Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
^Нияз ХАЛИТОВ: «Основные задачи на территории Кремля решены – удалось обосновать 1000-летие Казани, найдены основные исторические объекты, проведена реконструкция зданий»
Нияз ХАЛИТОВ: «Основные задачи на территории Кремля решены – удалось обосновать 1000-летие Казани, найдены основные исторические объекты, проведена реконструкция зданий»
В агентстве «Татар-информ» состоялась пресс-конференция, посвященная исследованиям археологов на территории Казанского Кремля. Во встрече с журналистами принял участие заместитель директора по научной работе музея-заповедника «Казанский Кремль», доктор архитектуры Нияз Халитов. Вел беседу заместитель генерального директора агентства Наиль Селиванов.
Какую работу планируют провести археологи в дальнейшем на территории Казанского Кремля?
Н.Х.: Самые масштабные исследования закончены. Мы пришли к выводу, что современный уровень археологических исследований недостаточен для того, чтобы полноценно исследовать ценнейшие, культурные наслоения, которые сохранились в Кремле. Поэтому было принято принципиальное решение – пока заморозить работу, так как мы теряем информацию во время раскопок. Если мы потеряем этот культурный слой, мы уже ничего не сможем вернуть. К примеру, в последние годы появились металлоискатели, которых раньше не было. Мы имели возможность найти мельчайшие фрагменты – гвоздики от сапог и так далее, я уже не говорю о монетах и прочем, что раньше просто в отвал уходило. Основные задачи решены – удалось обосновать тысячелетие Казани, найдены основные исторические объекты, сделана реконструкция зданий. Поэтому археологические исследования решено пока приостановить и ограничиться только охранно-спасательными работами.
Вы участвовали в создании исторического макета Казанского Кремля времен Казанского ханства для Всемирной выставки 2000 года. Эту модель увидело более 1,5 миллиона иностранцев. Расскажите об этом проекте поподробнее.
Н.Х.: С 1976 года я серьезно занялся тематикой реконструкции Казанского Кремля и Казани, периода Казанского ханства. Накопилось очень много информации, которая вылилась в книгу, где собран материал с анализом самых разных видов моделирования, рассуждения на эту тему, документы. Так получилось, что подоспела эта дата «ЭКСПО 2000» и мне предложили создать модель Казанского Кремля периода Казанского ханства. Хотя поначалу казалось, что это невозможно сделать. Мы сумели сделать модель ханской Казани за полгода. Задачи были очень сложные. Нужно было собрать весь материал и создать заново проект, по оврагам пустить дороги, по склонам - крепления. Когда делаешь картину с одной стороны - это проще, а тут нужно было сделать полную модель. И получился город сам собой, мы старались меньше выдумывать, больше опираться на факты. Город получился совершенно изумительной архитектуры, своеобразного облика. Причем XVI век – это уже 550 лет истории, и, соответственно, на модели города мы видели объекты и X- XII веков. Такой вот своеобразный город. Этот проект потряс всех, вдруг появился город, которого никто никогда не видел. Модель имела большой успех на выставке.
Традиционно считается символом Ислама полумесяц, в этой модели этого полумесяца не было. Ни на одной мечети. Это всех удивило.
Н.Х.: Полумесяц - это поздний символ, он получил распространение уже в XVIII-XIX веках. Это же герб Константинополя, когда город был захвачен турками, они его на свои знамена взяли, перенесли. Также как Зилант – герб Казани, он и в русское время был гербом Казани, и в татарское. И если бы Казань стала центром Исламского мира, может быть, этот герб тоже бы прозвучал каким-либо образом. Также получилось, что полумесяц стал символом Османа, когда Халифат был перенесен в Стамбул, символ начал распространяться повсюду. Если взглянуть на мозаику, которая сложилась к тому времени, то полумесяц только на османских мечетях. На арабских или кавказских мечетях его нет. То есть полумесяц стал символом Османской империи. Так как в этот момент в исламские границы стали входить громадные территории, соответственно, он стал восприниматься как символ Ислама. В Татарстане полумесяц начинает появляться на гравюрах XVIII-XIX веков. Поэтому мы считаем, что в период Казанского ханства не было полумесяца, были лишь шарики и завершение в виде шпиля.
В прошлом году была открыта жемчужина Казани – мечеть Кул Шариф. Многие ученые считают, что во времена Казанского ханства она стояла в другом месте, не там, где сейчас построена.
