news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Обратная связь//ЭКОНОМИКИ БЕЗ РЫНКА НЕ БЫВАЕТ//16 марта, №10

Уважаемая редакция! В газете «Татарские края» прочитал материал под заголовком «План - хуже, чем рынок. Но почему же до реформ Гайдара мы жили лучше?» (ТК, 2007, 6).

Рынок, купля-продажа - это и есть экономика. План надо сравнивать с саморегулированием. Сравнение корректное, но не самое существенное. Аристотель сравнивал экономику с хремастикой, т.е. с погоней за наживой. Погоня за наживой возможна как при саморегулировании, так и при плане, в условиях как частной собственности, так и государственной.

Запущенный в 1965 г. в СССР затратный механизм (стимулирование получения прибыли без ограничения для роста цен) - это современный вариант хремастики в условиях госсобственности и планирования, это государственно-плановый вариант инфляционной экономики, т.е. экономики, основанной на завышении цен и росте цен. Планирование и некоторые другие факторы сдерживали рост цен, имущественное расслоение населения и вообще развитие экономического неравновесия. Именно в попытках сдержать снижение жизненного уровня государство допустило то, что в 1989 г. денег оказалось в 5 раз больше, чем товаров. Государство имело формальное право в 5 раз снизить зарплаты и пенсии и сократить личные сбережения. Требовалось создать противозатратный механизм, т.е. механизм, стимулирующий получение прибыли за счет сокращения издержек и снижения цен. Были авторы (Валовой, Губанов и некоторые другие), которые выдвигали предложения подобного характера, по словам Валового, было даже распоряжение Горбачева о разработке противозатратного хозяйственного механизма. Но голоса этих авторов не были услышаны широкими народными массами. Народные массы поверили тому, что саботаж и кризис дефицита 1991 г. были порождены госсобственностью и планированием. Рядовые граждане не понимали, что запуск в 1965 г. затратного механизма означал появление отчужденного социализма (закамуфлированного капитализма). Идеологи реставрации капитализма скрывали то, что частные предприятия могут эффективно работать также и в условиях планирования и жесткого государственного регулирования, а госпредприятия могут участвовать в конкуренции не хуже частных фирм.

С 22 августа 1991 г. и по начало 1992 г. с закамуфлированного капитализма (в т.ч. с затратного механизма) был сброшен социалистический камуфляж. Саботажники возобновили работу, возник широкий поток импорта, кризис дефицита был преодолен. В то же время возникли интенсивный (вместо умеренного и даже задавленного) рост цен, спад и безработица, началось резкое имущественное расслоение. Инфляционная экономика из государственной и плановой превратилась в частную и саморегулируемую. «Только 18% россиян готовы полностью оправдать избранный путь» - цифра 18% меня нисколько не удивляет. «30% считают в целом курс на создание рыночной экономики правильным, но отрицают методы, какими это было сделано». Эти люди, как и многие другие, не понимают, что экономики без рынка не бывает, что уже в СССР с 1965 г. существовала государственно-плановая инфляционная экономика, которая в странах СНГ стала еще более инфляционной и сменила свою форму: теперь она в основном частная и саморегулируемая. Только в Белоруссии экономика в значительной степени осталась государственной и плановой и не стала такой инфляционной, как в РФ и других странах СНГ. Под методами, которые отрицают 40% опрошенных, можно подразумевать то, что в РФ нет таких ограничений капиталистического рынка (т.е. нет ограничений в завышении цен) и ограничений во вхождении в мировой рынок, какие действуют в Белоруссии, благодаря чему здесь более успешное развитие экономики и больше социальной справедливости, чем в РФ. С помощью кейнсианских методов можно обеспечить относительное экономическое равновесие в развитых капиталистических странах, но мы не видим, чтобы с помощью этих методов можно было преодолеть неэквивалентный обмен между развитыми и развивающимися странами. Не знаю, готовы ли названные выше 40% призвать к тому, чтобы РФ, следуя примеру Белоруссии, Венесуэлы, Малайзии, ограничила вхождение в мировой капиталистический рынок, усилила государственное регулирование и госсектор, ввела какие-то ограничения для завышения и роста цен. Очень жаль, что во время опросов не различают разные виды социалистического строя. Социализм в 80-е и начале 90-х годов, социализм 70-х годов, социализм 1965-1969 годов, социализм 1965-1969 годов, социализм 1953-1964 годов, социализм до 1953 г. – в той или иной степени разные виды социализма. Я думаю, что очень многие рядовые граждане считают КПРФ сторонницей отчужденного социализма периода с 1965-го по август 1991 г.

С уважением

Олег Павлович Брянский, работающий пенсионер

г.Екатеринбург

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400