Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Новый век// НОВАЯ ГЛАВА ЭНЦИКЛОПЕДИИ РОССИЙСКОЙ ЖИЗНИ//15 сентября, №37
- Николай Васильевич, почему музей открывается именно в селе Астрадамовка, ведь Вашей родиной является Кадышево..?- Астрадамовка – старинное село, ему более трехсот пятидесяти лет. Оно находится совсем недалеко от моего родного Кадышева. В преж- ние времена очень часто в Астрадамовке проходили крупные базары, ярмарки, между всеми посурскими селами была активная экономическая связь. Я хорошо помню детство, юность, когда для нас не существовало границ – все Посурье было нашим родным местом… В наших краях и русские, и татары, и чуваши, и мордва жили всегда в дружбе и взаимном сотрудничестве. Эти традиции сохранились и по сей день, ведь Поволжье испокон веков было многоэтническим.… Обо всем этом – о великолепной, уникальной природе моего родного уголка, о его чудесных, добрых, трудолюбивых людях, создавших и сохранивших для нас свои удивительные традиции и устои, - “Священная Сура”, “Махотин извоз” и многие другие мои произведения. Я написал уже двадцать книг, и двадцать первая должна увидеть свет осенью этого года… Махотин извоз – это спуск с горы, по которому мы пешком ходили в Астрадамовку. Дед мой, Нарышкин Иван Максимович, был волжским бурлаком, он поднимался в конец Кадышева и через ту же Астрадамовку тянул вместе с товарищами свою нелегкую ношу на северо-восток в сторону Симбирска сто с лишним верст…. Таким образом, село мне вовсе не чужое, да и жители его, по всей видимости, считают меня своим, таким же родным, как все селяне.…
В Астрадамовской школе я неоднократно бывал и в уже зрелом возрасте, встречался с ее учениками, учителями. Школьники ее активно участвовали в создании книги “Читая и слушая Н.В.Нарышкина” - она посвящена моему творчеству и содержит более девяноста детских сочинений. Руководитель этого учебного заведения, Аксенова Светлана Евгеньевна, опытный педагог и воспитатель, человек удивительный, очень высокой культуры, патриот своей родины – и большой, и малой, – оказалась одной из идейных вдохновительниц создания музея.… Часто мы организовывали встречи с читателями и в Сурском музее, который возглавляет большой мой друг и очень талантливая поэтесса Лариса Михайловна Тимушева. Она тоже приложила немало усилий для того, чтобы предстоящее событие стало возможным.… Рядом – большое Чеботаевское хозяйство, которое возглавляет депутат законодательного собрания Ульяновской области Лаврушин Николай Иванович, тоже мой давний соратник.… Но до последнего момента я даже не догадывался, какой удивительный сюрприз все они мне готовят.- Что Вы думаете о названии будущего музея? Не кажется ли оно Вам слишком громким, нескромным?
- Первоначально оно, действительно показалось мне несколько шикарным, даже шокирующим. Я считаю, что только один человек не может соответствовать его требованиям, музей нужно постоянно насыщать новыми или некогда забытыми именами. Десятки, сотни имен должно быть увековечено для того, чтобы отобразить полную, истинную картину культуры и духовности посурской земли. “Энциклопедия российской жизни” должна вмещать судьбы величайших представителей российского государства. Мы не должны убивать нашу исконную культуру, природную духовность. Открытие этого музея, как любого другого, должно работать на возрождение, на неубиенность того уголка земли, которая вскормила, взрастила сам повод и причину его появления. Он должен каждому своему посетителю дать повод к размышлению, задать глобальные жизненные вопросы и дать ответы на некоторые из них. Но это должно быть не назидание, не силом навязанное мнение, а спокойный дружеский совет, предложение сделать выбор… Что-то похожее я попытался уже создать в одной из своих книг. “Мятущаяся Россия” - огромный том, посвященный судьбе нашего Отечества, его прошлому, настоящему, содержащий осторожные, но вполне, на мой взгляд, объективные прогнозы на будущее… - Что, по вашему мнению, дает Вам возможность объективно оценивать и отображать реалии общественной жизни, характеры многочисленных персонажей?
