news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Образование//ФИЛОСОФИЯ ГОССЛУЖБЫ//24 августа, №34

15,83 Kb25 января 2001 года Указом Президента Республики Татарстан был создан Институт государственной службы при Президенте Республики Татарстан - высшее учебное заведение по подготовке государственных служащих и их резерва. Институт является правопреемником Республиканского центра переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, с 1996 года выполнявшего задачи дополнительного профессионального образования работников органов государственной власти и управления Республики Татарстан.

Сегодня мы беседуем с заведующим кафедрой социологии и философии института государственной службы при Президенте РТ, заслуженным деятелем наук РТ, доктором философских наук, профессором Нариманом Фатхуллиным.

Профессиональная деятельность Наримана Садриевича богата и разнообразна, он прошел путь от майора до полковника, от старшего преподавателя до профессора. Так, в 1974-78 годах он работает начальником отдела социологических исследований КамАЗа, с 1979 по 97 годы начальником кафедры философии Казанского филиала Юридического института МВД РФ.

- Нариман Садриевич, расскажите о работе заведуемой вами кафедры.

- Кафедра хоть и носит название социологии и философии, включает в себя совокупность фактически двенадцати наук. Это культурология, психология, педагогика, конфликтология, даже имиджология и так далее. Эта кафедра, которая фокусирует в себе всю ценностную структуру сознания, что весьма важно для будущих государственных служащих. Мы исходим из того понимания, что государственные служащие отличаемы достаточной культурой и широким охватом социальных процессов. По типу мышления это, безусловно, аналитик, человек, который участвует в принятии управленческих решений. С таким пониманием работает наша учебная кафедра.

- Нариман эфенди, вы являетесь автором трудов по проблемам малых социальных групп, социологии преступности. Когда вы начали этот путь?

- Уже заканчивая университет, я сориентировался по теме управления социальными процессами. Это особое русло философского мышления. Я анализировал как позитивные, так и негативные процессы. Природа деструктивных процессов в обществе — это одна из моих тем. Свою докторскую диссертацию, которую я защищал в Москве, посвятил групповым отношениям.

Отношения между людьми в управленческой сфере, безусловно, должны основываться на тех нормативах, которые приняли институциональный характер, они узаконены и имеют свой правовой аспект. Как, скажем, прописано в инструкции, в соответствии с этим и строятся человеческие отношения, независимо от личных. Но случается, что эти нормативные отношения часто нарушаются и переходят, в так называемые, статусные отношения. Вот пример: молодой выпускник приходит на службу в управленческую сферу, где занимает положенную должность. Скажем, руководитель поручает ему подготовить проект приказа, где просит все предусмотреть до мелочей. Молодой специалист, ответственно подойдя к заданию, отлично выполняет свою работу, в срок приносит проект приказа. Ознакомившись, начальник говорит следующее: проект хороший, но он не годится. Здесь вы не учли одного: помимо должностных отношений есть правила игры, которых, если это необходимо, мы обязаны придерживаться, то есть, правил, не установленных нами.

Они то и называются статусными отношениями. Независимо от того, какую ветвь человек занимает в должностной структуре, есть его вес как личности в структуре отношений. Он может быть ниже в должности, но влияние его на прцессы возможно будет велико. И молодому человеку объясняют, что если приказ будет подписан, так или иначе он одним крылом ударит по такому-то человеку, чего допустить никак нельзя.

Когда подбирается команда, безусловно, на первое место выходит профессиональное соответствие, далее лояльность к тем, ценностям, которые здесь есть. То есть, вхождение в команду возлагает определенные обязательства, быть не просто лояльным, а быть преданным, быть человеком команды, когда вырабатывается общий интерес.

Сама теория группы и групповые отношения – это знамение нашего времени, сюда входят партии, союзы и организации. По марксизму было все ясно, тогда общество имело более структурированную форму: рабочие, крестьяне, интеллигенция – своего рода слоеный пирог. Макс Вебер и П.Сорокин дополнили эту схему, сказав, что общество состоит из страт, целой лестницы, где наверху располагаются элитные группы.

Мы же живем в такое время, когда границы этих больших слоев общества размыты. У нас сплошь индивиды, и российское общество следует представить как бы состоящим из 140 миллионов живых агрегатов. Известный ученый, австрийский социолог Георг Зиммель пояснял в свое время, что человек затерян в таком мире, он никому не виден. С одной стороны, да, это свобода, его никто не знает в этом большом миллионном городе. С другой стороны он - одиночка в толпе.