Н.Х.: Название Кул Шариф было взято как символ возрождения Ислама, возрождение духовности народа. Одновременно решался вопрос памяти погибших при защите отечества. Кул Шариф был человеком, который воплотил в себе все это. Он был государственным деятелем, духовным лидером, героически погиб, возглавив один из участков обороны. Считаю, что со стороны Президента РТ – это большое мужество мечети дать такое название. Та самая историческая мечеть не называлась Кул Шариф, просто по имени самого известного имама была названа. Находилась она, действительно, в другом месте и, вероятно, мы ее уже нашли. И что самое интересное, эта мечеть и медресе сохранялись до 30-х годов XIX века в виде архиерейского дома. Это место, где сейчас расположен садик перед Благовещенским собором. Там был мощный комплекс сооружений архиерейского дома. Когда мы археологически исследовали этот участок, то обнаружили очень интересные сооружения многослойные - и XVIII- XIX века, есть XV-XVI вв. тоже. Сооружения XV-XVI веков - мечеть и прилегающее к ней медресе, достаточно разветвленное каменное сооружение, там до нас еще копали, разрозненные чертежи были, все это мы свели воедино и вдруг оказалось, что архивные чертежи архиерейского дома и вот этих средневековых сооружений совпадают по планировке. Оказалось, что сгоревший архиерейский дом в 1829 году - это переделанный средневековый комплекс. Оказывается, со времен Казанского ханства двухэтажное каменное сооружение – мечеть, медресе Кул Шариф стояло. Его разобрали после пожара. Но сохранились чертежи, сохранились даже фасады, планировка. Сейчас мы работаем над восстановлением облика этого сооружения.
Традиционно башня Сююмбике воспринимается как символ Казани. Есть разные легенды о ее создании. У ученых разные мнения. Была ли башня Сююмбике до взятия Казани или нет?
Н.Х.: В исторических городах есть такая традиция - если где-то стояла башня, то после того, как она сгорит или рухнет, ее позже там и восстанавливают. Башня Сююмбике - начала XVIII века, кстати, хороший повод справить 300-летие этого сооружения. Никто не догадывается заметить этот большой юбилей. Можно отметить эту круглую дату. Сейчас, оказывается, по всем данным она была построена до 1708 года, документов пока нет, но есть архитектура башни, которая является документом, только его читать надо уметь. Язык архитектуры тоже расшифровывается, Подобная башня, действительно, стояла немного в другом месте, ее же все-таки нашли, а на месте самой башни Сююмбике находилась ханская мечеть с высоким минаретом. Когда строили новый комплекс, то на месте ханской мечети появилась дворцовая церковь, а вместо ее минарета появилась башня Сююмбике. Хотя по форме другие, но общий силуэт сохранился.
Известно, что некоторые исторические личности, в частности, Наполеон, впервые увидев храм Василия Блаженного, воспринимали его как мечеть. Как вы считаете, этот храм в центре Москвы – некий трофей после взятия Казани? И что он построен в традициях татарского зодчества.
Н.Х.: Я эту идею защитил в Москве. Это был один из самых ярких моментов моей работы. Собрались там разные люди, не только доброжелатели. Тем не менее, работа была принята единогласно. К примеру, в честь победы над Наполеоном был поставлен фактически католический по своему виду собор в центре православной империи – это Казанский собор в Санкт-Петербурге. Католического вида французский классицизм - вещь недопустимая с точки зрения нормальных церковных традиций. Но в данном случае это допустили в честь победы над Наполеоном. Это был как триумф победы. У храма Василия Блаженного своя идеология – это программное заявление на завоевание вообще мусульманского мира. То есть брался образ мечети и увенчивался крестом. Прямо на Красной площади. Это фактически и не церковь, там негде молиться.
Сейчас на Спасской башне Кремля – звезда, ее давно хотели заменить.
Н.Х.: В Татарстане, насколько я знаю, неоднозначное отношение к этому символу. Пока вопрос не решен. Исторически там звезда, ну пусть будет. Решили, что Казань - город консервативный. Если время потребует, то все само собой отпадет как шелуха. Кстати, сейчас я подготовил большой документ о переименовании в Кремле. Можно воссоздать древнюю историю, вернув башням первоначальные названия.
Материал подготовила Люция КАМАЛОВА
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»