- Я сам – выходец из народа, из простой сурской природной среды. Я ни чем не был избалован в жизни, всего приходилось добиваться самому. Каждый год приезжаю на родину, постоянно встречаюсь с соотечественниками, буквально живу с этим народом. Во время службы на флоте я во сне видел свое Кадышево, на Тихом океане грезил Сурой. Под килем судна плещутся морские волны, а передо мной – палисадник с цветущей сиренью, запах душицы с гор, лягушачьи напевы и соловьиные трели, которыми летом наполнялись сурские просторы…. Вся Сура пела для меня, постоянно к себе тянула. Так родилась “Священная Сура”, которую до меня никто еще по-настоящему не воспел. Хотя традиция увековечивать в стихе или художественном тексте свои родные места – одна из основных в русской литературе. Есенин родился и вырос на Оке, Пушкин боготворил природу средней полосы… А ведь Сура – она сама музыка. Сколько гармошек было у нас в Кадышеве, сколько девок-плясуний! Это была своя, особая, необычайно самобытная культура, которую ни в коем случае нельзя противопоставлять западно-европейской, но смело можно ставить с ней в один ряд. Конечно, нужны и скрипки, и фортепьяно, и орган. Но ведь душа каждой нации живет в народном инструменте, в родном языке. У русских это - гармонь и балалайка, это песни народные, хороводы девичьи, частушки задорные…. Великий Шукшин, наверное, был одним из немногих наших современников, которые по-настоящему понимали и отображали истинный юмор и душу русского народа. И еще, наверное, Анатолий Калинин, которому этим летом исполнилось девяносто лет.…
Через свои, уже вышедшие в свет книги и рукописные пока еще дневники – а это более двух тысяч страниц – я хочу передать, донести до общества свои размышления о жизни, о нашей человеческой роли в функционировании Вселенной. Наверное, мои мысли не всегда позитивны и легки, именно поэтому “Разговор праведника с нечестивцем”, на первый взгляд, грубоватый труд. Как и очерк “Иванушка, проснись!”. Русский Иванушка - всепрощающий, убаюканный сказками о красивой жизни, - запутался в современной толкотне, заблудился, за- дремал, и я чувствую, что просто обязан его разбудить, наставить на истинный путь. Ведь он проспит и утратит высокую культуру, ремесла, которых в прежние времена в русской деревне было до ста разновидностей, искусство самобытное.… Уже сегодня мало кто может косу пробить, окосье сделать, смастерить топорище, деревянные вилы, сметать правильно стог сена, валенки свалять.… Может быть, всего этого сегодня много и не надо, но в то же время без агрокультуры, способной в прежние времена кормить не только огромную Россию, но и снабжать необходимым пол-Европы, я не вижу будущего для нашей страны. О каком патриотизме может идти речь, если так бездумно уничтожается крестьянская культура, насчитывающая десятки тысяч, миллионы лет?.. Конечно, мы без нее обойдемся – заселим Марс, поручим всю работу компьютеру, но тоска по живому, природному, чистому всегда будет жить в нас, завораживая и заставляя с сожалением смотреть назад. От развития, от будущего, безусловно, нельзя отказываться. Но и от прошлого своего, от истоков отрекаться тоже не стоит.… Патриотизм, добрый, настоящий – это любовь к своему отчему краю. Я не могу пренебрегать могилами своих предков, плевать на души своих отцов. Я преклоняюсь перед ними и продолжаю жизнь, которую они зародили.
На мой взгляд, сегодня крайне необходимо патриотическое воспитание молодежи. Его нельзя воспринимать так, как сегодня чаще всего толкует это слово так называемая информационная алькаида. Некоторые представители общественности почему-то боятся этого слова, как чего-то страшного, разрушительного; их отношение к патриотизму похоже на фобию. На самом же деле начинка у этого понятия самая что ни на есть здоровая: патриот – это тот, кто любит свой народ, свою культуру, кто поклоняется могилам предков, чтит память отцов и дедов, соблюдает их традиции. Патриот – и татарин, и русский, и мариец, и еврей, и грузин. Это тот, кто шел в строю на супостата, тот, кто разгребал завалы в сгоревшем ядерном реакторе… Это тот, кто родился в своей стране, живет и работает на благо Отечества, которых у человека не может быть два или три, как не может быть нескольких матерей. Патриотизм есть добро. Ему противостоит зло, которое уничтожает основы прочности государства, разрушает, заражает чужеродными вирусами ее культуру, мнет и рвет ткань истории.… Патриотизм воспитывает в подрастающих поколениях любовь, стремление сохранять и восполнять культурно-нравственные истоки своего Отечества.- Вы считаете, музей – действенное средство воспитания?
- Безусловно, ведь музей – это сохранение памяти, а музейные встречи, беседы - возможность продлить, распространить ее среди молодых, только еще вступающих в жизнь….
