news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Новый век // ПЕВЕЦ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

14 (2) февраля этого года исполняется 180 лет со дня рождения выдающегося татарского ученого, филолога, историка-этнографа, литературоведа, журналиста, педагога, автора многочисленных учебников Габделькаюма Насырова — Каюма Насыри, родившегося в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии (ныне с. Малые Ширданы Зеленодольского района Республики Татарстан) в 1825 году.

Детские годы К.Насыри прошли в родной деревне. Первоначальное образование он получил в мектебе своего отца. В 1841 году его привезли в Казань и отдали в медресе пятого прихода, где и учился до 1855 года. Здесь он изучал турецкий, арабский, персидский языки. В совершенстве усвоил родной язык и тайно от других изучал русский.

В 1855 году он получил предложение занять должность преподавателя татарского языка в Казанском духовном училище. В последующие годы стал преподавать татарский язык в Казанской духовной семинарии, миссионерское отделение татарской группы которой в конце XIX века окончил и известный чувашский ученый Николай Никольский.

Желая еще более пополнить и усовершенствовать свои знания, он поступил в Казанский университет на правах вольнослушателя. Это было редким явлением среди татар того времени.

Проработав 15 лет преподавателем в Русском духовном училище и семинарии, он уходит оттуда и начинает заниматься обучением татарских детей русской грамоте. Нелегко было организовать в то время школу для татарских детей.

В 1876 году, вследствие расхождения с инспектором татарских, башкирских, казахских школ Казанского учебного округа В.Радловым в вопросах методики обучения, К.Насыри уходит из этой школы и посвящает себя полностью литературной и научно-педагогической деятельности. Вообще, он был богато одаренным, всесторонне развитым человеком своего времени.

К.Насыри до глубокой старости (скончался 20 августа (2 сентября) 1902 года) был активным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Собирал, передавал на рассмотрение общества материалы по татарскому фольклору, выступал с докладами на заседаниях. Профессор-востоковед В.Григорьев писал в 1880 году, что К.Насыри «первый из наших мусульман, которого европейское образование, полученное им в Казанском университете, подняло в умственном отношении на такую высоту, что он мог отнестись к исламу объективно».

Первое свое произведение «Сборник вестей» написал в 1859 году. Первым печатным его трудом была книга-учебник «Синтаксис», вышедшая в свет в 1860 году. В этом же году издал брошюру о явлениях природы «На досуге», предназначенную для детей-школьников. Развивая эту деятельность дальше, составляет ряд учебников и руководств по различным отраслям теоретических и прикладных знаний: по арифметике, геометрии, географии, ботанике, земледелию и т.д. В каждой науке ученый обращает внимание на практическую сторону, объясняет, чему служит та или иная наука.

Являясь горячим поборником дружбы народов, К.Насыри одним из первых на родном языке ознакомил татарский народ с русской историей. Его книга «Краткая история России» (1890) является первым трудом в этой области, вышедшим на татарском языке.

С 1871 года ученый-энциклопедист начинает издавать настольный ежегодный календарь, мечтая одновременно и об издании татарской ежедневной газеты. Однако достичь разрешения царского правительства не удается.

Талантливый филолог создал первые оригинальные произведения в области татарского языкознания, различные словари. Значительны его заслуги в истории развития татарской художественной литературы. Он сам писал художественные произведения, кропотливо отбирал лучшие повести, рассказы, изданные на турецком, арабском, персидском языках, и переводил их на татарский, вел большую работу как литературовед, собиратель фольклора, занимался литературной критикой. В 1872 году писатель заканчивает переработку знаменитой «Повести об Абу-али-Сине». Прототипом героя является известный таджикский ученый Ибн-Сина — философ, юрист и медик, живший в конце X-начале ХI столетий в Средней Азии. В 1879 году К.Насыри приступает к работе над одним из самых объемистых трудов — «Плоды собеседования». В 1884 году в типографии Казанского университета была отпечатана книга объемом в 609 страниц. Сороковой раздел и послесловие данной книги с историко-литературной стороны имеют особое значение. Здесь автор освещает вопросы языка, теории и истории татарской литературы.

