Обнаружена самая маленькая сверхмассивная черная дыра

Находка может пролить свет на вопрос эволюции черных дыр этого класса.

(Казань, 12 августа, «Татар-информ»). Астрономы из американских университетов Принстона и Мичигана обнаружили самого маленького представителя класса сверхмассивных черных дыр. Его масса всего в 50 тыс. раз больше массы Солнца. Об этом сообщает «N+1» со ссылкой на статью обсерватории «Чандра», передает «Интерфакс».

Ученые обнаружили черную дыру благодаря наблюдениям в видимом и рентгеновском диапазонах за галактикой RGG 118. Собрать данные удалось с помощью телескопа Клэя (Чили) и космической обсерватории «Чандра». Авторы изучали скорость вращения звезд и холодного газа вокруг центра галактики, и эти данные позволили определить массу центральной черной дыры.

Оказалось, что она составляет примерно 50 тыс. масс Солнца: эта величина в два раза меньше, чем у предыдущего обладателя этого титула, и в 100 раз меньше, чем масса черной дыры в центре Млечного пути. Если сравнить объект в центре RGG 118 с самыми большими черными дырами, то разница в массе будет более чем в 200 тыс. раз.

Несмотря на небольшую массу, поведение обнаруженной черной дыры очень похоже на таковое у обычных сверхмассивных собратьев. Например, существует взаимосвязь между скоростью вращения звезд и массой центральной черной дыры. Давление ее излучения, направленное от дыры, составляет около 1 процента от ее гравитационных сил, что, по словам авторов, указывает на одинаковый эволюционный путь объектов вне зависимости от их масс.

По предположениям астрономов, сверхмассивные черные дыры располагаются в центрах галактик, однако механизм их возникновения пока не изучен. Обнаруженный «карлик» может пролить свет на вопрос эволюции сверхмассивных черных дыр.