппах.

И самое неприятное, что сейчас здоровые дети и дети-инвалиды могут сдавать нормы ГТО, за которые могут получить бонусы при поступлении. А что делать тем, кто относится к другим группам здоровья? У них такой возможности нет. Над этим тоже предстоит очень много поработать с разными ведомствами.

— Вы называете шокирующие цифры. Получается, здоровье людей ухудшается в целом?

— Конечно. У нас есть система, но ее надо донастроить. Это и физическое, и психологическое здоровье. Кроме того, родители должны больше заниматься со своими детьми. Даже в обеспеченных семьях для этого нанимают других людей. Но это же не дело. Я понимаю, что родители заняты, но они теряют контакт. Проблема есть, ее одними словами не решишь, но мы двигаемся в нужном направлении.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2
autoscroll_news_right_240_400_3