Только вот о чем еще мне хочется сказать. Конечно, приятно, что сейчас во всех присурских школах есть стенды, посвященные Н.В.Нарышкину, моему творчеству. Но обидно, что куда-то исчезли портреты классиков русской литературы. Это все оттого, что само государство относится к этому пренебрежительно, полагая, что рынок решит все проблемы разом. В руководстве страны, как в зеркале, отражаются актуальные тенденции времени, приоритетные направления развития. Сегодня очень заметна духовная бедность, отсутствие стремления к совершенствованию молодого поколения. А ведь как театр начинается с вешалки, так школа начинается со стендов, с портретов великих людей истории, литературы государства. Необходимо сохранять, возрождать для потомков имена гениальных соотечественников. Я не только говорю об этом, но и стараюсь принимать деятельное участие в процессе. Так, в 2003 году был двухсотлетний юбилей нашего земляка, талантливейшего поэта Николая Языкова, которого так называемые “западники” долгое время не пускали в российскую аудиторию, а А.С.Пушкин считал одним из лучших русских литературных деятелей... Тогда указом губернатора Ульяновской области Владимира Шаманова я был назначен председателем Языковского Оргкомитета, силами которого в усадьбе Языковых была организована реконструкция, очищены пруды, обустроены сквер и музей. Теперь там каждый год в июне проводятся Пушкинско-Языковские праздники. И хотя до этого многие знали, кто такой Языков, число почитателей его творчества увеличилось в сотни раз… А Алексей Хомяков, которому тоже исполнилось в прошлом году 200 лет со дня рождения? Талантливейший, но забытый ныне поэт, великий богослов. Когда я взял в библиотеке имени Лобачевского Казанского Государственного Университета его книги, большинство из них были даже не разрезаны, не перелистаны ни разу…. Многие имена в России, особенно в 20-80-х годах прошлого столетия, оказались в забвении. Прогресс – он очень часто уводит нас в сторону от того, что во все времена являлось фундаментальным, воспитующим, совершенствующим духовно, от той столбовой дороги, по которой шло развитие русской культуры. - Что же, все так безнадежно?
- Нет, конечно. Скорее всего, мы вернемся, восстановимся на пути истинном. Ведь иначе человечество свалится… в пустоту, в безнравственный колодец. Но вот эти сегодняшние промедления, раскачивания приносят колоссальные издержки….- Николай Васильевич, на мой взгляд, Вы больше интеллигент, нежели крестьянин. Звание профессора, академика, общественного деятеля вызывают довольно далекие от сельского хозяйства ассоциации. Откуда такая страсть к земле, к аграрным сюжетам, деревенским мотивам...?
- По сути, по рождению, я – крестьянин. Мои деды не снимали лаптей, отец и мать работали на земле, жили в селе, где я родился и вырос. Дядя моей бабушки, Николай Митрофанович Махотин, храм кирпичный поставил в Кадышеве на собранные мирские деньги, ни копейки не утаил, чтобы деревянную церковь каменной заменить…. О них, моих достойных предках, уважаемых земляках я написал большую книгу “Кадышевский эпос”. Она - о селе “древнем и дивном, статном и песенном, селе работящем и добром, в течение более четырех веков изобильно питающем своим богатым духом и уникальными традициями Поволжско-посурскую землю и Святую Русь”. Кадышево – мое отечество, моя большая и малая родина, колыбель моего детства, чистородниковый исток моего жизнедвижения.… Я крестьянин, но считаю себя русским интеллигентом, потому что, хоть отец мой и был неграмотным крестьянином, но он был великим философом, выдающейся личностью. Многие простые люди на нашей земле мыслили удивительно мудро. Чтобы все это не растаяло в прошлом, не растворилось в пространстве и во времени, не ушло в вечность навсегда, я переношу все это на бумагу, пытаюсь свет их духовности, их необычайной внутренней красоты донести до наших современников, сохранить для будущих поколений. Я надеюсь, это поможет нам жить, пробираться сквозь дебри новой реальности, избегая страшных и чаще всего неисправимых ошибок.…
Да, я профессор экономики, преподаю, занимаюсь научной деятельностью,… но основой моей деятельности всегда была аграрная тематика – я и кандидатскую защитил в Московском государственном университете на эту тему, был членом Проблемного Совета Минвуза РСФСР по агропромышленной интеграции и межхозяйственной кооперации. Мы мечтали создать такой агропромышленный комплекс, при котором из Булака бы вместо не слишком чистой воды текли сметана и молоко. Мы были романтиками даже в таком, на первый взгляд, сухом и серьезном деле, как плановая экономика Я всегда был и до сих пор считаю себя политэкономом, хотя сегодня экономика совсем другая.