Многие труды ученого отличаются содержанием богатого исторического материала. Он первым из татар дает справедливую характеристику походам Чингиз-хана и Батый-хана, видит прогрессивные черты в реформах Петра I, научных открытиях Ломоносова, подчеркивает роль Ивана III и Ивана IV в создании единого, централизованного государства. Из уст К.Насыри татары впервые услышали о видных деятелях русского народа Ярославе Мудром, Александре Невском, Дмитрии Донском, Минине и Пожарском, Суворове, Пугачеве.

К.Насыри весьма плодотворно работал и в области педагогики. Сохранилось много высказываний его об этой науке. Занимаясь долгие годы педагогической деятельностью, он не остался просто учителем-практиком, а был педагогом мыслителем. Достойно внимания его следующее выражение: «Если ты педагог и воспитатель, так воспитывай своих подопечных, чтобы твое воспитание сказывалось на них до конца их жизни».

Немало материалов было опубликовано в печати и на русском языке: «Памятники народной литературы казанских татар», «Сказки казанских татар и сопоставление их со сказками других народов» (совместно с П.Поляковым), «Поверия и обряды казанских татар», «Образцы народной литературы казанских татар».

К.Насыри был близко знаком со многими известными учеными: В.Григорьевым, Н.Катановым, В.Радловым, О.Лебедевой, Г.Саблуковым, чувашскими учеными Н.Ашмариным. И.Яковлевым, Н.Никольским, марийским ученым-этнографом Т.Семеновым, поэтом Галием Чукрый.

Известный чувашский ученый, академик Г.Волков в своих капитальных трудах, как «Чувашская народная этнопедагогика», «Педагогика жизни», «Созвездие земли», высоко оценивает педагогическую деятельность идеи, патриотическую и интернациональную сущность характера татарского ученого Каюма Насырова.

Ученый, который в совершенстве владел всеми тонкостями арабского, персидского, джагатайского, татарского, русского языков, хорошо владел и чувашской разговорной речью, призывал татарский народ к старательному изучению русского языка. «Знание русского языка чрезвычайно необходимо и важно для светского общения”, — писал певец дружбы народов.

Профессор Я.Ханбиков прав в том, что К.Насыри «не в коей мере не ограничивает патриотическое воспитание узконациональными интересами, а выступает за укрепление интернациональных связей, за развитие дружбы между народами». Интернациональная природа ученого широко освещается в его трудах, посвященных вопросам воспитания. Он предлагает давать оценку людям не по принадлежности к религии и нации, а по их человеческим качествам. “Если с кем-либо придется беседовать, то не думай о том, какую религию он исповедует, а обрати внимание на его ум. Ибо его религия нужна ему, а ум — и тебе, и ему”, — говорил мыслитель.

Татарский народ помнит и высоко ценит своего дорогого сына К.Насыри. Его светлый образ создают писатели, драматурги, поэты, художники, скульпторы. На сцене Татарского академического театра им.Г.Камала в течение долгих лет ставился спектакль “Каюм Насыри” по пьесе Мухаммеда Гали и Хусаина Уразикова. Татарским зрителям очень понравился и телевизионный спектакль, созданный по пьесе Равиля Бухараева «Улица Каюма Насыри». Татарские писатели М.Гали, Рафис Ахметов, Нур Ахмадиев создали произведения “Детство Каюма”, “Звезда татарской зари”, “Каюм Насыри”. Известные художники, скульпторы Б.Урманче, С.Ахун, Б.Альменев, Э.Зарипов творили портреты, скульптурные бюсты ученого-энциклопедиста. Художник Мансур Рахимов написал содержательную картину “Просветитель-ученый Каюм Насыри среди земляков родной деревни Большие Ширданы”. В деревне Малые Ширданы устроен бронзовый бюст ученого, в деревне Большие Ширданы действует архитектурный и этнографический музей им.К.Насыри, а в Казани – его республиканский музей.

Уже в течение нескольких десятков лет Министерство образования и науки Республики Татарстан награждает премией имени Каюма Насыри выдающихся ученых-педагогов, работников народного образования за достигнутые успехи в педагогической деятельности и в развитии педагогической науки.

Татарский народ и другие братские народы нашей страны склоняют голову перед умом, талантом Каюма Насыри, с гордостью повторяют его имя, выражают ему свои глубокие симпатии и любовь.

Фанис ИСЛАМОВ, кандидат педагогических наук

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100