Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Образование//Чувашская педагогика: грани взаимодействия//1 июня, №19
Вторая половина XX века, как известно, обозначила русло глубоких общественных перемен, подготовила условия для поиска новых идейных ориентиров и приоритетов. Вес это зримо ощущаешь при знакомстве с двухтомной монографией академика Л. Куракова «Интегрированное образование: Истоки и итоги» (Чебоксары, 2000).
Работа эта построена на глубинном философском осознании категории непрерывности в обучении и воспитании подрастающего поколения, на осмыслении необходимых гуманитаризации и фундаментализации дела образования. Перестройка структур образовательных учреждений в монографии рассматривается в увязке с изучением общечеловеческих и национальных ценностей. Традиционные пединституты и педучилища, как отмечает Л. Кураков, «слабо ориентированы на реальное многообразие» действительности (Кн. I. 92). Между тем обучение надлежит превратить «в непрерывно развивающуюся, открытую» систему, необходимо добиться того, чтобы оно включало «учащихся в решение собственных образовательных и социокультурных проблем», вписывало российское просвещение «в мировую систему» (Там же. 93).
В своем труде автор отказывается от узкопрагматических задач изучения проблем образования с платформы политических идеологий и отходит от изыскания корней перемен только в двух последних десятилетиях. История среднего и высшего образования, среднего специального обучения прослеживается им еще со времен Петра I. Это объяснимо — духовные процессы, нравственное воспитание вряд ли можно было бы привязать к определенному отрезку истории. Из понимания этого вырастают концептуальные основы фундаментального образования, парадигматика и перспективы интегрированного просвещения. Вот почему фактор преемственности превращается в глобальную теоретическую категорию. Великий философ Б.Вышеславцев, положениями которого многократно оперирует автор исследования, говорил, что преодолеть «какую-либо теорию, как бы она ни была ошибочна, можно только тогда, когда будет указано, что в ней есть ценного и истинного». То, что ценно, являет собой «сверх-индивидуальную и космическую память», это — «идея кармы и идея будущих возможностей развития», это - «связь прошлых, настоящих и будущих воплощений». Именно из этих корней и прорастают непрерывность и преемственность духовных традиций национальной цивилизации. «Новое познание, - говоря словами Конфуция, - превращается в активное действие», именно оно предполагает нахождение в прошлом «ценного и истинного», «космической памятливости».
Эти идеи в монографии Л.Куракова развертываются весьма убедительно и являются, по сути, одной из плодотворных составляющих рассматриваемого труда. Воочию это видишь на примере анализа петровских начинаний: император в свое время заложил совершенную систему образования, организовал профессиональные учебные заведения, поставил Россию на путь интеграции с западными формами знания в области промышленности, военного дела, науки и т.д. В последующие столетия система эта не менялась, а лишь совершенствовалась. Она стала основанием для возникновения научных, культурфилософских направлений, разрабатываемых Ф.Прокоповичсм, А.Кантемиром, В.Татищевым, Л.Шестовым, Н. Бердяевым и др. Проблемы эти заинтересовали Г. Вернадского, Л. Карсавина. Л. Гумилева и т.д. Ход таких рассуждений органично подводит читателя к другой составляющей рассматриваемого исследования, к приоритетности национальной преемственности духовного. Осознание этого предметно очерчивает концептуальное лицо монографии Л.Куракова. Пренебрежение к национальному, считает автор, деформирует сознание не только молодых людей, но и всего общества. Оно формирует «воинственную» враждебность к культурному наследию, историческому опыту народа. Как следствие этого появляется неуважение к другим народам. Неучет национальной компоненты привел к тому, что в России сформировалась колониальная школа. Космическая памятливость, взаимоувязанная со «славой предков», только она и способна стать основой глобального освоения знаний, именно так и будет вырабатываться животворящее единство гуманитаризации и фундаментализации дела образования. Знание в этом случае превратится в «орган творческой активности Человека», образование молодых людей будет протекать как их «самоопределение в культуре» (Кн. 2. 149). Задача учителя в этом случае будет заключаться в оказании «помощи в фундаментализации обучения и воспитания. Это предполагает преобразование усвоенных знаний... В результате этой деятельности развиваются три основные характеристики одаренного ученика: интеллектуальный рост, мотивация, увлеченность работой, что приводит к воспитанию творческих способностей» (Там же, 148).
В ходе кропотливого анализа далеких и недалеких исторических времен Кураков шаг за шагом вскрывает положительные тенденции в российском просвещении. Разбирая особенности 30-х годов прошлого столетия, он отмечает, что многое в этот период происходило согласно спущенным сверху установкам. Но именно тогда за короткий срок были выработаны методические принципы, позволившие «хорошо обучать десятки тысяч беспризорных детей» (Там же. 215). Предав забвению эти принципы, нынешние «демократы» между тем создали институт покинутых и отверженных детей, напрочь отмели формирование гражданского индекса человеческой жизни. Так в монографии вызревает следующая, третья составляющая – необходимость увязки дела образования и интегрированного воспитания с задачами государственного строительства, с созданием гражданского общества. Было бы, отмечается в монографии, «полнейшим безумием» осуществление «политики невмешательства» государства «по отношению к наследникам, школьным учителям» (Там же. 80).
В основе интегрированного образования, таким образом, лежат категории преемственности и непрерывности, они составляют философско-онтологическую основу дела воспитания. Содержание его заключает в себе «все звенья - от дошкольного воспитания до переподготовки кадров и повышения квалификации специалистов: вузы, гимназии, лицеи, колледжи, базовые школы, средние профессиональные учебные заведения, дошкольные учреждения» (Кн. 1. 14). Во всем этом хорошо видно слияние идей добра (этика), красоты (эстетика), истины (наука), которые органично вплетаются в дело формирования культурно-исторического пространства духовности молодого человека с малых его лет. Цельность и спаянность этих категорий Л.Кураков исследует на примере анализа деятельности великого чувашского педагога И.Яковлева, воплотившего в своей практике идеи Л.Толстого, К.Ушинского, традиции чувашской народной педагогики. Автор целенаправленно и оправданно приходит к мысли о том, как педагогическая система гениального просветителя претворяется в действительность высшего образования в Чувашии.
Становление и развитие российского просвещения автор рассматривает через ряд основополагающих моментов: 1) формирование дела образования в национальных окраинах (Удмуртии, Чувашии, Татарстане, Мордовии, Калмыкии); 2) осмысление русской и мировой теории образования; 3) бережное отношение к опыту, накопленному предыдущими поколениями. Книга является глубоким и серьезным исследованием и можно быть уверенным в том, что она будет востребована тысячами читателей (педагогами-практиками, учеными, методистами и т.д.).
Считаем, что книга доктора экономических наук профессора Л.П.Куракова «Интегрированное образование» заслуживает рассмотрения и присвоения ее автору Государственной премии Чувашской Республики в области гуманитарных наук.
Луиза Байрамова,
доктор филологических наук, профессор, лауреат Государственной премии Республики Татарстан
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»