Очень захотелось спросить Николая Васильевича, где он научился этой романтике. А потом подумалось: конечно, на любимых сурских просторах!
Нарышкин закончил Сурский зоотехникум – маленькое здание, меньше даже, чем большинство современных коттеджей, которое для деревенских ребят было и Оксфордом, и Гарвардом... Лекции читали пожилые, мудрые преподаватели еще той старой, довоенной закалки, они учили добросовестно, интеллигентно, основательно... Помогал председателю колхоза – недолго, но достаточно для того, чтобы получить первый опыт организационно-хозяйственной деятельности… А научная работа, звание профессора и академика, активного общественника и пропагандиста…. Все это было потом, когда память о березово-соловьином крае уже невозможно было стереть в душе и сердце.…Геннадий Лукич Дегтярев, ректор Казанского государственного технического университета (КАИ) им. А.Н.Туполева, академик Академии наук Татарстана, профессор.
- Мы с Николаем Васильевичем старые друзья – работаем вместе уже сорок лет! Это человек очень неравнодушный, очень страстный, увлекающийся. Он честный, порядочный, и то, что он поет гимн своему краю, людям, среди которых родился и вырос, делает его прекрасным. Он настоящий патриот, и, я думаю, музей в его честь достоин такого масштабного названия - “Энциклопедия российской жизни”. Редкий талант дарован этому человеку. В нем сочетаются такие, на первый взгляд, разные направления, как поэтическое воспевание Отечества и научная деятельность в сфере экономической теории. Но это только на первый взгляд, потому что экономика в его понимании – тоже творческое направление. Именно как область неоднозначную и очень увлекательную преподносит он экономику своим студентам - с точки зрения необходимости ее развития во благо своей Родины, своего государства. И этим патриотизмом, сущность которого буквально светится в нем самом, он заражает всех нас.
Юрий Федорович Гортышов, проректор по науке Казанского государственного технического университета (КАИ) им. А.Н.Туполева, профессор.
- Я был студентом Николая Васильевича, он нам читал лекции по политической экономике. Уже тогда я понял, что это очень интересный, знающий человек. Позже мы вместе работали в парткоме, он очень активно занимался общественной деятельностью.… Но даже тогда я не подозревал, какой потенциал, какая энергетика таится в этом человеке. Он вдруг начал писать, причем на такие необычные для нашего времени темы. Сегодня он занимается не только научной, но и публицистической деятельностью, журналистикой, выступает перед школьниками, участвует в самых разных общественных проектах…. Я читаю все его книги, и, честно говоря, до сих пор не перестаю удивляться и радоваться за него. Не смотря на сложности современности, на одиночество после потери любимой жены, Николай Васильевич нашел себя на очень благородном поприще. В нем словно открылось второе дыхание - неиссякаемое желание жить, творить, возрождать.…
Наиль Файзулхакович Газизуллин, главный редактор Евразийского международного научно-аналитического журнала “Проблемы Современной Экономики”, доктор экономических наук, профессор СПбГИЭУ, вице-президент РАГН, заслуженный деятель науки РТ.
- …Достоин ли Нарышкин музея? Он не просто достоин, а это вполне закономерное явление, потому что Николай Васильевич – абсолютно незаурядная личность. Он известный ученый, он очень активный пропагандист идей человеколюбия, большой патриот нашей Родины, и при всем этом обладает незаурядным писательским даром. Будучи профессором экономики, Николай Васильевич уже давно является действительным членом Российской Академии гуманитарных наук, что, безусловно, характеризует его как многогранную личность, ведь этим званием удостаиваются лишь крупные ученые, сделавшие действительно весомый вклад в гуманитарную науку нашей страны. Думаю, открытие музея послужит ему стимулом для осуществления еще более масштабных планов, как в литературе, так и в науке и в преподавательской деятельности.
Владимир Львович Васильев, аспирант кафедры экономической теории и права КГТУ им. А.Н.Туполева.- Уже три года Николай Васильевич является моим наставником. Он открыл для меня мир большой науки, познакомил с великими мировыми именами, теориями, перевернувшими мое представление об экономике как о точной и сухой дисциплине. Именно он открыл для меня Карла Маркса и “Капитал” как действительно величайший труд, глобальное событие прошедшего столетия.… С удовольствием посещаю его лекции, принимаю участие в семинарах. Я уже подхожу к защите своей научной работы, это, конечно, заслуга всей нашей кафедры, и Николая Васильевича прежде всего. Потому что такие люди, как он живут ради студентов, ради молодого поколения, для развития и процветания научной и практической мысли….
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»