news_header_top_970_100
news_header_bot_970_100

Не говорить «не переживай»: практические советы от психолога родителям абитуриентов

Как родителям помочь ребенку справиться со страхом и волнениями при поступлении, а также сохранить свое психологическое здоровье – в материале ИА «Татар-информ».

news_top_970_100
Не говорить «не переживай»: практические советы от психолога родителям абитуриентов

Выпускные экзамены и поступление в высшие или средние учебные заведения – один из важнейших этапов в жизни человека, во многом определяющий его будущее. В этот период старшеклассники, несмотря на ощущение взрослости, как никогда нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей.

Педагог-психолог Казанского филиала Российского государственного университета правосудия Ольга Зудерман во время прямого эфира рассказала, как взрослым помочь своим детям пройти путь от сдачи экзамена до зачисления в учебное заведение, справиться со всеми волнениями и страхами, не потерять связь с ребенком, а также сохранить свое психологическое здоровье.

Отличительная черта стресса во время поступления в учебные заведения – его продолжительность. Старшеклассники начинают волноваться о результатах еще задолго до самих экзаменов и не могут успокоиться до тех пор, пока не получат документы о зачислении. Волнение распространяется на всю семью, и очень важно, чтобы в этот период все друг друга поддерживали.

Фото: Владимир Васильев

«Очень здорово, если вся семья объединяется. У кого-то уже закончился внутренний ресурс, у кого-то он еще есть. И смена настроения, и повышение или понижение аппетита, и смена в режиме сна – все это может наблюдаться в этот период, но важно обратить внимание, насколько сильно это проявляется: если чрезмерно – нужно прийти на помощь ребенку», – отметила спикер.

Если ребенок становится очень замкнутым или безразличным ко всему происходящему вокруг – это говорит о его чрезмерных переживаниях. Нарушенный режим сна, отказ от приемов пищи, провалы в памяти, внезапная враждебность, агрессивность и проявления гнева также свидетельствуют о необходимости психологической помощи. 

С другой стороны – у такого рода стресса есть некая определенность в виде срока. Ребенок знает, к какому моменту вопрос о поступлении будет решен, но как он решится – неизвестно. При этом важно помнить, что помимо экзаменов и подачи документов, в жизни ребенка происходит еще много других событий, которые также могут стать причиной тревог и волнений.

Фото: Владимир Васильев

Психолог разделила стресс на три основных вида: острый, хронический и неконтролируемый.

К острому стрессу, отметила спикер, можно подготовиться – «закалить» себя под него. Родители должны оказать ребенку максимальную поддержку: спрашивать его, что именно он чувствует, страх или просто небольшое волнение и тревогу – проговаривая свои эмоции, человек начинает их брать под контроль.

К факторам хронического стресса можно отнести сбитый цикл сна, шумы, сильную жару. Человек не всегда может устранить их, но можно попытаться минимизировать их влияние. Так, если ребенок долго не может уснуть, ему следует не сидеть в телефоне перед сном, поскольку даже 15 минут просмотра яркого экрана значительно снижает выработку мелатонина в организме человека.

С неконтролируемым стрессом дела обстоят сложнее. Здесь могут помочь четкие ежедневные ритуалы, то есть определенные практические действия, которые создадут ощущение контроля, позволят регулировать внутреннее напряжение.

Фото: Ильнар Тухбатов

«Родительство на 80% состоит из создания эмоционального пространства доверия. Необходимо проговаривать все острые состояния вашего ребенка, ни в коем случае не отмахиваться от него и не говорить "не переживай"», – заметила Зудерман.

Родителям следует поделиться с ребенком своим опытом сдачи экзаменов и поступления. При этом не нужно ждать, что ребенок будет реагировать на ситуацию так же, как его родители. В таких обстоятельствах все ведут себя индивидуально: кто-то активно ищет альтернативные возможности, а кто-то терпеливо ждет результатов. Это обусловлено особенностями нервной системы каждого человека.

Ребенок должен понимать, что если все пойдет не по плану, у него всегда есть альтернативные пути. Взрослым следует объяснить ребенку, что они готовы полностью взять на себя оплату обучения, поскольку дети очень сильно переживают, что родителям придется вложить немалые деньги в их обучение – это чувство ответственности еще больше усугубляет их переживания.

И самое важное – ребенок должен знать, что его любят и поддерживают. Взрослым легче управлять своими эмоциями, и если у ребенка эмоции выражены очень ярко – не стоит делать замечаний.

Фото: Салават Камалетдинов

Выбор будущей профессии – очень важный вопрос, с которым родителям нужно помочь своему ребенку.

«Важно понять, на что человек нацелен в своем профессиональном развитии. Хочет ли он строить карьеру или стать популярным. Возможно он ориентирован на материальный ресурс, а может  ему важны свобода, независимость и творческая реализация», – отметила Зудерман.

По ее словам, родители должны помочь ребенку определить его базовые ценности в жизни и на их основе выбрать будущую профессию.

На сегодняшний день ярко прослеживается тенденция на получение второго или дополнительного образования. Очень часто люди в уже сознательном возрасте идут обучаться, поскольку изначально выбрать нужную специальность получается не у каждого. С этим связано появление системы бакалавриата и магистратуры: если отучившись на бакалавра человек понял, что это не его, он может получить другую специальность на магистратуре.

В этот период у старшеклассника растет самосознание, поэтому очень важно дать ребенку право на свое мнение и право на ошибку. Это позволит ему выработать очень важный навык, который поможет справляться с непредвиденными ситуациями в будущем.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100