Сегодня не сложно разделять людей по степени материального достатка. И надо сказать, различие в среднем между самым низшим и самым верхним слоем в России очень большое. Если в Швеции, Голландии, к примеру, разница между этими слоями раз в пять, то в нашей федерации раз в пятьдесят.

Управление таким огромным государством, как Россия, требует от верхних слоев правительства огромного интеллекта, моральных и нравственных качеств. И, казалось бы, наверху не могут быть люди, которые не располагают необходимыми знаниями и необходимой моралью для управления. Но ситуация такова, что в группу, даже самую элитную, могут попасть случайные люди, если у них есть на то возможности.

Не должно быть большого расхождения между групповым интересом и государственным. Группа, которая у власти, это государственная группа.

Наслоение бюрократизма – это наслоение интересов отдельной группы.

- Какие особенности вы можете отметить в подготовке будущих госслужащих?

- Институт с каждым годом выпускает все больше специалистов дневного и заочного отделения. Безусловно, их мы стараемся готовить по критерию дать последние достижения в науке. А какие науки формируют тот профессионализм, и тип мышления, который нужен в государственной службе? Во-первых, отметим, что он должен быть государственным человеком в моральных и в ценностных отношениях. Преданность, исполнение на совесть, неподкупность, высокая эффективность и результативность по времени - лучшие качества. Продукция здесь - это, так или иначе, вырабатываемые решения, а госслужащий - проводник между государством и обществом.

Чтобы быть профессионалом в области государственной службы сегодня необходимо владеть достаточно широким спектром знаний, знать и учитывать все возможности современной науки. Это и техническая сторона: математика и компьютеризация, социальные приемы, умение работать со статистическим материалом, при необходимости проводить социологические исследования. Это и информационные технологии, финансы, аудит, сфера управления. Не говоря уже о психологии, когда госслужащий должен знать тонкости человеческих отношений. Ведь управление социальными процессами означает управление человеческими отношениями. Неспроста большое количество часов отводится на культурологию, педагогику, психологию, философию.

В частности предмет, который я преподаю - социология управления, может предложить и методы решения, некий алгоритм действий. Поэтому эти приемы должны быть изучены молодым специалистом тщательно и подробно.

Благодаря той совокупности наук, которые мы преподаем, у будущих госслужащих появляется возможность определить и русло, и технологии оздоровления нашего общества, отработать позитивную перспективу.

Но как бы много профессионал не знал, в любом случае жизнь богаче, и она подбрасывает нам все новые и новые ситуации. Здесь невозможно работать всегда только по заученной схеме, нужно придумывать что-то новое. Поэтому, человек должен быть аналитиком, готовым к этим неожиданностям, способным выявить противоречия, и стать хозяином положения. Когда он ухватывает суть, тогда и может быть самостоятельным.

- В Конституции РТ четко прописано, что в республике два государственных языка. Тем не менее, в большей степени делопроизводство ведется на русском. Учитывается ли этот момент при подготовке будущих госслужащих, знают ли они после окончания института в равной степени оба государственного языка?

- С этим национальным вопросом ситуация в нашем институте такая же, как и в целом по всей республике. Обучение идет только на русском языке. В отдельных случаях, по инициативе родителей или самих абитуриентов, поступающие добиваются сдачи экзамен по обществознанию или истории на татарском языке. На мой же взгляд, татарское отделение, безусловно, должно быть, коль скоро татарский наряду с русским объявлен государственным языком.

Если брать в целом, прав будет тот, кто скажет: при такой тенденции татарский язык потихоньку может исчезнуть, и вместе с тем уйдет и нация. И это будет вопиющая несправедливость истории.

Ведь язык живет, когда есть поэзия, когда на нем можно выражать целую гамму тонких мыслей: сарказм, метафоры и так далее. Это развившийся язык, на котором можно выражать научные формулы, последние достижения человеческой мысли. Язык нации – это лицо нации, это ее душа. Человек часто точнее может выразиться на родном языке, нежели любом другом. Татарский язык, как и всякий другой, - это наработка тысяч и тысяч лет. Сегодняшний язык как исключительно высокая духовная ценность сгенерировал в себе этапы развития этноса в течение многих тысяч лет. И страшно представить, что вдруг, в течение обозримого времени, скажем, 20 лет, все умрет. Таким образом, будет утрачена несравнимая ценность, которой не стоят и миллионы тонн нефти. Необходимо понять, что это самое высшее наше богатство. Народы должны развиваться самостоятельно, тогда они будут сохранять свою притягательную силу и для представителей других наций.

Арслан Камал

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100